Дело № 2-2216/2019
24RS0024-01-2019-002067-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Иващенко В.В.,
с участием прокурора Еланковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Коротковой Т.Ю. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в интересах Коротковой Т.Ю. к КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что истец принята на работу ДД.ММ.ГГГГ на должность подсобного кухонного работника, работнику установлен оклад в размере 2552 руб. и соответствующими надбавками, при этом ответчик нарушает ее трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с января по август 2018 года, просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 121870,33
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Еланкова О.Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным по тексту искового заявления, в полном объеме.
Материальный истец Короткова Т.Ю. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела уведомлена должным образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика - КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» Мохов Д.В. в судебное заседание не явился, в направленных возражениях возражал относительно исковых требований по взысканию заработной платы за период с января по апрель, в связи с пропуском срока обращения в суд, кроме того истцом необоснованно в расчет требований включены начисления стимулирующего характера- в виде доплаты за непрерывный стаж, полагает, что начисления должны быть только с учетом выплат компенсационного характера.
Третье лицо без самостоятельных исковых требований по предмету спора представитель Министерства финансов Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Третьи лица представитель Министерства здравоохранения Красноярского края, представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края в судебное заседание не явились, в направленных возражения возражали против удовлетворения требований, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом имеющихся ходатайств и требований ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав прокурора, а также исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года; 11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая по август 2018 г.
Статья 392 ТК РФ предусматривает сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, согласно которым работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.
Как установлено в судебном заседании, истец принята на работу 13.01.2011 г. на должность подсобного кухонного рабочего, работнику установлен оклад в размере 2552 руб., компенсационные выплаты - за работу в районах с особыми климатическими условиями 30%, районный коэффициент 30%, работа с вредными и (или) опасными условиями труда 12%.
В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.
При этом суд полагает возможным восстановить истцу срок для обращения в суд с требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы за март и апрель 2018 г., поскольку в судебном заседании установлено, что 29.03.2019 г. истец обратилась в органы прокуратуры с письменным заявлением о нарушении ее трудовых прав, по результатам рассмотрения ее обращения прокурор 30.05.2019 г. обратился с настоящим иском в суд, следовательно, у истца возникли правомерные ожидания, что её права будут восстановлены прокурором в предусмотренный законом месячный срок, истец не могла предположить, что прокурором меры реагирования в виде настоящего иска будут направлены в суд только 30.05.2019 г., следовательно, истцом пропущен срок обращения с требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы за март 2019 г. по уважительной причине, объективно от истца независимым, в связи с чем суд восстанавливает указанный срок в отношении требований о взыскании недоначисленной заработной платы за март и апрель 2019г.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым, в удовлетворении требований о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января по февраль 2018 г. (включительно) отказать в связи с пропуском срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, при этом взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату за период с марта по август 2018 г., с учетом исковых требований, исходя из расчета:
Март 2018 года
Норма часов 159, отработано 159 час.
9489:1,6 (районный коэффициент 30%, 30% северная надбавка)=15182,4
2552 (оклад) х12% (вредность)=306,24
2552 (оклад) х30% (НМС)=765,6
Совместительство 33 часа (по табелю)
9489:159х33х1,6=3151,06
Вредность 2552:159х33х12%=63,56
15182,40+306,24+765,6+3151,06+63,56 = 19468,86 (должно быть начислено) – 11965,16(фактически начислено)= 7503,7 руб. недоначислено.
Апрель 2018 года
Норма часов 167, отработано 167 час.
9489:1,6=15182,4
2552х12%=306,24
2552х30%=765,6
Совместительство 13 часа (по табелю)
9489:167х13= 738,66х1,6 (районный коэффициент и северная надбавка = 1181,86
2552:159х12%х13=25,04
15182,4+306,24+765,6+1181,86+25,04=17461,14 (должно быть начислено) – 11372 (фактически начислено)= 6089,14 руб. недоначислено.
Май 2018 года
Норма часов 159, отработано 99 час.
11163:159х99х1,6=11120,87
Праздничные 12 часов
2552:159х12=192,60
Вредность 12 %
2552:159х99х12%=190,68
НМС 2552:159х99х30%=476,69
Совместительство 9 часов по табелю
9489:159х9х1,6=859,38
Вредность 2552:159х9х12%=17,33
11120,87+192,60+190,68+476,69+859,38+17,33 = 12857,55 (должно быть начислено без отпускных) – 7435,05 (фактически начислено)= 5422,5 руб. недоначислено.
Июнь 2018 года
Норма часов 159, отработано 159 час.
11163х1,6=17860,8
Вредность 2552х12%=306,24
НМС 2552х30%=765,6
Совместительство 33 часа по табелю
11163:159х33х1,6=3706,96
Вредность
2552:159х33х12%=63,56
17860,8+306,24+765,6+3706,96+63,56=22703,16 (должно быть начислено) – 12112,16 (фактически начислено)= 10591 руб. недоначислено.
Июль 2018 года
Норма часов 176, отработано 14 час.
11163:176х14х1,6=1420,74
Вредность 2552:176х14х12%=24,36
НМС 2552:176х14х30%=60,9
Совместительство 10 часов по табелю
11163:176х10х1,6=1014,81
Вредность
2552:176х10х12%=17,4
1420,74+24,36+60,9+1014,81+17,4=2538,21 (должно быть начислено) – 1369,68 (фактически начислено без отпускных)= 1168,53 руб. недоначислено.
Август 2018 года
Норма часов 184, отработано 84 час.
11163х1,6=17860,8
Вредность 2552х12%=306,24
НМС 2552х30%=765,6
Совместительство 4 часа по табелю
11163:184х4х1,6=388,28
Вредность 255:184х4х12%=6,7
17860,8+306,24+765,6+388,28+6,7=19327,62 (должно быть начислено) – 11262,42 (фактически начислено)= 8065,2 руб. недоначислено.
всего ответчиком недоначислено: 38 840,07 руб.
Расчет недоначисленной заработной платы подтверждается расчетными листами, табелями учета рабочего времени.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению и с работодателя в лице КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в пользу Коротковой Т.Ю. подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с марта по август 2018 г. в размере 38840,07 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1365 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Коротковой Т.Ю. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» о взыскании недоначисленной заработной платы - удовлетворить частично.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» в пользу Коротковой Т.Ю. недоначисленную заработную плату за период с марта по август 2018 года в размере 38 840 рублей 07 копеек.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» » в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1365 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в мотивированном виде.
Судья Глущенко Ю.В.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2019 года