Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-416/2018 ~ М-420/2018 от 24.08.2018

Решение

именем Российской Федерации

03 сентября 2018 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Блинковой О.В., при секретаре Дементьевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-416 по административному исковому заявлению Смирнова Е.Ю. к судебному приставу-исполнителю Гусаровой Е.А. о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам,

у с т а н о в и л:

Смирнов Е.Ю. обратился в Шигонский районный суд с административным иском к судебному приставу приставу-исполнителю Гусаровой Е.А. о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Гусаровой Е.А. было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам. Считает, что данный расчет произведен с нарушением ФЗ «Об исполнительном производстве». Расчет алиментов с его заработной платы произведен без учета удержанного подоходного налога, соответственно неправомерно увеличен <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ он не работал, средняя заработная плата по Самарской области составляет <данные изъяты>, с учетом подоходного налога <данные изъяты> рублей. Алименты должны были исчисляться с этой суммы и составить <данные изъяты> рублей. Судебный пристав исчислял алименты из средней заработной платы по Российской Федерации. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. Прожиточный минимум для детей составляет <данные изъяты>. Судебный пристав-исполнитель нарушил его права, взыскав алименты больше, чем прожиточный минимум на несовершеннолетнего ребенка.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен. Направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, направил возражения на административное исковое заявление Смирнова Е.Ю., в которых указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа о взыскании со Смирнова Е.Ю. в пользу ФИО2 алиментов в размере ? части всех видов заработка и иного дохода на содержание ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она возбудила исполнительное производство. Должник по ее вызову не явился. ДД.ММ.ГГГГ представил объяснения, в которых указал, что знает об обязанности выплачивать алименты. По электронной почте от должника была представлена справка 2-НДФЛ, с указанием его заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ она произвела расчет задолженности по алиментам, размер долга составил <данные изъяты>. Задолженность за период когда должник не работал была рассчитана из среднемесячной заработной платы по Российской Федерации, которая составила <данные изъяты>. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель Управления ФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен. Направил письменные пояснения, из которых следует, что по общему правилу размер задолженности по алиментам определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, в случае если лицо не работает, задолженность определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации. В случае когда определенный размер задолженности нарушает интересы одной из сторон, сторона, чьи интересы нарушены вправе обратиться в суд с исковым заявлением об определении размера задолженности. Спор о размере задолженности по алиментам подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства путем подачи искового заявления.

Заинтересованное лицо взыскатель Чернова А.Э. в судебное заседание не явилась, извещена.

Согласно ч.2 ст.289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При указанных обстоятельствах дело рассмотрено в отсутствие сторон.

В связи с тем, что административный истец и административный ответчик в судебное заседание не явились, протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи не велось.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому государственную, в том числе судебную, защиту его прав и свобод, обязывая государство обеспечивать потерпевшим от преступлений доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, что закреплено в ст. 45 ч. 1, ст. 46 ч. 1, ст. 52.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу ст. 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Положениями ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии со ст. 102 указанного Закона размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

В соответствии с п.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Положениями ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного п. 2 ст. 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Пунктом 5.1 главы V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 19 июня 2012 года N 01-16 установлено, что в случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности, моментом взыскания задолженности будет являться дата фактического погашения должником задолженности.

В ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ определен порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам, согласно ч. 2 которой размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка или иного дохода должника в период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал, либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа № выданного Ленинским районным судом о взыскании со Смирнова Е.Ю. в пользу ФИО2 алиментов на содержание ребенка в размере 1/4 части заработной платы и иных доходов, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ ОСП Шигонского района возбуждено исполнительное производство должником в рамках которого является Смирнов Е.Ю.

Постановлением судебного пристава-исполнителя произведен расчет задолженности по алиментам Смирнова Е.Ю. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из заработной платы должника за указанный период, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из среднемесячной заракботной платы по Российской Федерации. Задолженность Смирнова Е.Ю. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>

В постановлении указаны период начисления долга, средней заработной платы в РФ, размер доли от среднемесячной зарплаты, подлежащей взысканию, сумма задолженности за конкретный период. Расчет произведен приставом на основании положений п. 4 ст. 113 СК РФ, ч. 3 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

В случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Закона, ст. 113 Семейного кодекса РФ).

При расчете размера задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации налог на доходы физических лиц в размере 13% не подлежит удержанию, поскольку размер средней заработной платы в Российской Федерации, рассчитываемый Федеральной службой государственной статистики, не является реальным доходом должника.

Таким образом, по смыслу закона при отсутствии реальных доходов при определении задолженности по уплате алиментов следует учитывать размер средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности без удержания налога на доходы физических лиц в размере 13%, а также приводить исчисленные данные за соответствующий период (размер задолженности и количество дней просрочки за каждый месяц), что собственно, и является арифметическим расчетом, то есть математическим действием, правильность которого можно проверить как в части исходных данных слагаемых, так и итоговых результатов.

Несогласие административного истца с размером задолженности не могут служить основанием для признания постановления судебного пристава незаконным. Заявитель вправе оспорить размер задолженности, обратившись в суд в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, заявитель может обратиться в суд с иском об освобождении от уплаты задолженности по алиментам либо ее уменьшении.

    В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со статьей 122, Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

    Кроме того, судом установлено, что административный истец пропустил процессуальный срок для обращения в суд с иском о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

В административном исковом заявлении и в материалах административного дела не содержится сведений о наличии уважительных причин обращения в суд за пределами установленного законом срока. Административным истцом не представлено суду доказательств того, что имелись обстоятельства, которые объективно препятствовали административному истцу своевременно обратиться в суд с административным исковым требованием.

У суда нет оснований полагать, что в результате принятия судебным приставом-исполнителем постановления имеется нарушение прав должника в исполнительном производстве или создание ему препятствий в их осуществлении. Доказательств обратного, должник суду не представил.

Постановление принято судебным приставом-исполнителем согласно предоставленным ей полномочиям, в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом сведений о заработной плате должника, нарушения прав и законных интересов Смирнова Е.Ю. постановление о расчете размера задолженности не повлекло.

Должником судебному приставу-исполнителю не были представлены доказательства исполнения судебного акта о взыскании алиментов за спорный период в добровольном порядке. В установленном законом порядке, отсрочка или рассрочка исполнения решения Смирнову Е.Ю. не предоставлялась, доказательств невозможности исполнения исполнительного документа по причине, не зависящей от воли должника, судебному приставу, не представлено, вынесенное постановление судебного пристава-исполнителя суд считает законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах административный иск Смирнова Е.Ю. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Смирнова Е.Ю. к судебному приставу-исполнителю Гусаровой Е.А. о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам, - отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий О.В.Блинкова

Решение в окончательной форме принято 07.09.2018 года

2а-416/2018 ~ М-420/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Е.Ю.
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Гусарова Е.А.
Другие
Кулик Е.В.
Чернова А.Э.
УФССП России по Самарской области
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Блинкова О.В.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
24.08.2018Регистрация административного искового заявления
24.08.2018Передача материалов судье
27.08.2018Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.09.2018Предварительное судебное заседание
03.09.2018Судебное заседание
13.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее