Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2015 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Железном А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3 -13/2015 по административному заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «Молоково» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «Молоково» (далее – ООО «ЖК «Молоково») обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости 8-ми принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, расположенного в Ленинском районе Московской области.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает его (истца) права плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке по состоянию на 1 января 2013 года (дату кадастровой оценки) (т. 1 л.д. 3-7).
В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости земельных участков, определенной в отчете об оценке, судом дважды назначалась экспертиза (в том числе повторная) для определения действительной рыночной стоимости данных объектов недвижимости (т. 2 л.д. 93-96, т. 3 л.д. 285-287).
По результатам повторной судебной экспертизы рыночная стоимость спорных земельных участков была определена в размере отличном от размера указанного в отчете об оценке.
В судебном заседании представитель административного истца Глухов Е.А. уточнил требования своего доверителя, просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной на дату кадастровой оценки по результатам повторной экспертизы, а именно:
земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:444, общей площадью 1171 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 6411693 рубля;
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:190, общей площадью 8393 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 36323225 рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:483, общей площадью 1180 кв.м. 1171,00 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 6457904 рубля.
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:484, общей площадью 2782 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 14580462 рубля;
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:485, общей площадью 2655 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 13959194 рубля;
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:487, общей площадью 2508 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 13216157 рублей.
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:486, общей площадью 2534 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, в размере 11593 050 рублей.
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:460, общей площадью 19387 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 79414968 рублей (т. 3 л.д. 237-238).
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области – Нестеров Д.В. возражал против удовлетворения уточненных требований административного истца, полагая рыночную стоимость, определенную по результатам повторной судебной экспертизы заниженной, а заключение эксперта не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности в части некорректного подбора объектов-аналогов в рамках сравнительного подхода к оценке, используемого экспертом, необоснованного применения отдельных корректировок на ценообразующие факторы указанных объектов, искажение данных факторов у объектов оценки. Представитель Министерства имущественных отношений Московской области полагал возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной рыночной стоимости, определенной по результатам первоначальной судебной экспертизы экспертом ООО «ИОЛА. Объективная оценка» Беловым И.В.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца и представителя административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области, исследовав материалы дела, допросив эксперта, полагает уточненное административное исковое заявление ООО «Жилой комплекс «Молоково» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщикам земельного налога.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).
Судом установлено, что административный истец является собственником 8-ми земельных участков категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для жилищного строительства с вышеназванными кадастровыми номерами, расположенными в Ленинском районе Московской области по вышеуказанным адресам, что подтверждается свидетельствами о регистрации права и кадастровыми паспортами земельных участков (т. 1 л. д. 14-25, 26-88).
Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов» была установлена, в том числе, кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих административному истцу, по состоянию на 1 января 2013 года (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке).
Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Как следует из кадастровых паспортов кадастровая стоимость земельных участков составляет от 17498756, 53 рубля до 289708277, 41 рублей в зависимости от площади земельного участка (1171 кв.м до 19387 кв.м.) (т. 1 л.д. 26-88).
Перед обращением в суд данная кадастровая стоимость была оспорена заявителем в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (дата обращения в Комиссию 29 мая 2014 года). Решением данной Комиссии от 20 июня 2014 года заявление ООО «Жилой комплекс «Молоково» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отклонено (т. 1 л.д. 253 – 257).
Согласно заключению от 15 апреля 2015 года эксперта Общества с ограниченной ответственностью «Инвест Проект» Максимовой Марии Валерьевны, которой было поручено проведение повторной судебной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости спорных земельных участков, по состоянию на 1 января 2013 года рыночная стоимость данных участков определена в размерах указанных в уточненной административном исковом заявлении и колеблется от 6411693 рублей до 79414968 рублей (т. 3 л.д. 3-215).
В судебном заседании эксперт Максимова М.В. поддержала свое заключение.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта у суда не имеется.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Доводы представителя Министерства имущественных отношений Московской области о несоответствии данного экспертного заключения законодательству об оценочной деятельности в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли. Все замечания представителя административного ответчика в ходе допроса эксперта были им обоснованно отклонены с убедительной аргументацией своих доводов.
Утверждение представителя Министерства имущественных отношений Московской области о занижении экспертом рыночной стоимости спорных земельных участков суд находит необоснованным.
Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы судебного эксперта и свидетельствующих о том, что избранная им методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости земельных участков, представителем административного ответчика не представлено. Ссылка данного представителя в этой связи на результаты первоначальной экспертизы, проведенной экспертом ООО «ИОЛА. Объективная оценка» Беловым И.В., не может быть принята судом во внимание, поскольку при проведении данной экспертизы экспертом допущены существенные нарушения федеральных стандартов оценки. Так, в нарушение требований, действовавшего в период проведения экспертизы п. 19 ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256, а также действующего в настоящее время п. 9 ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года, эксперт в рамках примененного им сравнительного подхода к оценке использовал объекты-аналоги, предлагаемые к продаже после даты государственной кадастровой оценки спорных земельных участков, что и послужило основанием назначения судом повторной экспертизы. При таких обстоятельствах указанное первоначальное экспертное заключение не может быть признано надлежащим доказательством действительной рыночной стоимости спорных земельных участков.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по результатах повторной судебной экспертизы, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление «Жилой комплекс «Молоково» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость 8-ми земельных участков, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для жилищного строительства, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере:
земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:444, общей площадью 1171 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 6411693 (шесть миллионов четыреста одиннадцать тысяч шестьсот девяносто три) рубля;
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:190, общей площадью 8393 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 36323225 (тридцать шесть миллионов триста двадцать три тысячи двести двадцать пять тысяч) рублей;
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:483, общей площадью 1180 кв.м. 1171,00 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 6457904 (шесть миллионов четыреста пятьдесят семь тысяч девятьсот четыре) рубля.
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:484, общей площадью 2782 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 14580462 (четырнадцать миллионов пятьсот восемьдесят тысяч четыреста шестьдесят два) рубля;
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:485, общей площадью 2655 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 13959194 (тринадцать миллионов девятьсот пятьдесят девять тысяч сто девяносто четыре) рубля;
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:487, общей площадью 2508 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 13216157 (тринадцать миллионов двести шестнадцать тысяч сто пятьдесят семь) рублей.
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060403:486, общей площадью 2534 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, в размере 11 593 050 (одиннадцать миллионов пятьсот девяносто три тысячи пятьдесят) рублей.
земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:460, общей площадью 19387 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 199ю/2 в размере 79414968 (семьдесят девять миллионов четыреста четырнадцать тысяч девятьсот шестьдесят восемь ) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая дату подачи Обществом с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «Молоково» заявления о пересмотре их кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области – 29 мая 2014 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.