Решение по делу № 2-206/2016 ~ М-174/2016 от 04.04.2016

№ 2-206/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Золотухино 22 июня 2016 года

Курской области

Золотухинский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Евсюкова С.А.,

при секретаре Гриневой М.Н.,

с участием:

помощника прокурора Золотухинского района Курской области Малышева В.А.,

представителя ответчика - ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ» Барбашина П.Ю.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Золотухинского района Курской области в интересах Бурцевой ФИО6 к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Золотухинская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области о взыскании задолженности по недополученным выплатам стимулирующего характера,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Золотухинского района Курской области в интересах обратился в суд с иском, с учётом уточнения, к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Золотухинская центральная районная больница» (далее ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ») о взыскании суммы невыплаченных стимулирующих выплат, как заведующей и фельдшеру <адрес> фельдшерско-акушерского пункта ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ» в размере 20643 рубля 70 копеек, обосновывая свои требования тем, что ответчиком были нарушены трудовые права работника, выразившиеся в неполной оплате его труда, поскольку в период с 01 августа 2013 года по 30 апреля 2014 года Бурцева Л.В. получила выплату стимулирующего характера не в полном объеме.

Истец Бурцева Л.В., надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, направив в адрес суда заявление, в котором ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, поддержала исковые требования в полном объёме.

Помощник прокурора Малышев В.А. уточненные требования поддержал согласно обстоятельств, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ» - Барбашин П.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Золотухинского района, пояснив, что оплата стимулирующих выплат осуществлялась в соответствии с поступающим финансированием, при этом постановление Правительства Курской области №75-пп от 28.05.2010 года, носит рекомендательный характер и в нем не указаны сроки его введения в действие, в договоре, заключенном с Бурцевой Л.В., такие выплаты не предусмотрены. Кроме того, в силу ст.74 ТК РФ при существенных изменениях в трудовой договор, работодатель обязан известить об этом работника не менее чем за 2 месяца, соответственно, если указанное постановление Правительства Курской области подлежит применению, то с октября 2013 года.

Представитель третьего лица - Комитета здравоохранения Курской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения иска по причине отсутствия в трудовом договоре с Бурцевой Л.В. положений об установлении выплат стимулирующего характера, а установление выплат стимулирующего характера является прерогативой работодателя, в пределах фонда оплаты труда с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.

Представитель третьего лица - Комитета финансов Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения иска, на том основании, что истцом документально не обоснован размер исковых требований, в трудовом договоре, заключенном с работником, отсутствуют положения о выплатах стимулирующего характера. Кроме того, выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах фонда оплаты труда с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, изучив мнение третьих лиц, изложенное в отзывах на исковое заявление, суд приходит к следующему.

В силу абз.3 ст.144 ТК Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации», установлено, что в рамках реализуемых в 2011-2012 годах региональных программ модернизаци здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по трем направлениям, при этом положением пункта 3 определено, что перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 № 882).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.02.2011 № 145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи» утверждены показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.

Исходя из положений ст.10 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель в целях обеспечения организации исполнения актов законодательства в сфере охраны здоровья вправе предусмотреть правовое регулирование по вопросам, связанным со здравоохранением, подзаконными нормативными актами при этом возможность принятия такого рода актов предусмотрена ст.2 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в соответствии с которой помимо Конституции Российской Федерации законодатель указал на иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 50 ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ устанавливает общие направления мероприятий поддержки и финансового обеспечения здравоохранения, при этом, согласно ее части 8, порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пункт 3 Постановления Правительства РФ от 07.02.2011 года № 60, устанавливает, что перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Постановлением Администрации Курской области от 31.03.2011 № 116-па утверждена «Областная целевая программа «Модернизации здравоохранения Курской области на 2011-2013 годы», одним из направлений которой является внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курской области, регулирующими вопросы охраны здоровья граждан, в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации», постановлением Правительства Курской области от 28.05.2010 № 75-пп «О введении новой системы оплаты труда работников областных государственных учреждений, подведомственных комитету здравоохранения Курской области» (действовавшим на период спорных правоотношений).

В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 29.12.2007 № 596 «О введении новых систем оплаты труда работников областных бюджетных и казенных учреждений, органов исполнительной власти области и иных государственных органов», созданных в соответствии с Уставом Курской области, Правительство Курской области Постановлением от 28.05.2010 № 75-пп, действовавшим на период спорных правоотношений, утвердило Примерное положение об оплате труда работников областных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных комитету здравоохранения Курской области, по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», которое формирует единые подходы к регулированию оплаты труда работников областных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения, подведомственных комитету здравоохранения Курской области (далее - учреждений), и предусматривает единые принципы системы оплаты труда. Положение включает в себя рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (далее - минимальные оклады) по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам; условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями выплат, утвержденными Правительством Курской области, а также критерии их установления, условия оплаты труда руководителей учреждений, включая размеры окладов, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера. Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада), ставки работника, повышающих коэффициентов к окладам, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера, являются обязательными для включения в трудовой договор (п. п.2, 3 Примерного положения...).

В силу п.п.9, 13, 26, 31, 72 указанного Примерного положения, система оплаты труда работников учреждений включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, повышающие коэффициенты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. При введении новой системы оплаты труда рекомендуется заключать с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам. Работникам могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера, предусмотренные разделом IV Положения. К должностному окладу работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера и могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера (разделы III и IV Положения). При введении новых систем оплаты труда работников областных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

В соответствии с п.70 указанного Примерного положения, в целях стимулирования работников к качественному результату труда, а также поощрения за выполненную работу в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях, утвержденным постановлением правительства Курской области от 28 марта 2008 № 44 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях», в учреждениях могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Постановлением Администрации Курской области от 06.03.2013 № 105-па, данный пункт дополнен абзацем, согласно которому медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным), врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи выплачиваются стимулирующие выплаты, в том числе фельдшеру (акушерке) - в размере до 3500 рублей в месяц. Порядок осуществления денежных выплат регулируется локальными актами учреждений здравоохранения. Указанное Постановление вступило в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013.

Постановлением Администрации Курской области от 01.08.2013 № 489-па в абз.6 п.70 Примерного положения внесены изменения, после слов «в размере» слово «до» исключить; после слов «порядок осуществления денежных выплат регулируется локальными актами учреждений здравоохранения» дополнить словами «в соответствии с соглашением о тарифах на оплату в системе обязательного медицинского страхования Курской области».

Постановлением Администрации Курской области от 13.05.2014 № 309-па утверждены изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Курской области от 28.05.2010 № 75-пп, в том числе в п.70 Примерного положения, согласно которому, выплаты за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в том числе фельдшеру (акушерке), устанавливаются в размере 3500 рублей.

Бурцева Л.В. работает в должности заведующей и фельдшером <адрес> фельдшерско-акушерского пункта ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ», является участником региональной программы модернизации здравоохранения в Курской области, утвержденной Постановлением Администрации Курской области от 31.03.2011 № 116- па.

В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, на период спорных правоотношений (август 2013 – апрель 2014 года) действующими нормами был предусмотрен размер выплаты за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях для фельдшера (акушерки), каковым являлась Бурцева Л.В., и определен в твердом размере 3500 рублей, такой размер выплат действует и в настоящее время (Постановление Администрации Курской области от 30.12.2015 № 955-па).

Поскольку указанная выплата не отнесена к выплатам стимулирующего характера, перечень которых дан в постановлении Правительства Курской области от 28 марта 2008 № 44 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях», а в Постановлении Правительства Курской области от 28.05.2010 № 75-пп указан в фиксированном размере, поэтому полагать, что размер ежемесячных выплат, предусмотренных п.70 Примерного положения за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным), должен быть установлен в ином размере, в частности, исходя из критериев оценки его деятельности в процентном отношении, правовые основания отсутствуют.

Из материалов дела усматривается, что указанные выплаты за период с августа 2013 по апрель 2014, в установленном пунктом 70 Постановления Правительства Курской области от 28.05.2010 № 75-пп размере (3500 рублей в месяц) Бурцевой Л.В., как заведующей (фельдшеру) <адрес> фельдшерско-акушерского пункта, не выплачивались, что не оспаривалось представителем ответчика, и подтверждается сведениями о начисленной и выплаченной заработной плате работникам здравоохранения Золотухинского района за 2013, 2014 годы, карточками-справками на Бурцеву Л.В. за те же годы.

Так согласно карточкам-справкам за 2013, 2014 годы, сведениям о начисленной и выплаченной заработной плате работникам здравоохранения Золотухинского района за 2013, 2014 годы Бурцевой Л.В. ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ» выплачено 6200 рублей вместо установленных 26843 рублей 70 копеек, расчет, предоставленный прокурором, представителем ответчика не оспаривался.

Таким образом, с учетом количества отработанного Бурцевой Л.В. времени в спорный период, за исключением времени нахождения в отпуске (согласно приказа главного врача ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ» л/с от 29.08.2013 Бурцева Л.В. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске в период со 03.09.2013 по 12.10.2013), суд приходит к выводу, что в период с августа 2013 года по апрель 2014 года Бурцева Л.В. недополучила выплаты, установленные п.70 Положения в размере 20643 рублей 70 копеек (26843,70-6200=20643,7).

Суд исходит из того, что данная денежная выплата носит стимулирующий, т.е. дополнительный характер, и обусловлена оказанием медицинской помощи в амбулаторных условиях (скорой медицинской помощи вне медицинской организации).

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Суд находит несостоятельным доводы представителя ответчика, как основание отказа в иске, отсутствие в трудовом договоре указания на спорные выплаты, поскольку само по себе отсутствие в трудовом договоре положений о спорных выплатах не может служить основанием не выплачивать (не доплачивать) работнику установленную заработную плату, учитывая то, что пунктом 70 Постановления Правительства Курской области от 28.05.2010 г. № 75-пп, спорные стимулирующие выплаты, отнесены к категории выплат за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным), и установлены в конкретной сумме, в данном случае 3500 рублей, не связанной с какими-либо показателями по результатам трудовой деятельности.

На основании п.9 ч.1 ст.333.36 п.2 Налогового Кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ОБУЗ «Золотухинкая ЦРБ» в доход бюджета Золотухинского района Курской области подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, истец освобожден, пропорционально удовлетворенным требованиям, в соответствии со ст.333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Золотухинского района Курской области в интересах Бурцевой ФИО7 к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Золотухинская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области о взыскании задолженности по недополученным выплатам стимулирующего характера, удовлетворить.

Взыскать с областного бюджетного учреждения здравоохранения «Золотухинская центральная районная больница» в пользу Бурцевой ФИО8 задолженность по недополученным выплатам стимулирующего характера в сумме 20643 (двадцать тысяч шестьсот сорок три) рубля 70 (семьдесят) копеек.

Взыскать с областного бюджетного учреждения здравоохранения «Золотухинская центральная районная больница» в пользу бюджета Золотухинского района Курской области государственную пошлину в размере 825 (восемьсот двадцать пять) рублей 75 (семьдесят пять) копеек.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Золотухинский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Дата составления мотивированного решения – 27 июня 2016 года.

Судья /подпись/С.А. Евсюков

2-206/2016 ~ М-174/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор в интересах Бурцевой Л.В.
Ответчики
ОБУЗ Золотухинская ЦРБ
Суд
Золотухинский районный суд
Судья
Евсюков Сергей Александрович
04.04.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2016[И] Передача материалов судье
08.04.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2016[И] Подготовка дела (собеседование)
20.04.2016[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2016[И] Предварительное судебное заседание
25.05.2016[И] Судебное заседание
06.06.2016[И] Судебное заседание
07.06.2016[И] Судебное заседание
22.06.2016[И] Судебное заседание
27.06.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2016[И] Дело оформлено
03.08.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее