<данные изъяты>
<данные изъяты> Дело №33а-1745/2019 3 апреля 2019 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Брагина А.А., Рудь Т.Н.,
при секретаре Анисимовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 апреля 2019 года в городе Архангельске административное дело по апелляционной жалобе федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 17 сентября 2018 года, с учетом определения об исправлении описки от 11 февраля 2019 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление Васильева Н.М. о признании незаконными действий, обязании внести изменения в решение начальника отделения (территориальное пгт. Печенга) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от 28.02.2018, признании незаконным решения ВрИО начальника отделения (территориальное пгт. Печенга) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от 23.07.2018, обязании восстановить нарушенное право, удовлетворить.
Признать незаконными действие начальника отделения (территориальное пгт. Печенга) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в части внесения в единый реестр военнослужащих в отношении Васильева Н.М. сведений об уменьшении на 39,2 кв.м. норматива общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии.
Обязать начальника отделения (территориальное пгт. Печенга) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации внести изменение в своё решение от № от 28.02.2018, исключив из него сведения об уменьшении на 39,2 кв.м. общей площади предоставляемого Васильеву Н.М. и членам его семьи жилого помещения.
Признать незаконными действие ВрИО начальника отделения (территориальное пгт. Печенга) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в части внесения в единый реестр военнослужащих в отношении Васильева Н.М. сведений об исключения из членов семьи сына В.Д.Н..
Отменить решение ВрИО начальника отделения (территориальное пгт. Печенга) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от 23.07.2018.
Обязать начальника отделения (территориальное пгт. Печенга) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации внести изменения в единый реестр военнослужащих, исключив из учетных данных Васильева Н.М. сведения об уменьшении на 39,2 кв.м. норматива общей площади предоставляемого ему и членам его семьи жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии, включить В.Д.Н. в состав членов семьи Васильева Н.М..
Об исполнении решения суда административные ответчики обязаны сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» за счёт средств, предусмотренных на финансирование Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в пользу Васильева Н.М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
Васильев Н.М. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий, обязании внести изменения в решение начальника отделения (территориальное, пгт. Печенга) федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ) № от 28.02.2018, признании незаконным решения ВрИО начальника отделения (территориальное, пгт. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ № от 23.07.2018, обязании восстановить нарушенное право.
В обоснование требований указано, что Васильев Н.М., как бывший военнослужащий, и члены его семьи имеют право на обеспечение жилым помещением. 28.02.2018 ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ (территориальное отделение, пгт. Печенга) принято решение №, согласно которому форма обеспечения жилым помещением для Васильева Н.М. определена в виде жилищной субсидии по месту прохождения военной службы, при этом норматив общей площади жилого помещения уменьшен на 39,2 кв.м, и, как следствие, уменьшился размер субсидии, на который он вправе претендовать. Уменьшение норматива общей площади жилого помещения произведено в связи с тем, что супруга Васильева Н.М. – Васильева С.А. получила в порядке приватизации право собственности на кв. <адрес>. Данное жилое помещение продано Васильевой С.А. 24.03.2003, то есть более 5 лет назад до принятия его с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения. Кроме того, из состава членов семьи незаконно исключен сын истца В.Д.Н., проживающий совместно с ним.
С учетом уточненных административных исковых требований, просит суд признать незаконными действия отделения ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ (территориальное, пгт. Печенга) в части внесения в единый реестр военнослужащих сведений об уменьшении норматива общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии, исключения из членов семьи сына В.Д.Н., обязать отделение (территориальное, пгт. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ внести изменение в свое решение от № от 28.02.2018, исключив из него сведения об уменьшении на 39,2 кв.м общей площади предоставляемого Васильеву Н.М. и членам его семьи жилого помещения, отменить решение отделения (территориальное, пгт. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ № от 23.07.2018, обязать отделение (территориальное, пгт. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ внести изменения в единый реестр военнослужащих, исключив из учетных данных Васильева Н.М. сведения об уменьшении общей площади предоставляемого жилого помещения на 39,2 кв.м, и включить сына В.Д.Н. в состав членов семьи Васильева Н.М.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в отсутствие Васильева Н.М., начальника отделения (территориальное, пгт. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ Кандауровой Е.А., ВрИО начальника отделения (территориальное, пгт. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ Кузнецова Д.Л., ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ, отделения (территориальное, пгт. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ, Васильевой С.А., Васильева Д.Н., Васильевой М.Н., ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала - «2 финансово-экономическая служба».
В предварительном судебном заседании представитель административного истца Щербакова О.В. исковые требования поддержала.
Согласно представленному отзыву ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ иск не признало.
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласилось ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
Ссылается на то, что согласно действующему законодательству при предоставлении военнослужащему жилья от Министерства обороны РФ, подлежат учету все совершенные им и членами его семьи сделки по отчуждению жилья, полученного им от государства, вне зависимости от срока их совершения, поскольку обеспечение жильем от государства, по общему правилу и согласно положениям ст. Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», возможно только один раз.
Не порождает обязанности государства, в том числе и после истечения предусмотренного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока, повторно обеспечить гражданина жилым помещением без учета предоставленной государством ранее жилой площади, это согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, основанной на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направленной на предотвращение необоснованного и сверхнормативного предоставления жилищных гарантий, что не было учтено судом первой инстанции.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы административный истец просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Васильев Н.М. в период прохождения военной службы на основании решения № от 28.02.2018 начальника отделения (территориальное пгт. Печенга) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Кандауровой Е.А. 22.01.2018 был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на состав семьи из четырех человек, включая супругу Васильеву С.А., сына В.Д.Н., дочь В.М.Н.
Указанным решением форма обеспечения Васильева Н.М. жилым помещением определена в виде жилищной субсидии по месту прохождения военной службы. В единый реестр внесены сведения об уменьшении общей площади предоставляемого жилого помещения на 39,2 кв.м в связи с наличием у Васильевой С.А. в собственности жилого помещения общей площадью 39,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В указанное решение № от 28.02.2018 решением № от 23.07.2018 ВрИО начальника отделения (территориальное пгт.Печенга) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Кузнецовым Д.Л. внесены изменения в части количества членов семьи Васильева Н.М., принимающихся на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указано, что Васильев Н.М. принимается на учет без учета сына В.Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку он не проживает совместно с Васильевым Н.М.
Разрешая требования о незаконности данного решения в части норматива общей площади жилого помещения и размера жилищной субсидии, суд первой инстанции исходил из того, что с момента совершения Васильевой С.А. сделки по отчуждению права собственности на приватизированное жилое помещение прошло более 5 лет, в связи с чем уменьшение норматива общей площади жилого помещения на 39,2 кв.м не соответствует положениям Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Кроме того, исключение из состава семьи сына военнослужащего не соответствует закону.
С данным выводом судебная коллегия согласна на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством РФ, которое постановлением от 03.02.2014 №76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее – Правила).
Согласно п. п. 3 и 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения (18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек) при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения; на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Иных оснований для уменьшения норматива жилой площади для расчета субсидии Правилами не предусмотрено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент принятия обжалуемого решения прошло более 5 лет со дня совершения супругой военнослужащего сделки по отчуждению принадлежащего ей жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и о необоснованном исключении из состава членов семьи военнослужащего несовершеннолетнего сына, поскольку он основан на представленных доказательствах и нормах материального права.
Согласно абзацу 5 п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Как видно из материалов дела В.Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения приходится родным сыном Васильеву Н.М., не достиг возраста 18 лет.
Таким образом, судом верно указано, что норматив общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии Васильеву Н.М. должен быть исчислен без уменьшения на 39,2 кв.м и с учетом члена семьи – сына В.Д.Н.
Довод апелляционной жалобы о том, что при предоставлении военнослужащему жилья от Министерства обороны РФ подлежат учету все совершенные им и членами его семьи сделки по отчуждению жилья, полученного им от государства, вне зависимости от срока их совершения, основан на неверном толковании вышеуказанных норм материального права.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 17 сентября 2018 года, с учетом определения об исправлении описки от 11 февраля 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи А.А. Брагин
Т.Н. Рудь