УИД: 36RS0002-01-2020-005237-33
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Н.А. Кашириной
при секретаре И.В. Барбашиной
с участием: истца Максименковой А.В., представителя ответчика Правительства РФ Когтевой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 27.01.2020 года № 31-18-06/980,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Максименковой А.В. к публичному акционерному обществу «Сбербанк России», Правительству Российской Федерации о восстановлении покупательской способности вкладов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Максименкова А.В. обратилась в суд с иском к ответчику публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (сокращенное наименование - ПАО Сбербанк), ответчику Правительству Российской Федерации, в котором просит обязать ПАО Сбербанк рассчитать и выплатить сумму задолженности по вкладам Максименковой А.В. с учетом роста потребительских цен на день расчета и взыскать с Правительства Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей. В обоснование иска указала, что Максименкова А.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, являлась вкладчицей Сберегательного банка СССР и на ее имя были открыты следующие вклады:
Первый счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 5218 рублей.
Второй счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 1807 рублей.
Третий счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 922 рубля.
Четвертый счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 1627 рублей.
Пятый счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 2 329 рублей.
Шестой счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 5 000 рублей.
Седьмой счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 5 800 рублей.
Восьмой счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 4 767 рублей.
Девятый счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 6 524 рублей.
Десятый счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 23 046 рублей.
Итого на 20.06.1991 года общая сумма вкладов, открытых на имя Максименковой А.В. в Сберегательном банке СССР составляла 57040 рублей. В настоящее время ПАО Сбербанк отказывается выплачивать указанную сумму по причине деноминации рубля, проведенной в рамках денежной реформы 1998 года. На основании ст.17 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года, ст.15 Конституции Российской Федерации, а также положений ст.ст.834, 838, 839 ГК РФ и Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», Максименкова А.В. просит обязать ПАО Сбербанк рассчитать и выплатить ей сумму задолженности по вкладам с учетом роста потребительских цен на день расчета, а поскольку Правительство Российской Федерации не приняло никаких мер, необходимых для поддержания покупательской способности вкладов истца, с Правительства Российской Федерации Максименкова А.В. требует компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей (л.д.8-10).
Лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании истец Максименкова А.В. исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Правительства РФ Когтева Е.Ю., действующая на основании доверенности от 27.01.2020 года № 31-18-06/980, иск не признала, возражала против его удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление и дополнениям к ним (л.д.68-71, 96-99).
Ответчик ПАО Сбербанк в судебное заседание представителя не направил, о причинах его неявки суду не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, письменных возражений относительного заявленных исковых требований суду не предоставил, в предварительном судебном заседании представитель ответчика ПАО Сбербанк Пашенцева О.В., действующая на основании доверенности от 01.03.2018 года, иск не признала, возражала против его удовлетворения, суду пояснила, что все полагающиеся в силу закона компенсационные выплаты были перечислены истцу, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат. На основании указанного согласно положениями ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что Максименкова А.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, является клиентом ПАО Сбербанк и на ее имя были открыты следующие счета:
- (№) «Пенсионный плюс» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 13.12.2001 года;
- (№) «Депозит Сбербанка России 2 г – 3 г (руб.)» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 28.12.1990 года;
- (№) «Срочный (руб.)» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 01.12.1993 года, дата закрытия 05.04.2015 года;
- (№) «Универсальный на 5 лет» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 13.07.2006 года, дата закрытия 05.04.2015 года;
- (№) «Депозит Сбербанка России 2 г – 3 г (руб.)» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 01.01.1991 года;
- (№) «Visa Momentum (руб.)» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 20.01.2018 года, дата закрытия 14.09.2018 года;
- (№) «Универсальный на 5 лет» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 28.06.2006 года, дата закрытия 05.04.2015 года;
- (№) «Универсальный на 5 лет» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 29.03.2013 года;
- (№) «Компенсационный» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 01.03.1990 года, дата закрытия 10.07.2006 года;
- (№) «Универсальный на 5 лет» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 25.05.2007 года, дата закрытия 25.05.2007 года, что подтверждается предоставленными на судебный запрос сведениями ПАО Сбербанк от 13.11.2020 года, от 03.12.2020 года, от 09.12.2020 года (л.д.60-64).
Из ответа ПАО Сбербанк от 30.10.2018 года на запрос Максименковой А.В. о начислении компенсации по вкладам следует, что в результате проведенной проверки установлено, что выплата компенсации Максименковой А.В. осуществлена в трехкратном размере, то есть в соответствии с установленными правительственными документами размерах, а именно:
Номер п/п |
Номер счета (до перенумерации) |
Остаток вклада на 20.06.1991 года (руб.) |
Сумма выплаченной компенсации (руб.)/дата |
№ счета, на который зачислена компенсация |
1 |
7900376 (счет закрыт 01.12.1993 года) |
6523,63 |
700 - 30.04.2003 (компенсация начислена с применением коэффициента 0,7) |
(№) |
2 |
57919 (счет закрыт 01.12.1993 года) |
2329,00 |
700 - 30.04.2003 (компенсация начислена с применением коэффициента 0,7) |
(№) |
3 |
7900108 |
5000,00 |
5000,00 – 21.03.2008 |
(№) |
4 |
5710674 (счет закрыт 16.12.1992 года) |
1807,00 |
600,00 – 29.04.2003 (компенсация начислена с применением коэффициента 0,6) |
(№) |
5 |
5710673 |
1 627,00 |
1000,00 – 29.04.2003 |
(№) |
6 |
7900471 |
4767,07 |
1000,00 – 29.04.2003 |
(№) |
7 |
1/12526 |
921,92 |
921,92 – 15.03.2003 |
(№) |
В связи с чем, ПАО Сбербанк указывает, что Максименковой А.В. на дату предоставления ответа компенсация выплачена в полном объеме и в соответствии с действующим законодательством (л.д.66-67).
Не согласившись с размером выплаченной компенсации и требуя от ПАО Сбербанк произвести расчет компенсации по вкладам с учетом индекса роста потребительских цен, Максименкова А.В. обратилась в суд с рассматриваемым иском.
В целях обеспечения прав граждан, гарантированных статьей 35 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» были определены порядок восстановления сбережений граждан Российской Федерации (в том числе созданных путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года) и порядок управления внутренним долгом, учитывающий имеющиеся в государстве финансовые средства, которые могут быть выделены на эти цели.
20 июня 1991 года - даты регистрации в Центральном банке РСФСР Устава акционерного коммерческого банка «Сберегательный банк РСФСР», в который был преобразован Сберегательный банк РСФСР, гарантировавший от имени государства полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных ему (статья 41 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР", которой установлено, что Сберегательный банк РСФСР создается на акционерной основе. Контрольным пакетом акций этого банка владеет Банк России. Государство (РСФСР) гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных Сберегательному банку РСФСР, и выдачу их по первому требованию вкладчиков).
Согласно декларации Совета Республик Верховного совета СССР от 26.12.1991 года № 142-Н в связи с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекратил свое существование.
Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 года» предусмотрено, что в целях частичной компенсации обесценивания сбережений граждан, находившихся во вкладах в Сберегательном банке Российской Федерации на 1 января 1992 года, а также на основании пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» Сберегательному банку Российской Федерации произвести начисление единовременных компенсаций по вкладам граждан Российской Федерации и приравненных к ним лиц в указанном банке в 3-кратном размере их вкладов по состоянию на 1 января 1992 года, выплату указанных компенсаций произвести вкладчикам - пенсионерам и инвалидам начиная с 1 февраля 1994 года, а остальным вкладчикам - начиная с 1 июля 1994 года.
12.05.1995 года вступил в силу федеральный закон от 10.05.1995 № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», которым установлены гарантии государства по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств, в том числе, на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года (статья 1 названного ФЗ).
Статьей 2 ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Государственный внутренний долг Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан гарантирован государственной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации (статья 3 названного ФЗ).
Ценностью гарантированных сбережений граждан признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения.
Покупательная способность денежных средств рассчитывается исходя из стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, включающего рацион питания, товары и услуги, обеспечивающие нормальное физиологическое существование человека.
Для гарантированных сбережений граждан, созданных до 1 марта 1991 года, покупательная способность денежных средств считается постоянной и определяется покупательной способностью валюты СССР в 1990 году (статья 4 названного ФЗ).
Статья 5 ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» устанавливает, что восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
Согласно ст.12 ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 06.07.1996 года № 87-ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации».
В соответствии со ст.1 ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» единица номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации имеет наименование «долговой рубль» («дор»), является условной денежной единицей и выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую для единицы номинала целевого долгового обязательства в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.ст.2, 3 ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» долговая стоимость одного долгового рубля (далее - долговая стоимость) определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора.
Необходимый социальный набор - фиксированный набор традиционных для населения Российской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Указом Президента РФ от 08.04.1996 года № 494 «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации» в целях обеспечения реализации положений Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» постановлено Правительству Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации и Сберегательного банка Российской Федерации в 3-месячный срок подготовить проект федеральной программы восстановления сбережений граждан Российской Федерации, обесценившихся в 1991 - 1996 годах, которая в обязательном порядке должна содержать:
методику индексации вкладов и оценки объема государственного долга;
механизм погашения государственного долга для вкладчиков Сберегательного банка Российской Федерации;
механизм погашения государственного долга по денежным сбережениям граждан, созданным путем помещения денежных средств на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным видам личного страхования;
разработку и внесение в Государственную Думу Российской Федерации проектов законов, необходимых для реализации Федерального закона «О восстановлении и защите вкладов граждан Российской Федерации».
Также Правительству Российской Федерации, начиная с разработки федерального бюджета на 1997 год, постановлено предусматривать средства, необходимые для компенсации сбережений граждан, обесценившихся в 1991 - 1996 годах.
В целях реализации указанных положений Указа Президента РФ от 08.04.1996 года № 494 Правительством Российской Федерации были поступательно приняты следующие постановления:
Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 года № 677 «О Порядке проведения в 1998 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 20.05.1999 года № 553 «О Порядке проведения в 1999 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 19.04.2000 года № 352 «О Порядке проведения в 2000 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 года № 222 «О Порядке проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 25.01.2002 года № 56 «О продлении действия порядка выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам (взносам) в Сберегательном банке Российской Федерации и некоторых страховых организациях».
Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 года № 258 «О выплате в 2005 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» вместе с «Правилами выплаты в 2005 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 03.04.2006 года № 192 «О выплате в 2006 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» вместе с «Правилами выплаты в 2006 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 06.04.2007 года № 201 «О выплате в 2007 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 года № 1002 «О порядке осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» вместе с "Правилами осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 02.03.2009 года № 188 «О порядке осуществления в 2009 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» вместе с «Правилами осуществления в 2009 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 года № 1092 «О порядке осуществления в 2010 - 2021 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» вместе с «Правилами осуществления в 2010 - 2021 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Таким образом, Правительство Российской Федерации исполнило возложенные на него обязательства в силу Указа Президента Российской Федерации от 08.04.1996 года № 494 «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации».
Как уже установлено судом, ПАО Сбербанк произвел соответствующие компенсационные выплаты в период с 2003 пол 2010 годы в пользу истца путем их перечисления на действующие банковские счета Максименковой А.В., что не оспаривается истцом.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11.05.2006 года № 133-О (пункт 4) отметил, что «надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до принятия указанного Федерального закона и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающие предоставление соответствующих средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, создает Федеральный закон о федеральном бюджете».
По поводу права граждан на восстановление и обеспечение сохранности ценности их денежных сбережений, приобретенного на основе публично-правового обязательства Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации в своих определениях (от 21.12.2000 года № 261-О; от 11.04.2006 года № 133-О; от 17.10.2006 года № 478-О; от 21.10.2008 года № 726-О-О; от 25.12.2008 года № 1073-О-О) неоднократно указывал, что такое право «может быть признано реализованным в полном объеме (а указанное обязательство - прекращенным) федеральными законами, которыми регулировалось бы предоставление соответствующих материальных гарантий, а также предусматривался бы такой механизм реализации данного права, который позволяет государству фактически исполнить добровольно взятое на себя обязательство».
Таким образом, в отличие от конкретного имущественного долга, вытекающего из гражданских обязательственных правоотношений, который в определенные сроки может быть востребован кредитором, объем и сроки погашения государственного долга, вытекающего из добровольно взятого на себя государством публично-правового обязательства на восстановление денежных сбережений по вкладам граждан, определяется в законах или подзаконных актах Российской Федерации. Право граждан на востребование долга в виде компенсаций по их вкладам, являющихся гарантированными сбережениями, возникает только с принятием федерального закона о бюджете на соответствующий год.
Федеральным законом от 10.05.1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» не предусмотрена индексация вкладов граждан в соответствии с индексом потребительских цен, взятых за период, определяемых самим вкладчиком.
Из указанного следует, что поскольку законом не предусмотрено производство индексации сумм компенсационных выплат исходя из роста потребительских цен, основания для удовлетворения исковых требований Максименковой А.В. у суда отсутствуют, как и отсутствуют основания для взыскания с Правительства Российской Федерации в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку нарушений прав и законных интересов действиями ответчика не установлено.
Положения части 1 статьи 12 ГПК РФ устанавливают, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом согласно части 2 статьи 12 ГПК РФ на суде лежит обязанность, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществлять руководство процессом, разъяснять лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждать о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий.
В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, суд, проанализировав установленные обстоятельства, оценив доказательства по гражданскому делу в их совокупности, руководствуясь указанными нормами материального права, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Максименковой А.В. к ПАО Сбербанк, Правительству Российской Федерации в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Максименковой А.В. к публичному акционерному обществу «Сбербанк России», Правительству Российской Федерации о восстановлении покупательской способности вкладов, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд города Воронежа.
Судья Н.А. Каширина
Решение принято в окончательной форме 19 февраля 2021 года
УИД: 36RS0002-01-2020-005237-33
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Н.А. Кашириной
при секретаре И.В. Барбашиной
с участием: истца Максименковой А.В., представителя ответчика Правительства РФ Когтевой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 27.01.2020 года № 31-18-06/980,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Максименковой А.В. к публичному акционерному обществу «Сбербанк России», Правительству Российской Федерации о восстановлении покупательской способности вкладов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Максименкова А.В. обратилась в суд с иском к ответчику публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (сокращенное наименование - ПАО Сбербанк), ответчику Правительству Российской Федерации, в котором просит обязать ПАО Сбербанк рассчитать и выплатить сумму задолженности по вкладам Максименковой А.В. с учетом роста потребительских цен на день расчета и взыскать с Правительства Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей. В обоснование иска указала, что Максименкова А.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, являлась вкладчицей Сберегательного банка СССР и на ее имя были открыты следующие вклады:
Первый счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 5218 рублей.
Второй счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 1807 рублей.
Третий счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 922 рубля.
Четвертый счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 1627 рублей.
Пятый счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 2 329 рублей.
Шестой счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 5 000 рублей.
Седьмой счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 5 800 рублей.
Восьмой счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 4 767 рублей.
Девятый счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 6 524 рублей.
Десятый счет (№) был открыт в филиале (№) на 20.06.1991 года на счете имелась сумма в размере 23 046 рублей.
Итого на 20.06.1991 года общая сумма вкладов, открытых на имя Максименковой А.В. в Сберегательном банке СССР составляла 57040 рублей. В настоящее время ПАО Сбербанк отказывается выплачивать указанную сумму по причине деноминации рубля, проведенной в рамках денежной реформы 1998 года. На основании ст.17 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года, ст.15 Конституции Российской Федерации, а также положений ст.ст.834, 838, 839 ГК РФ и Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», Максименкова А.В. просит обязать ПАО Сбербанк рассчитать и выплатить ей сумму задолженности по вкладам с учетом роста потребительских цен на день расчета, а поскольку Правительство Российской Федерации не приняло никаких мер, необходимых для поддержания покупательской способности вкладов истца, с Правительства Российской Федерации Максименкова А.В. требует компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей (л.д.8-10).
Лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании истец Максименкова А.В. исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Правительства РФ Когтева Е.Ю., действующая на основании доверенности от 27.01.2020 года № 31-18-06/980, иск не признала, возражала против его удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление и дополнениям к ним (л.д.68-71, 96-99).
Ответчик ПАО Сбербанк в судебное заседание представителя не направил, о причинах его неявки суду не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, письменных возражений относительного заявленных исковых требований суду не предоставил, в предварительном судебном заседании представитель ответчика ПАО Сбербанк Пашенцева О.В., действующая на основании доверенности от 01.03.2018 года, иск не признала, возражала против его удовлетворения, суду пояснила, что все полагающиеся в силу закона компенсационные выплаты были перечислены истцу, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат. На основании указанного согласно положениями ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что Максименкова А.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, является клиентом ПАО Сбербанк и на ее имя были открыты следующие счета:
- (№) «Пенсионный плюс» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 13.12.2001 года;
- (№) «Депозит Сбербанка России 2 г – 3 г (руб.)» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 28.12.1990 года;
- (№) «Срочный (руб.)» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 01.12.1993 года, дата закрытия 05.04.2015 года;
- (№) «Универсальный на 5 лет» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 13.07.2006 года, дата закрытия 05.04.2015 года;
- (№) «Депозит Сбербанка России 2 г – 3 г (руб.)» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 01.01.1991 года;
- (№) «Visa Momentum (руб.)» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 20.01.2018 года, дата закрытия 14.09.2018 года;
- (№) «Универсальный на 5 лет» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 28.06.2006 года, дата закрытия 05.04.2015 года;
- (№) «Универсальный на 5 лет» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 29.03.2013 года;
- (№) «Компенсационный» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 01.03.1990 года, дата закрытия 10.07.2006 года;
- (№) «Универсальный на 5 лет» в отделении (№) филиала (№), дата открытия 25.05.2007 года, дата закрытия 25.05.2007 года, что подтверждается предоставленными на судебный запрос сведениями ПАО Сбербанк от 13.11.2020 года, от 03.12.2020 года, от 09.12.2020 года (л.д.60-64).
Из ответа ПАО Сбербанк от 30.10.2018 года на запрос Максименковой А.В. о начислении компенсации по вкладам следует, что в результате проведенной проверки установлено, что выплата компенсации Максименковой А.В. осуществлена в трехкратном размере, то есть в соответствии с установленными правительственными документами размерах, а именно:
Номер п/п |
Номер счета (до перенумерации) |
Остаток вклада на 20.06.1991 года (руб.) |
Сумма выплаченной компенсации (руб.)/дата |
№ счета, на который зачислена компенсация |
1 |
7900376 (счет закрыт 01.12.1993 года) |
6523,63 |
700 - 30.04.2003 (компенсация начислена с применением коэффициента 0,7) |
(№) |
2 |
57919 (счет закрыт 01.12.1993 года) |
2329,00 |
700 - 30.04.2003 (компенсация начислена с применением коэффициента 0,7) |
(№) |
3 |
7900108 |
5000,00 |
5000,00 – 21.03.2008 |
(№) |
4 |
5710674 (счет закрыт 16.12.1992 года) |
1807,00 |
600,00 – 29.04.2003 (компенсация начислена с применением коэффициента 0,6) |
(№) |
5 |
5710673 |
1 627,00 |
1000,00 – 29.04.2003 |
(№) |
6 |
7900471 |
4767,07 |
1000,00 – 29.04.2003 |
(№) |
7 |
1/12526 |
921,92 |
921,92 – 15.03.2003 |
(№) |
В связи с чем, ПАО Сбербанк указывает, что Максименковой А.В. на дату предоставления ответа компенсация выплачена в полном объеме и в соответствии с действующим законодательством (л.д.66-67).
Не согласившись с размером выплаченной компенсации и требуя от ПАО Сбербанк произвести расчет компенсации по вкладам с учетом индекса роста потребительских цен, Максименкова А.В. обратилась в суд с рассматриваемым иском.
В целях обеспечения прав граждан, гарантированных статьей 35 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» были определены порядок восстановления сбережений граждан Российской Федерации (в том числе созданных путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года) и порядок управления внутренним долгом, учитывающий имеющиеся в государстве финансовые средства, которые могут быть выделены на эти цели.
20 июня 1991 года - даты регистрации в Центральном банке РСФСР Устава акционерного коммерческого банка «Сберегательный банк РСФСР», в который был преобразован Сберегательный банк РСФСР, гарантировавший от имени государства полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных ему (статья 41 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР", которой установлено, что Сберегательный банк РСФСР создается на акционерной основе. Контрольным пакетом акций этого банка владеет Банк России. Государство (РСФСР) гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных Сберегательному банку РСФСР, и выдачу их по первому требованию вкладчиков).
Согласно декларации Совета Республик Верховного совета СССР от 26.12.1991 года № 142-Н в связи с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекратил свое существование.
Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 года» предусмотрено, что в целях частичной компенсации обесценивания сбережений граждан, находившихся во вкладах в Сберегательном банке Российской Федерации на 1 января 1992 года, а также на основании пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» Сберегательному банку Российской Федерации произвести начисление единовременных компенсаций по вкладам граждан Российской Федерации и приравненных к ним лиц в указанном банке в 3-кратном размере их вкладов по состоянию на 1 января 1992 года, выплату указанных компенсаций произвести вкладчикам - пенсионерам и инвалидам начиная с 1 февраля 1994 года, а остальным вкладчикам - начиная с 1 июля 1994 года.
12.05.1995 года вступил в силу федеральный закон от 10.05.1995 № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», которым установлены гарантии государства по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств, в том числе, на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года (статья 1 названного ФЗ).
Статьей 2 ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.
Государственный внутренний долг Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан гарантирован государственной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации (статья 3 названного ФЗ).
Ценностью гарантированных сбережений граждан признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения.
Покупательная способность денежных средств рассчитывается исходя из стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, включающего рацион питания, товары и услуги, обеспечивающие нормальное физиологическое существование человека.
Для гарантированных сбережений граждан, созданных до 1 марта 1991 года, покупательная способность денежных средств считается постоянной и определяется покупательной способностью валюты СССР в 1990 году (статья 4 названного ФЗ).
Статья 5 ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» устанавливает, что восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
Согласно ст.12 ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 06.07.1996 года № 87-ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации».
В соответствии со ст.1 ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» единица номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации имеет наименование «долговой рубль» («дор»), является условной денежной единицей и выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую для единицы номинала целевого долгового обязательства в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.ст.2, 3 ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» долговая стоимость одного долгового рубля (далее - долговая стоимость) определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора.
Необходимый социальный набор - фиксированный набор традиционных для населения Российской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Указом Президента РФ от 08.04.1996 года № 494 «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации» в целях обеспечения реализации положений Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» постановлено Правительству Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации и Сберегательного банка Российской Федерации в 3-месячный срок подготовить проект федеральной программы восстановления сбережений граждан Российской Федерации, обесценившихся в 1991 - 1996 годах, которая в обязательном порядке должна содержать:
методику индексации вкладов и оценки объема государственного долга;
механизм погашения государственного долга для вкладчиков Сберегательного банка Российской Федерации;
механизм погашения государственного долга по денежным сбережениям граждан, созданным путем помещения денежных средств на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным видам личного страхования;
разработку и внесение в Государственную Думу Российской Федерации проектов законов, необходимых для реализации Федерального закона «О восстановлении и защите вкладов граждан Российской Федерации».
Также Правительству Российской Федерации, начиная с разработки федерального бюджета на 1997 год, постановлено предусматривать средства, необходимые для компенсации сбережений граждан, обесценившихся в 1991 - 1996 годах.
В целях реализации указанных положений Указа Президента РФ от 08.04.1996 года № 494 Правительством Российской Федерации были поступательно приняты следующие постановления:
Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 года № 677 «О Порядке проведения в 1998 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 20.05.1999 года № 553 «О Порядке проведения в 1999 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 19.04.2000 года № 352 «О Порядке проведения в 2000 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 года № 222 «О Порядке проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 25.01.2002 года № 56 «О продлении действия порядка выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам (взносам) в Сберегательном банке Российской Федерации и некоторых страховых организациях».
Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 года № 258 «О выплате в 2005 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» вместе с «Правилами выплаты в 2005 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 03.04.2006 года № 192 «О выплате в 2006 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» вместе с «Правилами выплаты в 2006 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 06.04.2007 года № 201 «О выплате в 2007 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 года № 1002 «О порядке осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» вместе с "Правилами осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 02.03.2009 года № 188 «О порядке осуществления в 2009 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» вместе с «Правилами осуществления в 2009 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 года № 1092 «О порядке осуществления в 2010 - 2021 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» вместе с «Правилами осуществления в 2010 - 2021 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».
Таким образом, Правительство Российской Федерации исполнило возложенные на него обязательства в силу Указа Президента Российской Федерации от 08.04.1996 года № 494 «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации».
Как уже установлено судом, ПАО Сбербанк произвел соответствующие компенсационные выплаты в период с 2003 пол 2010 годы в пользу истца путем их перечисления на действующие банковские счета Максименковой А.В., что не оспаривается истцом.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11.05.2006 года № 133-О (пункт 4) отметил, что «надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до принятия указанного Федерального закона и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающие предоставление соответствующих средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, создает Федеральный закон о федеральном бюджете».
По поводу права граждан на восстановление и обеспечение сохранности ценности их денежных сбережений, приобретенного на основе публично-правового обязательства Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации в своих определениях (от 21.12.2000 года № 261-О; от 11.04.2006 года № 133-О; от 17.10.2006 года № 478-О; от 21.10.2008 года № 726-О-О; от 25.12.2008 года № 1073-О-О) неоднократно указывал, что такое право «может быть признано реализованным в полном объеме (а указанное обязательство - прекращенным) федеральными законами, которыми регулировалось бы предоставление соответствующих материальных гарантий, а также предусматривался бы такой механизм реализации данного права, который позволяет государству фактически исполнить добровольно взятое на себя обязательство».
Таким образом, в отличие от конкретного имущественного долга, вытекающего из гражданских обязательственных правоотношений, который в определенные сроки может быть востребован кредитором, объем и сроки погашения государственного долга, вытекающего из добровольно взятого на себя государством публично-правового обязательства на восстановление денежных сбережений по вкладам граждан, определяется в законах или подзаконных актах Российской Федерации. Право граждан на востребование долга в виде компенсаций по их вкладам, являющихся гарантированными сбережениями, возникает только с принятием федерального закона о бюджете на соответствующий год.
Федеральным законом от 10.05.1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» не предусмотрена индексация вкладов граждан в соответствии с индексом потребительских цен, взятых за период, определяемых самим вкладчиком.
Из указанного следует, что поскольку законом не предусмотрено производство индексации сумм компенсационных выплат исходя из роста потребительских цен, основания для удовлетворения исковых требований Максименковой А.В. у суда отсутствуют, как и отсутствуют основания для взыскания с Правительства Российской Федерации в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку нарушений прав и законных интересов действиями ответчика не установлено.
Положения части 1 статьи 12 ГПК РФ устанавливают, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом согласно части 2 статьи 12 ГПК РФ на суде лежит обязанность, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществлять руководство процессом, разъяснять лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждать о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий.
В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, суд, проанализировав установленные обстоятельства, оценив доказательства по гражданскому делу в их совокупности, руководствуясь указанными нормами материального права, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Максименковой А.В. к ПАО Сбербанк, Правительству Российской Федерации в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Максименковой А.В. к публичному акционерному обществу «Сбербанк России», Правительству Российской Федерации о восстановлении покупательской способности вкладов, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд города Воронежа.
Судья Н.А. Каширина
Решение принято в окончательной форме 19 февраля 2021 года