Дело (УИД) № ***RS0№ ***-94
Производство № ***а-3143/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сергеевой О.И., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело с участием административного истца ФИО2, административного ответчика представителя Администрации г.о. Сызрань Самарской области ФИО5, заинтересованных лиц ФИО1, представителей КЖКХ Администрации г.о. Сызрань Самарской области ФИО6, ФИО4, административное исковое заявление ФИО2 к Администрации городского округа Сызрань Самарской области об оспаривании решения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Сызрань Самарской области о признании незаконным действий по исключению из состава участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, в обосновании требований указала, что Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** ее семья с составом из 2 человек ФИО2, ФИО1 была признана нуждающейся в жилом помещении, в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» и включена в список граждан-заявителей на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** ее семья составом из 2 человек ФИО2, ФИО1 исключена из состава участников в связи с достижением предельного возраста участия в программе. Считает, что решение по исключению ее семьи из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» является незаконным, поскольку с момента постановки в список участников подпрограммы социальные выплаты не получила, что не зависело от действий истца, а само по себе достижение возраста 36 лет не является правовым основанием для исключения семьи из списка участников долгосрочной целевой программы.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что считает при постановке семьи административного истца на учет и признании участником программы Молодая семья их семья числилась под № ***, а не № *** как считает ответчик. Соответственно при соблюдении очередности ее семья могла получить поддержку.
Административный ответчик представитель Администрации г.о. Сызрань Самарской области ФИО5 исковые требования не признала, в возражениях указала, что в соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Постановление Администрации г.о. Сызрань № *** датировано 01.06.2021г. Согласно сведениям, размещенных на сайте Сызранского городского суда исковое заявление ФИО2 зарегистрировано в суде 09.09.2021г. Ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления ФИО2 не заявлялось. Считает, что истцом пропущен установленный трехмесячный срок для обжалования действий Администрации г.о. Сызрань, считают, что пропуск срока для обжалования действий является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. По существу административного искового заявления Администрация городского округа Сызрань возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам изложенным в письменном отзыве на административный иск, дополнив, что исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию. Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 24.06.2016г. № *** ФИО1 был признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 2 человека, в том числе супруга ФИО2, 1985 г.<адрес> «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № *** (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № ***) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», ст. 51 ЖК РФ. В связи с достижением одного из супругов возраста 36 лет Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 01.06.2021г. № *** семья истца исключена из состава участников программы. Согласно п.п. "а" п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, согласно которому участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы может быть молодая семья при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, неоднократно была предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации, где суд пришел к выводам, что, оспариваемые нормативное положения Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования как само по себе, так и во взаимосвязи с иными положениями данных Правил не вводит каких-либо неоправданных ограничений для молодых семей и не допускает неравенства в правовом регулировании при реализации прав этой категории граждан на государственную поддержку в решении жилищной проблемы и, соответственно, не может рассматриваться как нарушающее конституционных прав.
Представители заинтересованного лица - КЖКХ Администрации г.о. Сызрань Самарской области ФИО6, ФИО4 с исковыми требованиями не согласились, поддержали доводы представителя Администрации г.о. Сызрань Самарской области.
Заинтересованное лицо ФИО1, в судебном заседании требования административного истца поддержал, по изложенным в иске основаниям.
Суд, изучив материалы дела, считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями о спаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиям включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лиц наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органа государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, и их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Во исполнение предписаний ст. 40 ч. 2 Конституции РФ, конкретизированных в ст. 2 ЖК РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категории граждан Правительство Российской Федерации постановлением от <дата> N 1050 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № ***) утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальные выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджет социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, как это следует из ст. 38 ч. 1, 40 и 114 п. "в", "ж" ч. 1 Конституции РФ учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названным Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи писок претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт "а" пункта Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании эти писков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы и бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
Судом установлено, что ФИО2 04.07.1985г. рождения и ФИО1, 05.05.1985г. рождения заключили брак 29.12.2015г., что подтверждается свидетельством о заключении брака № II-EP№ *** выданном 29.12.2015г.
29.07.2016г. ФИО1 обратился в Администрацию г.о. Сызрань с заявлением о принятии его и членов его семьи, супругу ФИО2 в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы их молодую семью.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 24.06.2016г. № *** ФИО1 был признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 2 человека, в том числе супруга ФИО2 Основание - Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № *** (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № ***) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», статья 51 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что 31.08.2016г. был утвержден и направлен в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, объединенный список молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» до 2020г. государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства Самарской области» до 2020 года, изъявивших желание получить социальную выплату, на 2017 год, в который была включена молодая семья ФИО2 и ФИО1 под № ***.
На 2018 год молодая семья ФИО2 и ФИО1 в списке молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по городскому округу Сызрань, значилась под № ***.
На 2019 год молодая семья ФИО2 и ФИО1 в списке молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по городскому округу Сызрань, значилась под № ***.
На 2020 год молодая семья ФИО2 и ФИО1 в списке молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» до 2021 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2021 года, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году по г.о. Сызрань, значились № ***.
На 2021 год молодая семья ФИО2 и ФИО1 в списке молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» до 2023 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2024 года, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по г.о. Сызрань, списке значилась под № ***.
Пунктом 25 Правил - предусмотрено, что очередность молодых семей - участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату, формируется согласно дате постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В первую очередь в списки молодых семей - участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году включаются - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>, а так же молодые семьи, имеющие трех и более детей.
Молодые семьи - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в один и тот же день, включаются в данный список в алфавитном порядке.
Утвержденный список формируется в автоматизированной информационной системе управления электронными очередями и. представляется на бумажном носителе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным лицом, в министерство. В случае изменения состава молодых семей и (или) персональных данных членов молодых семей соответствующие изменения вносятся в автоматизированную информационную систему управления электронными очередями.|
Список молодых семей - участников ведомственной целевой программы формируется ежегодно с учетом вновь заявившихся молодых семей (в том числе с приоритетом семей имеющие трех и более детей).
В соответствии с пунктом 6 вышеуказанных Правил участником основного мероприятия может быть молода семья, соответствующая определенным условиям, в том числе: - возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с пунктом 27 Правил, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При достижении одного из членов молодой семьи 36 лет, дальнейшее участие в ведомственной целевой программе не предусмотрено.
14.05.2021г. на комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Сызрань рассмотрен вопрос об исключении из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и принято решение об исключении, в связи с достижением 36 лет ФИО1 (<дата> г.р.), о чем Главой городского округа было вынесено Постановление № *** от 01.06.2021г.
В п. 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей программы одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 Правил.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 3-0 и от <дата> N 997-0).
Возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период неправомерного исключения ее семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Таким образом, судом установлено, что возраста 36 лет ФИО1 (<дата> г.р.) достиг <дата>, в связи с чем, его семья перестала удовлетворять требованиям программы и утратила право на участие в ней, в связи с чем требования о признании незаконным действий по исключению из состава участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и обязании восстановить семью истца в списках участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» удовлетворению не подлежат.
Доводы административного истца о том, что при постановке семьи административного истца на учет и признании участником программы Молодая семья их семья числилась под № ***, а не под № *** не нашли своего подтверждения, доказательств этому суду не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если он нарушен без уважительных причин или является пресекательным (ч. 5 и 8 ст. 219 КАС РФ).
Постановление Администрации г.о. Сызрань № *** от 01.06.2021г. истец и ее муж исключены из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с достижением 36 лет ФИО1 Административное исковое заявление подано 07.09.2021г., что следует из штемпеля на конверте. Ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд истец не заявила, причины пропуска также суду не представила, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований..
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Администрации городского округа Сызрань Самарской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Сызранский городской суд Самарской области в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Сергеева О.И.
Решение в окончательной форме принято <дата>.