Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-794/2014 ~ М-905/2014 от 07.10.2014

Дело № 2-794/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 26 » ноября 2014 года гор. Сердобск

Сердобский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Юдаевой Ю.В.

при секретаре Храповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по иску Ивановой Т.П. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ в Сердобский городской суд с иском о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации обратилась Иванова Т.П.. В своем заявлении она указала на то, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает в квартире <адрес>. Вселилась она в указанную квартиру вместе со своим <данные изъяты> ФИО12, которому был выдан ордер на право вселения в спорную квартиру. Ордер выдавался на состав семьи из <данные изъяты> человек. В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают все члены семьи ФИО3 <данные изъяты> и <данные изъяты> истца отказались от участия в приватизации. В настоящее время истец выразила желание получить занимаемую квартиру в собственность в порядке приватизации, но ей было отказано, так как служебное жилое помещение не подлежит приватизации. С данным отказом она не согласна, так как считает, что спорная квартира не имеет статуса служебной. Кроме этого Иванова Т.П. считает, что проживает в указанной квартире на условиях договора найма, следовательно, в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1 имеет право на получение в собственность в порядке приватизации занимаемой государственной квартиры. На основании изложенного Иванова Т.П. просит суд признать её проживающей в квартире <адрес> на условиях договора социального найма и признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру.

Истец Иванова Т.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, о чем свидетельствуют телефонограммы и расписки о получении судебных повесток. В своем заявлении в адрес суда она просила рассмотреть дело в её отсутствие с участием представителя - адвоката ФИО2

Представитель истца Ивановой Т.П. - адвокат ФИО2, действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ и нотариально заверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании настаивал на доводах изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела: почтовое уведомление; уведомление электронной почты, а так же письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Указанное заявление содержится в письменных возражениях представителя МО РФ ФИО13, действующего на основании доверенности. В своих возражениях представитель просил отказать в удовлетворении исковых требований, так как спорное жилое помещение было включено в специализированный жилищный фонд МО РФ постановлением и в последующем из указанной категории не исключалось. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации служебные жилые помещения.

Иванов В.Н., Иванов А.В., Иванова Е.В., привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, от права на участие в приватизации квартиры <адрес> отказались, о чем имеются их письменные заявления, заверенные нотариусом.

Представитель ФГКУ «Приволжско - Уральского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны РФ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В своем письменном отзыве на исковое заявление представитель ФИО14 указал на то, что спорная квартира является служебной и это было известно истцу при получении ордера от ДД.ММ.ГГГГ. МО РФ не принимало решений об изменении статуса спорного жилого помещения. На основании изложенного, а так же в связи с пропуском срока на обжалование, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ представитель третьего лица просил отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в его отсутствие, а решение направить по указанному в возражениях адресу.

Представитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В своих письменных возражениях представитель учреждения ФИО15 не согласился с доводами искового заявления, так как полагает, что обстоятельством, исключающим возможность приватизации спорных жилых помещений и признания за истцом права проживания на условиях договора социального найма, является включение жилых помещений в разряд специализированных решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Также в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ начальник Учреждения сделал ссылку на постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагая решение на усмотрение суда.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пензенской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Истцом по делу является Иванова Т.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается её паспортными данными и информацией <адрес>.

Истица, согласно свидетельству о заключении брака , состоит в браке с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, который так же зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его паспортными данными.

У Ивановых Т.П. и ФИО8 имеются дети: <данные изъяты> ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения (свидетельство о рождении ), и <данные изъяты> ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения (свидетельство о рождении ), которые так же зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается их паспортными данными.

Ни истец Иванова Т.П., ни её <данные изъяты> ФИО3 никогда не работали и не проходили службу в <адрес>, что подтверждается соответствующими справками <адрес> и трудовыми книжками. При этом из материалов дела следует, что ФИО3 в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности <данные изъяты> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на состав семьи из <данные изъяты> человек был выдан ордер на право занятия <данные изъяты> комнат площадью <данные изъяты> кв.м. в квартире <адрес>. В состав семьи ФИО3 согласно ордера входили: <данные изъяты> Иванова Т.П., <данные изъяты> ФИО4 и <данные изъяты> ФИО5

Жилая площадь комнат, указанная в ордере, соответствует жилой площади, указанной в техническом паспорте на квартиру <адрес>, который был составлен ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Инвентаризация всего многоквартирного <адрес> не проводилась.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что в настоящее время спорная квартира <адрес>.

В настоящее время в квартире <адрес> зарегистрированы <данные изъяты> человека – это истец Иванова Т.П., её <данные изъяты> ФИО3, <данные изъяты> ФИО4 и <данные изъяты> ФИО5 ФИО3, ФИО4 и ФИО9 зная о своем праве на участие в приватизации квартиры письменно отказались от него, что подтверждается материалами дела.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 53 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.

В силу ч. 3 ст. 53 ЖК РСФСР если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.

С 01.03.2005 года введен в действие новый Жилищный кодекс РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 69 которого к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Части 2 и 4 ст. 69 ЖК РФ, аналогично положениям ст. 53 ЖК РСФСР, указывают на то, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности, и если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

Таким образом, следует, что Иванова Т.П., как <данные изъяты> нанимателя, была на законном основании вселена в квартиру <адрес>, в которой она продолжает проживать и в настоящее время.

В досудебном порядке Иванова Т.П. обращалась в Министерство обороны РФ и ФГКУ «Центрегионжильё» с заявлением о передачи ей в собственность в порядке приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Но ФГКУ «Центрегионжильё» указало на то, что указанное жилое помещение отнесено к служебному жилому фонду МО РФ решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела имеются копии (предоставленные Государственным архивом <адрес> и архивным сектором <адрес>, где находятся оригиналы документов по запросу суда) Решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Оба документа и Решение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не содержат в себе информации о придания статуса «служебная» квартире <адрес>.

Так в п. <данные изъяты> Решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указывается на то, что было удовлетворено ходатайство <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании служебными дома , тогда как спорное жилое помещение находится в доме

Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ содержит в себе два пункта о признании квартир служебными. Так, п. <данные изъяты> было удовлетворено ходатайство <адрес> о признан квартир служебными по адресу: <адрес>, но в указанном перечне нет спорной квартиры . Подпунктом <данные изъяты> этого же документа было удовлетворено ходатайство <адрес> о признании служебными квартир по адресу: <адрес>. Спорная квартира находится в доме . Копия выписки из данного постановления, предоставленная суду ФГКУ «Центррегионжилье» противоречит оригиналу указанного документа.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что указанными документами <адрес> в <адрес> не была признана служебным жилым помещением.

По сообщению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом , расположенный в <адрес>, учитывался в реестре федерального имущества за <адрес> На основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и передаточных актов от ДД.ММ.ГГГГ передан в ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

В судебном заседании было установлено, что на основании приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 № 1871 «О переподчинении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» <адрес> прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ утвержденному Министром обороны Российской Федерации, объекты недвижимого имущества <адрес> включая жилые дома, были переданы в оперативное управление ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (впоследствии - ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации).

Как следует из Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия которого в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны РФ в соответствии с законодательством РФ (п.п.<данные изъяты>). Основной деятельностью является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач, в том числе по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил (п. <данные изъяты>). Имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления, которое возникает у Учреждения с момента передачи и приобретения имущества (п.<данные изъяты>).

Таким образом, полномочия собственника в отношении жилого фонда, в виде квартиры <адрес> осуществляет Министерство обороны РФ. Так же указанное имущество находится в оперативном управлении ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. А принятие решений о предоставлении военнослужащим и гражданскому персоналу жилых помещений специализированного жилищного фонда возложено на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Установлено, что распоряжением Правительства РФ № 1470-р от 19.08.2011 года    <адрес> был исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 1541 от 14 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждении (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В силу ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно ст. 92 ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления Ивановым жилого помещения, государственный жилищный фонд находится в ведении <адрес>) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии со ст. ст. 101, 104 ЖК РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

В силу ст. ст. 47 и 105 ЖК РСФСР, основанием для вселения в специализированное жилое помещение является ордер на жилое помещение.

Решение об отнесении к специализированному жилищному фонду в отношении квартиры <адрес> уполномоченным органом не принималось.

Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР» судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрацией о включении их в число служебных.

Следовательно, на момент предоставления семье Ивановых занимаемого ими жилого помещения, оно не было признано в установленном законом порядке служебным. То есть, спорная квартира не является служебной, и в качестве таковой не предоставлялась.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в установленном законом порядке договор найма служебного жилого помещения с ФИО1 не заключался, и материалы дела доказательств обратному не содержат.

При рассмотрении дела представителем ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в письменном отзыве на исковое заявление было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, предусмотренного ч.1 ст. 256 ГПК РФ.

Суд не может согласиться с данным доводом представителя ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, так как статьёй 256 ГПК РФ установлен не срок исковой давности, а трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. При обращении истца в суд с исковым заявлением о признании права собственности не было заявлено требований об оспаривании каких-либо документов органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Кроме этого, следует обратить внимание на то, что в соответствии с частью 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

При этом частью 1 статьи 38 ГПК РФ определено, что сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, согласно пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 года № 15, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 15 ноября 2001 года № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности», не является основанием для применения судом срока исковой давности, если соответствующее заявление не сделано стороной по спору.

В связи с тем, что в рассматриваемых правоотношениях, ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, его заявление о пропуске срока исковой давности, не является основанием для применения последствий его пропуска. Ответчик не заявлял о пропуске истцом срока исковой давности.

С учетом изложенного, суд считает, что требования Ивановой Т.П. о признании её проживающей в указанной квартире на условиях договора социального найма и о признании за ней права собственности в порядке приватизации на указанную квартиру законны и обоснованы.

Так же из материалов дела следует, что истец свое право на приватизацию жилья не использовала, предоставив суду уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений. Уведомления содержат информацию, предоставленную всеми территориальными органами Росреестра.

Таким образом, учитывая, что предоставленное истцу спорное жилое помещение в установленном законом порядке служебным признано не было, истец зарегистрирована и проживает в нем постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, не принимала ранее участия в приватизации жилых помещений, занимаемая квартира является изолированным жилым помещением (подтверждается техническим паспортом) и соответствует самостоятельному предмету договора социального найма, является объектом жилищных прав при приватизации, суд приходит к выводу, что требования истца законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ивановой Т.П. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.

Признать Иванову Т.П., проживающей в квартире <адрес>, на условиях договора социального найма.

Признать за Ивановой Т.П. право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

Судья Юдаева Ю.В.

2-794/2014 ~ М-905/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова Татьяна Петровна
Ответчики
Министерство обороны РФ
Другие
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Пензенской области
Иванов Вячеслав Николаевич
ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" МО РФ
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области
Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Иванова Елена Вячеславовна
Иванов Алексей Вячеславович
Суд
Сердобский городской суд Пензенской области
Судья
Юдаева Юлия Витальевна
Дело на странице суда
serdobinsky--pnz.sudrf.ru
07.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2014Передача материалов судье
09.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2014Подготовка дела (собеседование)
07.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2014Судебное заседание
26.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2015Дело оформлено
09.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее