№ 2-877/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2014 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Перелыгиной И.В.,
при секретаре Глазковой В.Е.,
с участием:
процессуального истца помощника прокурора Ленинского района г.Томска Думлер Ю.Г.,
материального истца Р.
представителя администрации Томской области Доренской А.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г.Томска в интересах Р. администрации города Томска о предоставлении жилого помещения на условиях договора специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах Р. к администрации г.Томска, в котором просил возложить обязанность на администрацию г.Томска обеспечить жилым помещением Р. на условиях договора найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 17,0 кв.м. В обоснование заявленных требований указано, что Р. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации ... района Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ над Р. установлена опека, опекуном назначена бабушка А., в ДД.ММ.ГГГГ Р. окончила МОУ ... района «... средняя общеобразовательная школа» ... Томской области, получив среднее общее образование, с ДД.ММ.ГГГГ Р. обучается в ... университете на факультете «...». Материальный истец принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени она не обеспечена жилым помещением.В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г., материальный истец Р. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г.Томска Тарасенко Н.М. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, представила письменный отзыв, в котором против удовлетворения исковых требований возразила, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Город Томск, номер истца в указанном списке – №, согласно Порядку предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденному постановлением Администрации Томской области № 562а от 29.12.2012, предоставление жилья специализированного жилищного фонда осуществляется в порядке очередности. Кроме того, право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возникнет у Р. после окончания университета, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица администрации Томской области Доренская А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возразила, поддержала доводы, изложенные в отзыве, пояснила, что Р.. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Город Томск, номер истца в указанном списке – №, согласно Порядку предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденному постановлением Администрации Томской области № 562а от 29.12.2012, предоставление жилья специализированного жилищного фонда осуществляется в порядке очередности.
Руководствуясь ч.ч. 3,4 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска, обращающегося в интересах Р., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федеральный закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ (ред. от 06.01.2013) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Согласно свидетельству о рождении №, родителями Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются: И. и Н..
Согласно свидетельству о смерти № Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Согласно решения ... районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ И., ... года рождения, лишен родительских прав в отношении Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из постановления администрации ... района Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ А. назначена опекуном над внучкой Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из аттестата о среднем общем образовании №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Р. в ... году окончила Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ... района «... средняя общеобразовательная школа».
Согласно справке ФГБОУВПО «... университет» № от ДД.ММ.ГГГГ Р. с ДД.ММ.ГГГГ обучается на факультете ... ... университета, предполагаемый срок окончания обучения – ДД.ММ.ГГГГ.
Из отзыва ответчика следует и не оспаривается, что истец включен в списки детей-сирот, и ответчик полагает, что жилье должно быть предоставлено в порядке очередности, после окончания обучения в ... университете.
В ходе судебного заседания установлено, что в настоящее время Р. не имеет закрепленного за ней жилого помещения.
Так, из постановления Главы Администрации ... района № от ДД.ММ.ГГГГ постановление Администрации ... территориального округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за несовершеннолетней Р. отменено.
Уведомлением Управления Федеральной Службы государственной регистрации кадастра и картографии по ТО № от ДД.ММ.ГГГГ, ответом ФГУП «Ростехинвентаризация-федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие у Р. недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности.
Из ответа Администрации ... района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Р. включена в список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, из ответа Администрации г. Томска следует, что Р. значиться в списке под №.
Довод ответчика о том, что Р. в настоящее время обучается в ... университете, срок обучения в котором у нее предположительно заканчивается ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому право на предоставление жилого помещения у Р., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает только после окончания ее пребывания в образовательном учреждении, суд находит не обоснованным.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, учреждении такого рода, нахождения в приемной семье, установления опеки (попечительства), и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
В силу статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)" Об образовании в Российской Федерации" к образовательным относятся организации, в том числе общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального образования, высшего образования).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении, в соответствии с пунктом 1 которого данное положение регулирует деятельность общеобразовательных учреждений, в том числе средней общеобразовательной школы.
Следовательно, право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения у Р., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания ДД.ММ.ГГГГ МАОУ ... района “... средняя общеобразовательная школа”.
Также суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что нарушений со стороны ответчика прав и законных интересов истца Р. не имеется, поскольку она включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и стоит в очереди на предоставление жилья под номером №, в силу чего жилье ей должно быть предоставлено только в порядке очередности. Истец имеет право на предоставление жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей и его право на получение жилья не может быть ограничено впереди стоящими в Списках лицами.
Таким образом, Р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, и имеет право на обеспечение жилым помещением.
Поскольку материальный истец не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд считает, что он имеет право на обеспечение жилым помещениемв соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 29.02.2012).
В силу п.п. 4,5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 N 562а специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - органы опеки муниципальных районов, городских округов).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки муниципальных районов, городских округов, в порядке очередности исходя из времени включения в соответствующий Список.
Согласно п.п. 3,4 ст. 7 Закона Томской области от 17.12.2012 N 224-ОЗ (ред. от 06.01.2013) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в течение тридцати рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, которые осуществляли учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, формируют и передают органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и снимают данных граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов включают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального района, городского округа, в порядке, предусмотренном приложением 3 к Закону Томской области от 6 сентября 2006 года N 212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Томской области" (в редакции настоящего Закона), а также в порядке очередности, в которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на территории муниципального образования г. Томска, сформированными администрацией г. Томска Р. стоит под №.
Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.
Учитывая, что материальный истец включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд находит возможным обязать администрацию города Томска предоставить Р. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17,0 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Р. к администрации города Томска удовлетворить.
Обязать администрацию города Томска предоставить Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца.
Судья И.В. Перелыгина