АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2017 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
в составе: председательствующего Одинцова В.В.
судей Багрий Л.Б. и Метова О.А.
по докладу Багрий Л.Б.
при секретаре Востряковой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Марченко < Ф.И.О. >12 на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 26 декабря 2016 г., которым частично удовлетворен иск Южакова < Ф.И.О. >13, Южаковой < Ф.И.О. >14 к Марченко < Ф.И.О. >15 о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л А:
Южаков В.Л. и Южакова И.А. обратились в суд с иском к Марченко Е. А. о компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, ссылаясь на то, что Марченко Е. А. в своих интересах и несовершеннолетнего сына Марченко К.В. обратилась в суд с заявлением в порядке ст. 318 УПК РФ о привлечении Южакова В.Л. и Южаковой И.А. к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 128.1 УК РФ - клевета, совершенная с использованием своего служебного положения.
Приговором мирового судьи судебного участка № 84 г.Славянска-на-Кубани от 31 июля 2015г.,оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции Славянского городского суда от 24 августа 2015г., Южаков В.Л. и Южакова И.А. были оправданы по ч. 1 ст. 128.1 УК РФ за отсутствием в их действиях состава преступления.
Своими действиями, выразившимися в незаконном обвинении и привлечении их к уголовной ответственности, Марченко Е. А. причинила им нравственные страдания, сделала жизнь невыносимой. Факт привлечения их к уголовной ответственности ухудшил их состояние здоровья, нарушил личные неимущественные права, принадлежащие им от рождения: достоинство личности, право не быть привлеченными к уголовной ответственности за преступления, которые они не совершали, честное и доброе имя.
Просили взыскать с Марченко Е. А. в счет компенсации морального вреда в пользу каждого по <...>.
Марченко Е. А. иск не признала, ссылаясь на то, что институт реабилитации не распространяется на лиц, оправданных по уголовным делам частного обвинения; ее обращение в суд с частным обвинением было направлено на защиту своих прав и несовершеннолетнего сына, и не имело намерение причинить вред Южаковым.
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 26 декабря 2016 г. иск удовлетворен частично.
Взыскано с Марченко Е. А. в пользу Южакова В.Л. в счет компенсации морального вреда <...>.
Взыскано с Марченко Е. А. в пользу Южаковой И. А. в счет компенсации морального вреда <...>.
Взыскана с Марченко Е. А. в доход государства государственная пошлина в размере <...>.
В апелляционной жалобе Марченко Е.А. просит отменить решение, т.к. доказательства злоупотребления своими правами как частного обвинителя по делу не представлено; она защищала свои и ребенка интересы и обоснованно обратилась с заявлением о привлечении Южаковых к уголовной ответственности; размер компенсации морального вреда определен без учета ее пенсионного возраста, нахождения на иждивении несовершеннолетнего ребенка, степени физических страданий истцов.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Марченко Е.А. и ее представителя, судебная коллегия находит основание к изменению решения суда в части определения размера компенсации морального вреда.
Суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом (ст.151 ГК РФ).
Действиями Марченко Е.А. необоснованно обвинившей в совершении преступлений Южакова В.Л. и Южакову И.А. были нарушены их личные неимущественные права, что причинило им нравственные страдания, и в силу ст.151 ГК РФ предусматривает компенсацию морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы Марченко Е.А. о ее обоснованном обращении с заявлением о привлечении Южаковых к уголовной ответственности противоречат вступившему в законную силу оправдательному приговору мирового судьи судебного участка № 84 г.Славянска-на-Кубани от 31 июля 2015г.
В соответствии с п.2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда суд не учел характер физических и нравственных страданий Южакова В.Л. и Южаковой И.А.; степень вины Марченко Е.А., заблуждавшейся относительно объема своих прав, при осуществлении защиты интересов своих и несовершеннолетнего ребенка, поэтому взыскание в счет компенсации морального вреда в пользу Южакова В.Л. <...>. и Южаковой И. А. 25 000 руб. не отвечает требованиям разумности и справедливости
Судебная коллегия считает необходимым уменьшить размер компенсации морального вреда, взысканный в пользу каждого из истцов, до <...>
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Славянского городского суда Краснодарского края от 26 декабря 2016 г. изменить.
Взыскать с Марченко Елены Александровны в пользу Южакова < Ф.И.О. >16 в счет компенсации морального вреда <...>
Взыскать с Марченко Елены Александровны в пользу Южаковой < Ф.И.О. >17 в счет компенсации морального вреда <...>.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Марченко Е.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи