Дело №2- 875 -2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2011 г.
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Л. Л.
при секретаряхВасильевой Н. В., Витовской Н.А.
с участием представителей истца, Билобровчук И. А., действующей по доверенности ...., Галиуллиной О. Р., действующей по доверенности ...
представителя ответчика, действующего по доверенности ...., ЛюбимоваС. Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту неопределенного круга лиц к ООО «...» о признании действий противоправными,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд с иском о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий ООО «...», выразившихся в предъявлении собственникам жилых помещений, расположенных на 1 и 2 этажах в 9-этажном благоустроенном многоквартирном доме, плату за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, исходя из тарифа, установленного органом местного самоуправления для населения, ... благоустроенных жилых домах.
Исковые требования мотивирует тем, что фактическими основаниями обращения в суд послужили многочисленные жалобы граждан (потребителей), поступившие и поступающие в Управление, в связи с тем, что собственникам жилых помещений, расположенных на 1 и 2 этажах предъявляется плата за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома исходя из тарифа, установленного органом местного самоуправления для населения, проживающего на 3-м и выше этажах в 6-11 этажных благоустроенных жилых домах.
По результатам рассмотрения обращений был установлен факт нарушения порядка ценообразования, а именно ООО «...» рассчитало и предъявило гражданам, проживающим Адрес, которые являются собственниками жилых помещений, ..., плату за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома ..., исходя из тарифа, установленного органом местного самоуправления для населения, проживающего ... в ... благоустроенных жилых домах.
Действующим законодательством РФ четко определен порядок установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, а именно ч. 3 и 4 ст. 158 ЖК РФ, аналогичная норма закреплена в постановлении правительства РФ от 13. 08. 2006 г. №491. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании, либо органы управления товариществ или кооперативов не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Иного способа установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, например, по решению организации, осуществляющей управление данным имуществом, действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Решением Пермской городской Думы от 26. 06. 1999 г. №24(с последующими изменениями) утверждено Положение о порядке формирования и установления цен для населения за жилищные услуги и методика размера платы за жилищно - коммунальные услуги. Одним из основополагающих принципов указанного нормативного правового акта, как и всей федеральной жилищной политики, является установление цен в размере полной стоимости на услуги по содержанию и ремонту жилых помещений.
В пункте 3 раздела 111 Решения установлено, что от оплаты услуг лифтового хозяйства освобождаются граждане, проживающие в жилых помещениях, расположенных на первых и вторых этажах жилых домов. Данный пункт решения, по своей сути, противоречащий действующему федеральному законодательству, никоим образом не влияет на основополагающий принцип установления цен в размере полной стоимости на услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, постольку, поскольку при установлении цены услуги учитываются совершенно иные критерии (экономические условия хозяйствования, условия оплаты труда, цены на сырье и материалы и т. п.).
Установление платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения в указанных размерах, при соблюдении утвержденной методики, позволяет содержать общее имущество в соответствии с требованиями законодательства РФ, полностью обеспечить финансирование затрат организаций коммунального хозяйства в целом, сохраняя приемлемый уровень их рентабельности.
Орган местного самоуправления, своим решением освобождая от оплаты услуг лифтового хозяйства жителей 1 и 2 этажей, не снижал тем самым уровень финансового обеспечения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в целом. Должный уровень финансового обеспечения поддерживался за счет увеличенного размера платы за содержание общего имуществами собственниками жилых помещений, расположенных выше 2 этажа многоквартирного дома. Данный факт, безусловно, противоречит действующему законодательству РФ, однако, никоим образом не может касаться экономической деятельности управляющей компании, при условии, что она не претендует на получение неосновательного обогащения.
Содержание договоров управления многоквартирным домом, заключенных ООО «...» с гражданами, а именно, отсутствие в них информации о конкретном размере платы за оказание управляющей компанией услуг по управлению общим имуществом многоквартирного дома, в нарушение ст. 8 Закона РФ от 07. 02. 1992 г. «О защите прав потребителей», а также то, что в силу пункта 1 ст. 161 ЖК
РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в сеоя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, допускает возможность всякого рода злоупотребления со стороны управляющей компании в процессе ценообразования.
Просит признать действия ООО «...», выразившихся в предъявлении собственникам жилых помещений, расположенных на 1-2 этажах в 9-этажном благоустроенном многоквартирном доме, плату за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, исходя из тарифа, установленного органом местного самоуправления для населения, проживающего на 3-м этаже и выше этажах в 6- 11 - этажных благоустроенных жилых домах противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Возложить на ответчика обязанность прекратить нарушение прав потребителей, обязать ответчика в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
Представители истца Галиуллина О. Р., Билобровчук И. А. исковые требования поддерживают, подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика, Любимов С. Б. с иском не согласен. Пояснил, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны содержать общее имуществом (в том числе лифтовое хозяйство), каких -либо исключений для жильцов 1 -2 этажей закон не содержит. Вопрос об освобождении жильцов 1 -2 этажей от обязанности уплаты расходов по содержанию лифтового хозяйства разрешить собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 40 ФЗ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает в том числе: обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Пункт 8. 4. 6 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека №157 от 15. 06. 2006 г. предусмотрено право Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
в связи с тем, что ООО «...» рассчитало и предъявило им к оплате плату за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома ..., исходя из тарифа, установленного органом местного самоуправления для населения проживающего на 3-м этаже и выше этажах в 6-11 этажных благоустроенных жилых домах.
На основании протокола ... общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Адрес выбран способ управления многоквартирным домом ООО «...».
Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В жилищных правоотношениях главенствующую роль в их регулировании играет ЖК РФ (после Конституции РФ и международных договоров). Согласно п. 8 ст. 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Аналогичное положение содержится и в пп «а» п. 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением правительства РФ от 13. 08. 2006 г. №491.
Таким образом, лифт является элементом (частью) общего имущества многоквартирного дома.
Включение лифта в состав общего имущества многоквартирного дома влечет определенные правовые последствия для собственников помещений в доме. Так, они несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ст. 39 ЖК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Соразмерно своим долям в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственники помещений вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, размер взимаемой платы зависит от площади квартиры. То же самое касается и нанимателей жилья. В соответствии с ч. 2 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Согласно п. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, плата за пользование и содержание общего имущества должна начисляться всем собственникам жилого помещения.
В силу ч. 4 ст. 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Положения ч. 4 ст. 162 ЖК РФ не делают никаких исключений применительно к договорам управления многоквартирными домами, где четко обозначено требование, согласно которому условия договора должны быть одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Верховный Суд РФ в своем решении от 26. 05. 2005 г. № ГКПИ05-588 указал, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей жилых помещений в этом доме, независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.
И хотя речь шла о нанимателях, а не о собственниках, на сегодняшний день ни для тех, ни для других законом не предусмотрено никаких исключений.
На региональном уровне Пермского края приняты постановления об освобождении жителей первых этажей (1-2) от оплаты лифта, в частности, Положение о порядке формирования и установления цен для населения на жилищные услуги, Приложение №1 к решению Пермского городской Думы от 26. 03. 1999 г. №24 устанавливает, что цены на услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, применяются при установлении органами местного самоуправленияразмеров платы за пользование жилым помещением, а также платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение: а) о выборе способа управления многоквартирным домом, или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано; б) об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пункт 8 указанного выше Положения предусматривает, что от оплаты услуг лифтового хозяйства освобождаются граждане, проживающие в жилых помещениях, расположенных на первых и вторых этажах жилых домов.
Решением Пермской городской Думы от 17. 12. 2010 г. №208 внесены изменения в указанное выше решение №24, рекомендовано администрации г. Перми до 01. 06. 2011 г. разработать и внести на рассмотрение Пермской городской Думы проект решения, предусматривающий приведение решения Пермской городской Думы от 26. 03. 1999 г. №24 в соответствие с ЖК РФ, постановлением правительства РФ от 13. 08. 2006 г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
На основании решения Пермской городской Думы от 26. 03. 1999 г. №24 принято постановление администрации г. Перми от 19. 06. 2008 г. №572, действовавшее в период ...: в 6-11 этажных благоустроенных жилых домах для проживающих на 1-м и 2-м этажах ... руб., на 3-м этаже и выше ... руб.
Постановлением администрации г. Перми от 19. 02. 2010 г. №68 (действует с 01. 03. 2010 г.), с изданием которого утратило силу постановление №572, утвержден размер платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения для населения в пределах общей площади жилья: в 6-11 -этажных благоустроенных жилых домах для проживающих: на 1-ми 2-м этажах ... руб., на 3-м этаже и выше ... руб.
Анализируя изложенное, суд считает, что дифференциация, предложенная в данном случае, незаконна, так как противоречит ст. ст. 39, 158 ЖК РФ. Каждый собственник должен платить за содержание и пользование общим имуществом только исходя из своей доли в праве общей собственности на общее имущество. Подобное исключение предусмотрено только в отношении тех собственников помещений в многоквартирном доме, если они на своем общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, не выбрали способ управления. Иные случаи регулирования органами местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, кроме установленных ч. 3 ст. 156 и ч. 4 ст. 158 ЖК РФ не предусмотрены.
Положения решения Пермской городской Думы от 26. 03. 1999 г. противоречат нормам Жилищного кодекса РФ и постановлению правительства РФ от 13. 08. 2006 г. №491, в связи с чем, в порядке ст. 5 ЖК РФ подлежат применению нормы жилищного кодекса.
Исходя из анализа ч. 3 ст. 156 ЖК РФ следует вывод, что данная норма ЖК РФ предусматривает право органов местного самоуправления или органов государственной власти субъектов РФ устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме.
Согласно п. п. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13. 08. 2006 г. №491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений. Содержание и ремонт лифта оплачиваются в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения. Такая плата устанавливается собранием на 1 кв. м одинаковой для всех собственников жилых и нежилых помещений. Размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В связи с этим расходы на содержание лифтового оборудования обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме независимо от положения таких помещений в доме. Такие расходы не являются расходами на пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов. Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов РФ не имеют полномочий изменять императивные нормы федерального законодательства.
Из вышеприведенных норм жилищного законодательства усматривается, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения собственников жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий ООО «...», выразившихся в предъявлении собственниками жилых помещений, расположенных на 1 и 2 этажах в 9- этажном благоустроенном многоквартирном доме, плату за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, исходя из тарифа, установленного органом местного самоуправления для населения, проживающего на 3 этаже и выше этажах в 6 -11 этажных благоустроенных жилых домах оставить без удовлетворения.
Решение в срок 10 дней со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд черезДзержинский районный суд г. Перми.
Судья: Л.Л. Абрамова