Дело № 2-9084/2015
Мотивированное решение изготовлено 01.12.2015
Решение
Именем Российской Федерации
26.11.2015 г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ишенина Д. С., при секретаре судебного заседания Ковалевой Т. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Тавда Свердловской области, действующего в интересах Жарких Н. В., к государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности,
установил:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском о признании бездействия ответчика незаконным и возложении на него обязанности обеспечить инвалида Жарких Н.В. техническими средствами реабилитации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г.Екатеринбурга Замуруева Н. В. поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Ткачева Н. Г. в судебном заседании возражала относительно иска.
Третье лицо Министерство социальной политики Свердловской области в письменном отзыве указало на обоснованность иска, полагая, что оснований для привлечения Министерства к участию в деле не имеется. Ходатайствовало также о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Истец Жарких Н. В., третье лицо Министерство социальной политики Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его извещены надлежащим образом. Учитывая мнение лиц, участвующих в деле, положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7, ст. 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в частности, использование инвалидами технических средств реабилитации.
В соответствии со ст. ст. 10, 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – программа реабилитации).
Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства.
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Как следует из материалов дела, Жарких Н. В. является инвалидом.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы *** к акту освидетельствования *** от ***, Жарких Н. В. за период с *** по *** должна быть обеспечена <***>; <***>; <***>
Заявительный порядок для получения технических средств реабилитации истцом соблюден, это подтверждено заявлением от ***.
При этом в судебном заседании было установлено и подтверждается материалами дела, что Жарких Н. В. обеспечена средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации. Это подтверждается представленными ответчиком актом сдачи-приемки работ от ***, согласно которого истцу выданы экзопротез молочной железы (включая 2 трикотажных чехла) и бюстгальтер для экзопротеза молочной железы, и сведениями о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный бюстгальтер.
В связи с этим суд находит, что требование об обеспечении техническими средствами реабилитации не подлежит удовлетворению.
Однако исковое требование о признании незаконным бездействия ответчика является обоснованным, поскольку в соответствии с п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее – направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Указанный срок ответчиком был нарушен при отсутствии к тому каких-либо законных оснований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Тавда Свердловской области, действующего в интересах Жарких Н. В., к государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие государственного учреждения – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в необеспечении Жарких Н.В. техническими средствами реабилитации.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с государственного учреждения – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <***> руб.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы, апелляционного представления в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде.
Председательствующий
судья: подпись Д. С. Ишенин