Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Горшенева А.Ю.,
при секретаре Никульшиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Майоровой ФИО9 к Департаменту социальной защиты <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о предоставлении вне очереди жилого помещения и обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Майорова О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о предоставлении вне очереди жилого помещения и обязании заключить договор социального найма.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что она обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о рождении Истца от ДД.ММ.ГГГГ IV-СИ №, свидетельством о смерти матери истца ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ I-СИ №, свидетельством о смерти отца истца ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ I-СИ №.
Согласно приказу Департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД «О принятии Майоровой О.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец была включена в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>.
Действующим законодательством установлено, что у сирот отсутствует очередность в процессе предоставления им жилых помещений, в связи с чем, по мнению истца, ответчики не реализовали в надлежащее время и в надлежащем порядке обязательства, возложенные на них нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, и не обеспечили надлежащей реализации прав и законных интересов Истца по вопросам получения благоустроенного жилого помещения.
С учетом этого, истец просит суд обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения в отношении жилого помещения, предоставленного на основании решения Департамента социальной защиты
Истец Майорова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - Департамента социальной защиты <адрес> по доверенности Тюнина Ю.Г. иск не признала, возражала против его удовлетворения.
Представитель ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> Язева В.В. иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований Майоровой О.В. отказать.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспорено ответчиками, что Майорова О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом также установлено и ответчиками не оспорено то, что Майорова О.В. не имеет в собственности жилого помещения.
Приказом Департамента социальной защиты <адрес> №/ОД от ДД.ММ.ГГГГ Майорова О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории: лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11). Данное обстоятельство не оспорено представителями ответчиков.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности по достижении совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение, а не с наступлением очереди.
Вышеуказанным законом в пункте 3 статьи 8 действительно предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, в указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Более того, законодательством <адрес> также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
В соответствии п. 2, 4 ст. 21.<адрес> от 20.11.2007 года №131-03 «О специализированном жилищном фонде <адрес>» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижении совершеннолетия. Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным правительством <адрес>.
Указанным уполномоченным органом является в соответствии с постановлением правительства <адрес> от 23.12.2013 года №1132 Департамент социальной защиты <адрес>.
Приказом Департамента труда и социального развития <адрес> от 10.04.2013 года №1476/ОД (в ред. приказа ДСЗ <адрес> от 03.02.2014 N 208/ОД) утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет., которым установлено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения или полной дееспособности до достижении совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).
Департамент на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от 20.11.2007 года №131-03 «О специализированном жилищном фонде <адрес>». Основанием для включения в Список является приказ Департамента о принятии детей-сирот на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>. Лица указанной категории включаются в Список в хронологической последовательности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии на учет в один день нескольких лиц данной категории очередность в Списке устанавливается в алфавитном порядке по фамилии заявителя (п.4.1).
Формирование Списка осуществляется в целях: эффективного планирования бюджетных денежных средств для приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений; заблаговременного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, нуждающихся в представлении жилых помещений (п. 1.2).
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства РФ и законодательства <адрес>, событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18-ти лет, а не наступление очереди по списку. Данное жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно, а не в порядке очередности. Список же нужен для того, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Применение очередности при предоставлении жилья гражданам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет.
Данный подход к спорным правоотношениям противоречит самому смыслу предоставления указанной категории лиц дополнительных гарантий, поскольку позволяет не предоставлять жилье и по достижении 18-лет.
Поскольку Майорова О.В. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем, внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по достижению 18-летнего возраста не была обеспечена жильем, то в соответствии с п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеются законные основания для обеспечения её жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно п.7 ст.8 вышеуказанного закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с Порядком принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным приказом Департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений оформляется приказом департамента социальной защиты <адрес>, который направляется в департамент имущественных и земельных отношений <адрес> для заключения договора найма специализированных жилых помещений.
С учетом изложенного, суд находит заявленные исковые требования Майоровой О.В. документально подтвержденными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять решение о предоставлении Майоровой ФИО9 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с Майоровой ФИО9 договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца.
Судья А.Ю. Горшенев
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Горшенева А.Ю.,
при секретаре Никульшиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Майоровой ФИО9 к Департаменту социальной защиты <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о предоставлении вне очереди жилого помещения и обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Майорова О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты <адрес>, Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о предоставлении вне очереди жилого помещения и обязании заключить договор социального найма.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что она обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о рождении Истца от ДД.ММ.ГГГГ IV-СИ №, свидетельством о смерти матери истца ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ I-СИ №, свидетельством о смерти отца истца ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ I-СИ №.
Согласно приказу Департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД «О принятии Майоровой О.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец была включена в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>.
Действующим законодательством установлено, что у сирот отсутствует очередность в процессе предоставления им жилых помещений, в связи с чем, по мнению истца, ответчики не реализовали в надлежащее время и в надлежащем порядке обязательства, возложенные на них нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, и не обеспечили надлежащей реализации прав и законных интересов Истца по вопросам получения благоустроенного жилого помещения.
С учетом этого, истец просит суд обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения в отношении жилого помещения, предоставленного на основании решения Департамента социальной защиты
Истец Майорова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - Департамента социальной защиты <адрес> по доверенности Тюнина Ю.Г. иск не признала, возражала против его удовлетворения.
Представитель ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> Язева В.В. иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований Майоровой О.В. отказать.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспорено ответчиками, что Майорова О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом также установлено и ответчиками не оспорено то, что Майорова О.В. не имеет в собственности жилого помещения.
Приказом Департамента социальной защиты <адрес> №/ОД от ДД.ММ.ГГГГ Майорова О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории: лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11). Данное обстоятельство не оспорено представителями ответчиков.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности по достижении совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение, а не с наступлением очереди.
Вышеуказанным законом в пункте 3 статьи 8 действительно предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, в указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Более того, законодательством <адрес> также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
В соответствии п. 2, 4 ст. 21.<адрес> от 20.11.2007 года №131-03 «О специализированном жилищном фонде <адрес>» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижении совершеннолетия. Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным правительством <адрес>.
Указанным уполномоченным органом является в соответствии с постановлением правительства <адрес> от 23.12.2013 года №1132 Департамент социальной защиты <адрес>.
Приказом Департамента труда и социального развития <адрес> от 10.04.2013 года №1476/ОД (в ред. приказа ДСЗ <адрес> от 03.02.2014 N 208/ОД) утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет., которым установлено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения или полной дееспособности до достижении совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).
Департамент на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от 20.11.2007 года №131-03 «О специализированном жилищном фонде <адрес>». Основанием для включения в Список является приказ Департамента о принятии детей-сирот на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда <адрес>. Лица указанной категории включаются в Список в хронологической последовательности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии на учет в один день нескольких лиц данной категории очередность в Списке устанавливается в алфавитном порядке по фамилии заявителя (п.4.1).
Формирование Списка осуществляется в целях: эффективного планирования бюджетных денежных средств для приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений; заблаговременного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, нуждающихся в представлении жилых помещений (п. 1.2).
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства РФ и законодательства <адрес>, событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18-ти лет, а не наступление очереди по списку. Данное жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно, а не в порядке очередности. Список же нужен для того, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Применение очередности при предоставлении жилья гражданам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет.
Данный подход к спорным правоотношениям противоречит самому смыслу предоставления указанной категории лиц дополнительных гарантий, поскольку позволяет не предоставлять жилье и по достижении 18-лет.
Поскольку Майорова О.В. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем, внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по достижению 18-летнего возраста не была обеспечена жильем, то в соответствии с п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеются законные основания для обеспечения её жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно п.7 ст.8 вышеуказанного закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с Порядком принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным приказом Департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений оформляется приказом департамента социальной защиты <адрес>, который направляется в департамент имущественных и земельных отношений <адрес> для заключения договора найма специализированных жилых помещений.
С учетом изложенного, суд находит заявленные исковые требования Майоровой О.В. документально подтвержденными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять решение о предоставлении Майоровой ФИО9 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> заключить с Майоровой ФИО9 договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца.
Судья А.Ю. Горшенев