Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-275/2013 ~ 2-249/2013 от 06.05.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Иланский

Судья Иланского районного суда Красноярского края Шепелева Н.Ю.

при секретаре Коваль Е.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Ельниковского сельсовета Иланского района об обязании ликвидировать свалку бытовых отходов в <адрес>, организовать сбор и вывоз мусора,

УСТАНОВИЛ:

Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась с исковыми требованиями к администрации Ельниковского сельсовета Иланского района об обязании в двухмесячный срок ликвидировать свалку бытовых отходов в <адрес>, а так же организовать сбор и вывоз мусора.

Исковые требования мотивированы тем, что службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа» (действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ ) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края.

На основании предоставленной информации Красноярским филиалом ФГУП «Госцентр «Природа» на территории Ельниковского сельсовета Иланского района была обнаружена свалка с нарушениями организационно-правового характера, а именно с отсутствием документов, в <адрес>. Собственником объекта является администрация Ельниковского сельсовета Иланского района. Географическое расположение объекта 55°42"58" с.ш. 96°18"25" в.д. Ближайший населенный пункт восточнее <адрес> на расстоянии 0,5 км. Ближайший водный объект – ручей Камешек, приток реки Пойма на расстоянии 0,5 км. Объект расположен на землях городских округов и муниципальных образований. Решение об отводе земель отсутствует. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъяснено сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона предусмотрено правило, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно пункту 1 статьи 7 названного Федерального закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления поселений установлены пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.

Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что:

территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Также статьёй 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами.

В соответствии с ГОСТом 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст) сбор отходов: Деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26 ГОСТа).

Транспортирование отходов: Деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5.28 ГОСТа).

Кроме того, указанный объект не является полигоном ТБО, так как не отвечает гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01»).

В соответствии с названным Постановлением от 30.05.2001 № 16 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (пункт 2.1 раздела 2 Постановления).

Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам ( пункт 2.2. раздела 2 Постановления).

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

До настоящего момента администрация Новопокровского сельского совета, как собственник объектов, не предприняло мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не оформило техническую документацию на названные объекты, как на полигоны ТБО.

Территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтрата, поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод. Вследствие фильтрации сточных вод формируется постоянно расширяющаяся область загрязненных вод.

Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве аккумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей.

С учетом изложенного, представитель службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края просит обязать администрацию Ельниковского сельсовета ликвидировать свалку бытовых отходов в <адрес>, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель истца Переславцев А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – глава Ельниковского сельсовета ФИО1 – в судебном заседании исковые требования признал полностью.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав в полном объеме материалы гражданского дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 3 Федеральною закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.

В соответствия со статьёй 6 названного закона осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности (за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю) относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судьи рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающих из экологических правоотношений с участием органов государственной власти,

В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Статьёй 46 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется судебная защита прав, свобод и охраняемых законом интересов,

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов Местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

Согласно представленных в суд материалов следует, что в службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края была представлена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа» (действующего на основании государственного контракта от 27.07.2012 года №29/2012) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края, согласно которой на территории Иланского района имеются несанкционированные свалки бытовых отходов.

Между тем, в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации каждый должен охранять природу и окружающую среду бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране Окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не окатывают воздействия ни человека.

Вместе с тем, согласно ст.2 Конституции РФ человек, его нрава и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

Таким образом, деятельность администрации Ельниковского сельсовета Иланского района по неисполнению требовании Федерального законодательства в области охраны окружающей среды, является незаконной.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать администрацию Ельниковского сельсовета Иланского района в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда организовать сбор и вывоз бытовых отходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Ельниковского сельсовета Иланского района Красноярского края, удовлетворить.

Обязать администрацию Ельниковского сельсовета Иланского района Красноярского края:

1.      В двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать свалку бытовых отходов, расположенную55°42"58" с.ш. 96°18"25" в.д. Ближайший населенный пункт восточнее <адрес> на расстоянии 0,5 км. Ближайший водный объект – ручей Камешек, приток реки Пойма на расстоянии 0,5 км.

2.      В двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: Н.Ю.Шепелева

2-275/2013 ~ 2-249/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Службы по контролю в сфере природопользования
Ответчики
Администрация Ельниковского сельсовета
Суд
Иланский районный суд Красноярского края
Судья
Шепелева Наталья Юрьевна
Дело на странице суда
ilansk--krk.sudrf.ru
06.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2013Передача материалов судье
06.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2013Судебное заседание
31.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2013Дело оформлено
18.07.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее