Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2634/2021 от 03.09.2021

Судья Михеева Т.А. Дело № 33-2634/2021

в„– 2-1786/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2021 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Курлаевой Л.И., Букаловой Е.А.,

при секретаре Трухановой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Орла, действующего в интересах ФИО1, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда,

        РїРѕ апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области РЅР° решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Орла РѕС‚ 15 июля 2021 Рі., которым исковые требования удовлетворены частично.

    Р—аслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Должикова РЎ.РЎ., выслушав возражения РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° ФИО6, полагавшей решение СЃСѓРґР° законным Рё обоснованным, изучив материалы дела, РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Железнодорожного района г. Орла в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование указал, что прокурорской проверкой установлено, что ФИО1, <дата> года рождения, является инвалидом I группы, федеральным льготником, имеет право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Состоит на диспансерном учете в <...> с диагнозом <...>

Согласно выписке из истории болезни амбулаторного диализного пациента № ФИО1 назначен лекарственный препарат «Эноксапарин Натрия» 0,6 мл (6000 анти Ха Ме) подкожно во внедиализные дни.

Однако ФИО1 обеспечивается жизненно необходимым лекарственным препаратом не в полном объеме.

По указанным основаниям просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно и в полном объеме обеспечивать ФИО1 лекарственным препаратом «Эноксапарин Натрия» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.; обратить решение к немедленному исполнению.

Судом постановлено обжалуемое решение. На Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность своевременно и в полном объеме обеспечивать ФИО1 лекарственным препаратом «Эноксапарин Натрия» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

В данной части решение суда обращено к немедленному исполнению.

С Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда 10 000 руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части взыскания в пользу ФИО1 компенсации морального вреда.

Приводит доводы об отсутствии совокупности условий, при которых на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда. Ссылается на то, что Департамент здравоохранения Орловской области вправе осуществить закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий в пределах субвенций из федерального бюджета исходя из установленного норматива финансовых затрат на одного человека. При этом установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №1145 норматив финансовых затрат на одного гражданина не позволяет ответчику организовать обеспечение лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями.

Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих причинение действиями Департамента здравоохранения Орловской области физических и нравственных страданий ФИО1 В связи с этим, по мнению апеллятора, вывод суда о том, что не обеспечение истца бесплатно лекарственными препаратами усугубило его состояние и отразилось на состоянии здоровья, является необоснованным.

Просит в указанной части решение суда отменить и принять новое об отказе в иске.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1, <дата> года рождения, является инвалидом I группы, состоит на диспансерном учете в <...>» с диагнозом <...>

Истец относится к категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, включая право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно выписке из истории болезни амбулаторного диализного пациента № ФИО1 назначен лекарственный препарат «Эноксапарин Натрия» 0,6 мл (6000 анти Ха Ме) подкожно во внедиализные дни.

Прокуратурой Железнодорожного района г.Орла проведена проверка лекарственного обеспечения ФИО1 По ее результатам установлено, что истец не в полном объеме обеспечен жизненно необходимым лекарственным препаратом.

        РўР°Рє, РІ 2020 Рі. потребность ФИО1 РІ лекарственном препарате «Эноксапарин Натрия» составила 14,4 упаковки.

Согласно журналу обеспечения льготника ФИО1 в 2020 г. выданы лекарственные препараты «Клексан» и «Эниксум», действующим веществом которого является «Эноксапарин Натрия», в количестве 12 упаковок.

В 2021 г. потребность ФИО1 в указанном препарате также составила 14,4 упаковки в год.

По сведениям Государственного унитарного предприятия Орловской области «Орелфармация» ФИО1 был обеспечен препаратами «Эноксапарин натрия» в 2021 году в следующем объеме: 27 января 2021 г. выдано 2 упаковки препарата «Клексан», 26 марта 2021 г. – 1 упаковка препарата «Клексан», 21 июня 2021 г. – 3 упаковки препарата «Эноксапарин Бинергия», 21 июня 2021 г.– 1 упаковка препарата «Эноксапарин Бенергия», 28 июня 2021 г.– 2 упаковки препарата «Эниксум».

        Р˜Р· объяснений ФИО1 следует, что три раза РІ неделю РѕРЅ РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ процедуру гемодиализа, РІ остальные РґРЅРё нуждается РІ приеме препарата «Эноксапарин». Р’ месяц ему требуется 18 уколов. Р’ 2021 РіРѕРґСѓ начались перебои СЃ обеспечением лекарством. Данный препарат необходим для разжижения РєСЂРѕРІРё, РІ случае его неприема организм инфицируется, возникают затруднения СЃ процедурой диализа. Р’РІРёРґСѓ сложившейся ситуации РѕРЅ вынужден был находиться РЅР° стационарном лечении РІ период СЃ 26 мая 2021 Рі. РїРѕ 08 РёСЋРЅСЏ 2021 Рі.

        РўР°РєР¶Рµ истец РїРѕСЏСЃРЅРёР», что стоимость препаратов «Энокспарин Натрия» составляет: «Эниксум» – 1800 СЂСѓР±. Р·Р° упаковку, «Кликсан» - 3500 СЂСѓР±. Р·Р° РѕРґРЅСѓ упаковку. Р’ периоды отсутствия препарата РѕРЅ брал РёС… «в долг» Сѓ РґСЂСѓРіРёС… аналогичных пациентов. Перебои РІ приеме препарата влекут существенное ухудшение состояния его Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ (инфицирование организма), что может повлечь тяжелые необратимые последствия, вплоть РґРѕ летального РёСЃС…РѕРґР°. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё перебои СЃ обеспечением лекарственным препаратом влекут для него переживания РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ Р·Р° СЃРІРѕСЋ Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ.

Таким образом, ФИО1 длительное время не обеспечивался необходимым по медицинским показаниям лекарственным препаратом.

Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что не обеспечение ФИО1 лекарственным препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, суд первой инстанции возложил на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по обеспечению истца лекарственными препаратами, назначенными по жизненным и медицинским показаниям вплоть до их отмены лечащим врачом, обратив решение к немедленному исполнению.

Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, оценив представленные доказательства, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации ФИО1 причиненного морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции учел неправомерные действия Департамента здравоохранения Орловской области по несвоевременному обеспечению ФИО1 лекарственными препаратами, повлекшие нравственные страдания истца, обусловленные переживаниями за свою жизнь и здоровье.

Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу положений статьи 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на обеспечение всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации имеют инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 г. №328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг категориям граждан», действовавшим до 01 сентября 2021 г. (далее – Порядок).

При этом процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержала условия о количестве выдаваемых препаратов и рассчитывалась исходя из финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и по смыслу пункта 2.7 Порядка должно осуществляться бесперебойно.

Согласно Приложению №1 к Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации 12 октября 2019 г. №2406-р, лекарственный препарат «Эноксапарин натрия» является жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратом для медицинского применения на 2020-2021 год.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 г. № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Постановлением Правительства Орловской области от 28 декабря 2020 г. №2299 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

Таким образом, действующим законодательством определено, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К их числу относятся обеспечение инвалидов за счет соответствующих бюджетных ассигнований лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Из приведенных нормативных актов также следует, что на территории Орловской области обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения вышеуказанной категории граждан, является обязанностью Департамента здравоохранения Орловской области.

Представленными суду первой инстанции доказательствами бесспорно установлено нарушение прав ФИО1 на обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

В связи с этим доводы жалобы об отсутствии вины Департамента здравоохранения Орловской области на законность постановленного решения не влияют и не могут являться основанием для его отмены в обжалуемой части.

Оценивая доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, судебная коллегия учитывает следующее.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение нормативных предписаний при реализации прав граждан (получателей социальных услуг) на предоставление им социальных услуг, оказываемых в целях улучшения их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что предоставление таким гражданам социальных услуг неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Из анализа положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ, Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета определенными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями без взимания платы.

В этой связи непринятие Департаментом здравоохранения Орловской области мер к своевременному обеспечению истца, являющегося инвалидом и имеющего право на обеспечение жизненно важными лекарственными препаратами, нарушает право ФИО1 на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.

В ходе рассмотрения настоящего спора судом первой инстанции установлено, что ФИО1 не в полном объеме обеспечивался лекарственными препаратами, что само по себе бесспорно причиняло ему нравственные страдания, обусловленные переживаниями за свою жизнь и здоровье.

Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарственными препаратами не могло не причинять ФИО1, являющемуся инвалидом, находящемуся в нетрудоспособном состоянии и вынужденному принимать самостоятельные меры по поиску и приобретению необходимых ему дорогостоящих лекарственных препаратов, получение которых ему гарантировано действующим законодательством бесплатно, нравственных страданий.

С учетом этого, учитывая право ФИО1 на бесплатное обеспечение вышеуказанными лекарственными препаратами, характер имеющегося у него заболевания, необходимость в постоянном приеме препарата и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, очевидные переживания истца за свою жизнь и здоровье, районный суд обоснованно пришел к выводу о причинении последнему морального вреда, определив его компенсацию в сумме 10 000 рублей.

Размер компенсации, определенной судом, отвечает вышеприведенным требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, а потому оснований для его снижения не имеется.

При таких обстоятельствах, вышеприведенные и иные доводы апелляционной жалобы, на законность постановленного решения не влияют и не являются основанием для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.

    Р СѓРєРѕРІРѕРґСЃС‚РІСѓСЏСЃСЊ статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, судебная коллегия

определила:

    СЂРµС€РµРЅРёРµ Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Орла РѕС‚ 15 июля 2021 Рі. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 27 сентября 2021 г.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

Судья Михеева Т.А. Дело № 33-2634/2021

в„– 2-1786/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2021 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Курлаевой Л.И., Букаловой Е.А.,

при секретаре Трухановой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Орла, действующего в интересах ФИО1, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда,

        РїРѕ апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области РЅР° решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Орла РѕС‚ 15 июля 2021 Рі., которым исковые требования удовлетворены частично.

    Р—аслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Должикова РЎ.РЎ., выслушав возражения РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° ФИО6, полагавшей решение СЃСѓРґР° законным Рё обоснованным, изучив материалы дела, РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Железнодорожного района г. Орла в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование указал, что прокурорской проверкой установлено, что ФИО1, <дата> года рождения, является инвалидом I группы, федеральным льготником, имеет право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Состоит на диспансерном учете в <...> с диагнозом <...>

Согласно выписке из истории болезни амбулаторного диализного пациента № ФИО1 назначен лекарственный препарат «Эноксапарин Натрия» 0,6 мл (6000 анти Ха Ме) подкожно во внедиализные дни.

Однако ФИО1 обеспечивается жизненно необходимым лекарственным препаратом не в полном объеме.

По указанным основаниям просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно и в полном объеме обеспечивать ФИО1 лекарственным препаратом «Эноксапарин Натрия» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.; обратить решение к немедленному исполнению.

Судом постановлено обжалуемое решение. На Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность своевременно и в полном объеме обеспечивать ФИО1 лекарственным препаратом «Эноксапарин Натрия» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

В данной части решение суда обращено к немедленному исполнению.

С Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда 10 000 руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части взыскания в пользу ФИО1 компенсации морального вреда.

Приводит доводы об отсутствии совокупности условий, при которых на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда. Ссылается на то, что Департамент здравоохранения Орловской области вправе осуществить закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий в пределах субвенций из федерального бюджета исходя из установленного норматива финансовых затрат на одного человека. При этом установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №1145 норматив финансовых затрат на одного гражданина не позволяет ответчику организовать обеспечение лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями.

Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих причинение действиями Департамента здравоохранения Орловской области физических и нравственных страданий ФИО1 В связи с этим, по мнению апеллятора, вывод суда о том, что не обеспечение истца бесплатно лекарственными препаратами усугубило его состояние и отразилось на состоянии здоровья, является необоснованным.

Просит в указанной части решение суда отменить и принять новое об отказе в иске.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1, <дата> года рождения, является инвалидом I группы, состоит на диспансерном учете в <...>» с диагнозом <...>

Истец относится к категории лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, включая право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Согласно выписке из истории болезни амбулаторного диализного пациента № ФИО1 назначен лекарственный препарат «Эноксапарин Натрия» 0,6 мл (6000 анти Ха Ме) подкожно во внедиализные дни.

Прокуратурой Железнодорожного района г.Орла проведена проверка лекарственного обеспечения ФИО1 По ее результатам установлено, что истец не в полном объеме обеспечен жизненно необходимым лекарственным препаратом.

        РўР°Рє, РІ 2020 Рі. потребность ФИО1 РІ лекарственном препарате «Эноксапарин Натрия» составила 14,4 упаковки.

Согласно журналу обеспечения льготника ФИО1 в 2020 г. выданы лекарственные препараты «Клексан» и «Эниксум», действующим веществом которого является «Эноксапарин Натрия», в количестве 12 упаковок.

В 2021 г. потребность ФИО1 в указанном препарате также составила 14,4 упаковки в год.

По сведениям Государственного унитарного предприятия Орловской области «Орелфармация» ФИО1 был обеспечен препаратами «Эноксапарин натрия» в 2021 году в следующем объеме: 27 января 2021 г. выдано 2 упаковки препарата «Клексан», 26 марта 2021 г. – 1 упаковка препарата «Клексан», 21 июня 2021 г. – 3 упаковки препарата «Эноксапарин Бинергия», 21 июня 2021 г.– 1 упаковка препарата «Эноксапарин Бенергия», 28 июня 2021 г.– 2 упаковки препарата «Эниксум».

        Р˜Р· объяснений ФИО1 следует, что три раза РІ неделю РѕРЅ РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ процедуру гемодиализа, РІ остальные РґРЅРё нуждается РІ приеме препарата «Эноксапарин». Р’ месяц ему требуется 18 уколов. Р’ 2021 РіРѕРґСѓ начались перебои СЃ обеспечением лекарством. Данный препарат необходим для разжижения РєСЂРѕРІРё, РІ случае его неприема организм инфицируется, возникают затруднения СЃ процедурой диализа. Р’РІРёРґСѓ сложившейся ситуации РѕРЅ вынужден был находиться РЅР° стационарном лечении РІ период СЃ 26 мая 2021 Рі. РїРѕ 08 РёСЋРЅСЏ 2021 Рі.

        РўР°РєР¶Рµ истец РїРѕСЏСЃРЅРёР», что стоимость препаратов «Энокспарин Натрия» составляет: «Эниксум» – 1800 СЂСѓР±. Р·Р° упаковку, «Кликсан» - 3500 СЂСѓР±. Р·Р° РѕРґРЅСѓ упаковку. Р’ периоды отсутствия препарата РѕРЅ брал РёС… «в долг» Сѓ РґСЂСѓРіРёС… аналогичных пациентов. Перебои РІ приеме препарата влекут существенное ухудшение состояния его Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ (инфицирование организма), что может повлечь тяжелые необратимые последствия, вплоть РґРѕ летального РёСЃС…РѕРґР°. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё перебои СЃ обеспечением лекарственным препаратом влекут для него переживания РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ Р·Р° СЃРІРѕСЋ Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ.

Таким образом, ФИО1 длительное время не обеспечивался необходимым по медицинским показаниям лекарственным препаратом.

Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что не обеспечение ФИО1 лекарственным препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, суд первой инстанции возложил на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по обеспечению истца лекарственными препаратами, назначенными по жизненным и медицинским показаниям вплоть до их отмены лечащим врачом, обратив решение к немедленному исполнению.

Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, оценив представленные доказательства, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации ФИО1 причиненного морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции учел неправомерные действия Департамента здравоохранения Орловской области по несвоевременному обеспечению ФИО1 лекарственными препаратами, повлекшие нравственные страдания истца, обусловленные переживаниями за свою жизнь и здоровье.

Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу положений статьи 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на обеспечение всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации имеют инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 г. №328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг категориям граждан», действовавшим до 01 сентября 2021 г. (далее – Порядок).

При этом процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержала условия о количестве выдаваемых препаратов и рассчитывалась исходя из финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и по смыслу пункта 2.7 Порядка должно осуществляться бесперебойно.

Согласно Приложению №1 к Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации 12 октября 2019 г. №2406-р, лекарственный препарат «Эноксапарин натрия» является жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратом для медицинского применения на 2020-2021 год.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 г. № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Постановлением Правительства Орловской области от 28 декабря 2020 г. №2299 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

Таким образом, действующим законодательством определено, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К их числу относятся обеспечение инвалидов за счет соответствующих бюджетных ассигнований лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Из приведенных нормативных актов также следует, что на территории Орловской области обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения вышеуказанной категории граждан, является обязанностью Департамента здравоохранения Орловской области.

Представленными суду первой инстанции доказательствами бесспорно установлено нарушение прав ФИО1 на обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

В связи с этим доводы жалобы об отсутствии вины Департамента здравоохранения Орловской области на законность постановленного решения не влияют и не могут являться основанием для его отмены в обжалуемой части.

Оценивая доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, судебная коллегия учитывает следующее.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение нормативных предписаний при реализации прав граждан (получателей социальных услуг) на предоставление им социальных услуг, оказываемых в целях улучшения их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что предоставление таким гражданам социальных услуг неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Из анализа положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ, Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета определенными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями без взимания платы.

В этой связи непринятие Департаментом здравоохранения Орловской области мер к своевременному обеспечению истца, являющегося инвалидом и имеющего право на обеспечение жизненно важными лекарственными препаратами, нарушает право ФИО1 на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.

В ходе рассмотрения настоящего спора судом первой инстанции установлено, что ФИО1 не в полном объеме обеспечивался лекарственными препаратами, что само по себе бесспорно причиняло ему нравственные страдания, обусловленные переживаниями за свою жизнь и здоровье.

Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарственными препаратами не могло не причинять ФИО1, являющемуся инвалидом, находящемуся в нетрудоспособном состоянии и вынужденному принимать самостоятельные меры по поиску и приобретению необходимых ему дорогостоящих лекарственных препаратов, получение которых ему гарантировано действующим законодательством бесплатно, нравственных страданий.

С учетом этого, учитывая право ФИО1 на бесплатное обеспечение вышеуказанными лекарственными препаратами, характер имеющегося у него заболевания, необходимость в постоянном приеме препарата и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, очевидные переживания истца за свою жизнь и здоровье, районный суд обоснованно пришел к выводу о причинении последнему морального вреда, определив его компенсацию в сумме 10 000 рублей.

Размер компенсации, определенной судом, отвечает вышеприведенным требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, а потому оснований для его снижения не имеется.

При таких обстоятельствах, вышеприведенные и иные доводы апелляционной жалобы, на законность постановленного решения не влияют и не являются основанием для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.

    Р СѓРєРѕРІРѕРґСЃС‚РІСѓСЏСЃСЊ статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, судебная коллегия

определила:

    СЂРµС€РµРЅРёРµ Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Орла РѕС‚ 15 июля 2021 Рі. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 27 сентября 2021 г.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

1версия для печати

33-2634/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г. Орла в инт
Санжаровский Алексей Александрович
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
ГУП ОО «Орелфармация»
БУЗ ОО Поликлиника № 1
Департамент финансов Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Должиков Сергей Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
03.09.2021Передача дела судье
22.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее