№ 2-354/2021
64RS0047-01-2020-005140-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2021 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Замотринской П.А.,
при секретаре Иванове М.С.,
при участии истца Шульга Н.В.,
представителя ответчика МБУ «Служба благоустройства города» Севостьяновой В.В., действующей на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шульга Н.В. к МБУ «Служба благоустройства города» о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Истец обратилась в суд с исковыми требованиями, в обоснование которых указала, что <дата> между истцом и ответчиком заключен договор аренды нежилых помещений №, в соответствии с которым Шульга Н.В. (арендодатель) предоставила МБУ «Служба благоустройства города» (арендатор) во временное пользование за плату нежилое помещение - часть помещения литера АА1 площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> Помещение передано истцом ответчику в аренду <дата> по акту приема передачи. Арендованное помещение принадлежит Шульга Н.В. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права в ЕГРП от <дата> запись №. Период аренды определен сторонами по договору с <дата> по <дата>. Пунктом 4.2. договора установлено, что если, арендатор будет иметь намерение на заключение договора на новый срок, то он обязан уведомить об этом арендодателя не менее чем за 15 дней до окончания действия срока договора. Ежемесячная арендная плата за пользование помещением составляла 29 691 рубль 70 копеек (за весь период аренды 178 150 рублей 20 копеек) или 97 рублей за 1 кв.м. в месяц. Ответчик на протяжении срока действия договора аренды исправно вносил денежные средства. Сторонами ежемесячно с <дата> по <дата> подписывались акты оказания услуг по договору. В соответствии с п. <дата> договора арендатор при прекращении договора аренды обязан вернуть арендодателю имущество в пригодном к использованию состоянии по акту приема-передачи. По окончании срока действия договора аренды МБУ «Служба благоустройства города» не освободил занимаемые помещения, не уведомил о намерении продлить, либо расторгнуть договор. Предложение истца о продлении срока действия договора ответчиком не представлено какого-либо ответа. Истцом дважды <дата> и <дата> вручалось ответчику уведомление о необходимости освобождения неправомерно занимаемого помещения. Передачу, занимаемой площади, МБУ «Служба благоустройства города» произвел <дата> по акту приема передачи. Оплату за пользование нежилым помещением за период с <дата> по <дата> ответчик в сумме 87 095 рублей 65 копеек (июль 2020 года – 29 691 рубль 70 копеек, августа 2020 года - 29 691 рубль 70 копеек, с <дата> по <дата> – 27 712 рублей 25 копеек не произвел. Претензия истца от <дата> оставлена без удовлетворения. МБУ «Служба благоустройства города» использовало в период с <дата> по <дата> нежилое помещение истца без наличия какого-либо основания и неосновательно сберегло собственные денежные средства в размере арендной платы, которая подлежала перечислению истцу за оказанные услуги аренды. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика в свою пользу неосновательное обогащение в размере 87 095 рублей 65 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с <дата> по <дата>, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 838 рублей 00 копеек.
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что они пользовались помещением, факт неосновательного обогащения не оспаривают, договор не могли заключить в связи с отсутствием финансирования.
Изучив доводы искового заявления, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
Как установлено в судебном заседании, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение, литер АА1 площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
<дата> между Шульга Н.В. и МБУ «Служба благоустройства города» заключен договор аренды нежилых помещений №, согласно которому арендодатель (Шульга Н.В.) предоставляет арендатору (МБУ «Служба благоустройства города») во временное пользование за плату нежилое помещение в целях использования под складское помещение, а именно: часть помещения литера АА1, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Срок аренды с помещения с <дата> по <дата> (л.д. 9-10 – договор аренды нежилых помещений).
В соответствии с п. 2.1. договора аренды, арендная плата устанавливается в денежной форме и составляет 97 рублей 00 копеек за 1 кв.м. в месяц. Общая стоимость договора составляет 178 150 рублей 20 копеек за период аренды с <дата> по <дата>, в том числе НДФЛ.
Арендатор вносит арендную плату арендодателю безналичным путем не позднее 15-го числа месяца следующего за расчетным периодом с учетом удержанного налога НДФЛ. Арендатор самостоятельно удерживает и уплачивает НДФЛ в бюджет в соответствии с законодательством (п. 2.2).
Согласно п. 2.3 договора аренды, арендодатель не позднее 10-го числа расчетного месяца предоставляет арендатору акт, удостоверяющий получение услуги.
Арендная плата начисляется с <дата> по <дата> сторонами с момента подписания акта приема-передачи аренды объекта. Арендная плата за неполный месяц оплачивается пропорционально количеству дней месяца, в течение которых арендатор пользовался объектами аренды.
Исходя из п. 4.2 договора аренды, если арендатор будет иметь намерение на заключение договора на новый срок, то он обязан уведомить об этом арендодателя не менее чем за 15 дней до окончания действия договора.
В силу п. <дата> договора аренды, при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в пригодном к использованию состоянии по акту приема-передачи.
Согласно акту приема-передачи нежилого помещения в аренду от <дата>, Шульга Н.В. передала, а МБУ «Служба благоустройства города» приняло во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 11).
В установленный п. 4.2. договора аренды срок ответчик не освободил занимаемое нежилое помещение, в связи с чем <дата> истец вручил ответчику уведомление, в котором освободить занимаемое нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; сдать помещение по акту приема-передачи, а также освободить прилегающую территорию, площадку от стоящего автотранспорта и имущества в срок до <дата> (л.д. 14).
Требование истца выполнено не было, в связи с чем истец повторно вручил ответчику уведомление, в котором просит освободить занимаемое нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; сдать помещение по акту приема-передачи; освободить территорию земельного участка, от стоящего автотранспорта и хранящегося имущества в срок до <дата>, погасить задолженность по арендной плате до <дата> (л.д. 13).
Как установлено в судебном заседании, фактически ответчик освободил указанное выше нежилое помещение <дата>.
В материалы дела представлена претензия от <дата>, в которой указано, что истец просит подписать акт приема-передачи нежилого помещения, возместить убытки, причиненный задержкой возврата нежилого помещения в размере: <дата> года в размере 29 691 рубля 70 копеек, <дата> года в размере 29 691 рубля 70 копеек, с <дата> по <дата> в размере 27 712 рублей 25 копеек, в срок до <дата> (л.д. 15).
Ответа на претензию в установленный срок не последовало.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является неосновательное обогащение. При рассмотрении требований о взыскании неосновательного обогащения должны быть установлены факт такого обогащения и его размер.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имуществом (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу закона неосновательное обогащение является неосновательным приобретением (сбережением) имущества за счет другого лица без должного правового основания.
Обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий. Это тогда, когда имело место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества. Приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, что означает, что имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать. Отсутствие правовых оснований, а именно приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, то есть происходит неосновательно.
В соответствии с ч. 1 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Согласно ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
В соответствии с п. 2.1. договора аренды, общая стоимость договора составляет 178 150 рублей 20 копеек за период аренды с <дата> по <дата>.
Таким образом, арендная плата за месяц за вышеуказанное нежилое помещение составляет 29 691 рубль 70 копеек (178 150 рублей 20 копеек / 6 месяцев).
Арендная плата за период с <дата> по <дата> составляет 27 712 рублей 25 копеек.
Таким образом, неосновательное обогащение ответчика в связи с использованием им принадлежащего истцу помещения за период с <дата> года по <дата> составляет 87 095 рублей 65 копеек.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с <дата> по <дата> в размере 828 рублей 35 копеек.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 июня 2015 года до 1 августа 2016 года) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 августа 2016 года) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В расчете, произведенном истцом в исковом заявлении, правильно указаны размеры ставки рефинансирования, средней ставки банковского процента по вкладам физических лиц по Приволжскому федеральному округу, ключевой ставки Банка России, периоды их действия, правильно определена сумма, с которой подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами, в связи с чем, с расчетом, представленным истцом, суд соглашается, считает его правильным и кладет в основу судебного решения.
Согласно представленному расчету, размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с <дата> по <дата> составляет 828 рублей 35 копеек, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу требований ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом при подаче искового заявления подлежала уплате государственная пошлина в размере 2 838 рублей 00 копеек, рассчитанная в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма которой подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, как со стороны, проигравшей спор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шульга Н.В. к МБУ «Служба благоустройства города» о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить.
Взыскать с МБУ «Служба благоустройства города» в пользу Шульга Н.В. неосновательное обогащение в размере 87 095 рублей 65 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с <дата> по <дата> в размере 828 рублей 35 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 838 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись П.А. Замотринская