Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-313/2020 ~ М-279/2020 от 15.09.2020

36RS0029-01-2020-000400-18

Дело № 2-313/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Поворино Воронежская область      12 октября 2020 г.

Поворинский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего судьи Кирпичевой А.С.,

при секретаре Кирсановой Л.Ю.,

с участием пом. прокурора Поворинской межрайонной прокуратуры – Мерзляковой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Поворинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Поворинской межрайпрокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области о ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Поворинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления в администрации Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области, в ходе которой выявлена несанкционированная свалка, состоящая из твердых бытовых отходов (пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые и строительные отходы, полиэтиленовые пакеты и других), находящаяся на земельном участке по <адрес>.

Администрацией сельского поселения не предпринимаются действенные мероприятия по предотвращению накопления мусора в указанном месте, работы по вывозу отходов, обезвреживанию земельного участка от токсических компонентов не осуществляются.

Поскольку непринятие мер по своевременной ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории Вихляевского сельского поселения нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о ликвидации несанкционированной свалки.

Пом. прокурора Поворинской межрайонной прокуратуры – Мерзлякова А.Ф. в судебном заседании исковое заявление поддержала по основаниям в нем изложенным.

Представитель ответчика – администрации Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по существу иска не имеет.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В статье 42 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из содержания ст. 8 Закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

На основании п. 9 ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области», принятого в целях реализации положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Тем самым данный вопрос отнесен именно к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений, а не муниципального района.

Аналогичная норма предусмотрена п. 17 ст. 9 Устава Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области.

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Статьей 51 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

На основании ст. 1 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов – это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах содержания территорий населенных мест, утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88).

В п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

В ходе проверки, проведенной межрайпрокуратурой 13.07.2020, установлено, что администрацией Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области требования вышеуказанного законодательства не всегда исполняются. В сельском поселении не организован надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов, в результате чего в границах муниципального образования допускается размещение отходов в неустановленных местах, выявлена несанкционированная свалка, состоящая из твердых бытовых отходов (пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые и строительные отходы, полиэтиленовые пакеты и других), находящаяся на земельном участке по <адрес>.

13.07.2020 в адрес главы администрации Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ответу администрации сельского поселения от 06.08.2020 № 96 за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено виновное должностное лицо, несанкционированная свалка была ликвидирована.

Однако, в ходе выездной проверки 11.09.2020 данный факт не подтвердился, установлено, что на земельном участке по <адрес> расположена несанкционированная свалка.

Таким образом, по состоянию на 11.09.2020 не предприняты конкретные меры по устранению отмеченных в представления прокурора от 13.07.2020 нарушений природоохранного законодательства, а именно по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области.

При установленных судом обстоятельствах исковые требования Поворинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь cт., ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме через районный суд.

Судья А.С. Кирпичева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.10.2020.

36RS0029-01-2020-000400-18

Дело № 2-313/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Поворино Воронежская область      12 октября 2020 г.

Поворинский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего судьи Кирпичевой А.С.,

при секретаре Кирсановой Л.Ю.,

с участием пом. прокурора Поворинской межрайонной прокуратуры – Мерзляковой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Поворинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Поворинской межрайпрокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области о ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Поворинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления в администрации Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области, в ходе которой выявлена несанкционированная свалка, состоящая из твердых бытовых отходов (пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые и строительные отходы, полиэтиленовые пакеты и других), находящаяся на земельном участке по <адрес>.

Администрацией сельского поселения не предпринимаются действенные мероприятия по предотвращению накопления мусора в указанном месте, работы по вывозу отходов, обезвреживанию земельного участка от токсических компонентов не осуществляются.

Поскольку непринятие мер по своевременной ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории Вихляевского сельского поселения нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о ликвидации несанкционированной свалки.

Пом. прокурора Поворинской межрайонной прокуратуры – Мерзлякова А.Ф. в судебном заседании исковое заявление поддержала по основаниям в нем изложенным.

Представитель ответчика – администрации Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по существу иска не имеет.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В статье 42 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Исходя из содержания ст. 8 Закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

На основании п. 9 ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области», принятого в целях реализации положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Тем самым данный вопрос отнесен именно к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений, а не муниципального района.

Аналогичная норма предусмотрена п. 17 ст. 9 Устава Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области.

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Статьей 51 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

На основании ст. 1 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов – это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах содержания территорий населенных мест, утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88).

В п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

В ходе проверки, проведенной межрайпрокуратурой 13.07.2020, установлено, что администрацией Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области требования вышеуказанного законодательства не всегда исполняются. В сельском поселении не организован надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов, в результате чего в границах муниципального образования допускается размещение отходов в неустановленных местах, выявлена несанкционированная свалка, состоящая из твердых бытовых отходов (пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые и строительные отходы, полиэтиленовые пакеты и других), находящаяся на земельном участке по <адрес>.

13.07.2020 в адрес главы администрации Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ответу администрации сельского поселения от 06.08.2020 № 96 за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено виновное должностное лицо, несанкционированная свалка была ликвидирована.

Однако, в ходе выездной проверки 11.09.2020 данный факт не подтвердился, установлено, что на земельном участке по <адрес> расположена несанкционированная свалка.

Таким образом, по состоянию на 11.09.2020 не предприняты конкретные меры по устранению отмеченных в представления прокурора от 13.07.2020 нарушений природоохранного законодательства, а именно по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области.

При установленных судом обстоятельствах исковые требования Поворинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь cт., ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме через районный суд.

Судья А.С. Кирпичева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.10.2020.

1версия для печати

2-313/2020 ~ М-279/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Поворинский межрайпрокурор
Ответчики
администрация Вихляевского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области
Суд
Поворинский районный суд Воронежской области
Судья
Кирпичева Анна Сергеевна
Дело на сайте суда
povorinsky--vrn.sudrf.ru
15.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2020Передача материалов судье
21.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2020Дело оформлено
19.11.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее