Решение по делу № 3а-195/2020 от 06.12.2019

РЕШЕНИЕ

                       именем Российской Федерации

    5 февраля 2020 года                                          г. Самара

    Самарский областной суд в составе:

    председательствующего судьи    Родиной Т.А.

    при секретаре                  Матвеевой О.Ю.

    рассмотрев в открытом судебном заседании административноедело № За-195/20 по административному исковому заявлению Егоровой Е.В. о присуждении компенсации за нарушение права наисполнение судебного акта в разумный срок,

    с участием Егоровой Е.В., представителя министерства управления финансами Самарской области Инкиной Н.В., Администрации городского округа Сызрань КалининойЕ.А.,

УСТАНОВИЛ:

Егорова Е.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, в котором с учетом уточнения просила взыскать с Администрации г.о. Сызрань, финансового управления Администрации г.о. Сызрань, Департамента финансов и экономического развития Администрации г.о. Самары, Министерства управления финансами Самарской области в ее пользу компенсацию за нарушение разумных сроков исполнения судебного акта в размере 132 940 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на оплату юридических услуг в размере 1500 руб..

         Требования мотивированы тем, что решением Сызранского городского суда Самарской области от 14 июля 2017 года, вступившим в законную силу от 17 августа 2017 года, на Администрацию городского округа Сызрань возложена обязанность по предоставлению административному истцу благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм. 18 августа 2017 года выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района возбуждено исполнительное производство . Однако, до настоящего времени указанное выше решение суда не исполнено. Общая продолжительность неисполнения судебного решения составляет 2 года 3 месяца, что является основанием для присуждения денежной компенсации за нарушение разумных сроков исполнения судебного акта.

          В судебном заседании Егорова Е.В. просила исключить из числа административных ответчиков Департамент финансов и экономического развития Администрации г.о. Самары в связи с тем, что он не имеет отношения к исполнению судебного акта, в остальной части поддержала заявленные уточненные требования.

         Представитель министерства управления финансами Самарской области Инкина Н.В. просила отказать в удовлетворении требований к министерству, ссылаясь на то, что надлежащими административными ответчиками по делу являются финансовый орган Администрации г.о. Сызрань и соответствующий главный распорядитель средств местного бюджета.

        Представитель Администрации городского округа Сызрань КалининаЕ.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что

со стороны Администрации г.о. Сызрань права Егоровой Е.В. не нарушены, администрацией ведется активная работа, направленная на исполнение исполнительного документа. Администрация осуществляет свои полномочия в пределах выделенных для этого финансовых средств за счет бюджета Самарской области.

       Относительно заявленных требований Администрация г.о. Сызрань, министерство управления финансами Самарской области предоставили письменные возражения.

       Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области просило рассмотреть дело в его отсутствие.

       Финансовое управление Администрации г.о. Сызрань не направило в суд своего представителя, предоставило письменный отзыв.

       Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев в судебном заседании материалы гражданского дела , суд полагает, что заявленное Егоровой Е.В. требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

       В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

       Согласно части 8 статьи 3 названного выше Федерального закона заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

      В силу частей 2 и 3 статьи 1 ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

       Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

       Частью 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

       Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

       Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

      Судом установлено, что решением Сызранского городского суда Самарской области от 14 июля 2017 года удовлетворены исковые требования Егоровой Е.В. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Администрация городского округа Сызрань обязана предоставить Егоровой Е.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.

      18 августа 2017 года выдан исполнительный лист, обязывающий Администрацию городского округа Сызрань предоставить Егоровой Е.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.

      24 августа 2017 года исполнительный лист поступил в службу судебных приставов, а 25 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района возбуждено исполнительное производство, должнику предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требований, содержащиеся в исполнительном документе.

      17 октября 2017 года Администрация городского округа Сызрань обратилась в Сызранский городской суд Самарской области с заявлением об отсрочке исполнения решения Сызранского городского суда сроком до 31 октября 2018 года.

      Определением Сызранского городского суда Самарской области от 27 октября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 14 декабря 2017 года, заявление Администрации городского округа Сызрань об отсрочке исполнения решения Сызранского городского суда Самарской области от 14 июля 2017 года оставлено без удовлетворения.

      В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, 3 ноября 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района вынесено постановление о взыскании с должника - Администрации городского округа Сызрань, исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

      Администрация городского округа Сызрань обратилась в Сызранский городской суд Самарской области с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

    Определением Сызранского городского суда Самарской области от 13 декабря 2017 года заявление Администрации городского округа Сызрань об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворено, названный выше должник освобожден от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 г.Сызрани и Сызранского района от 3 ноября 2017 года в размере 50 000 рублей по исполнительному производству , возбужденному 25 августа 2017 года в отношении Администрации городского округа Сызрань.

      Из определения Сызранского городского суда Самарской области от 13 декабря 2017 года следует, что суд пришел выводу об отсутствии в действиях Администрации городского округа Сызрань виновных действий, выразившихся в неисполнении указанного выше решения суда, поскольку должником принимались все необходимые меры для полного и своевременного исполнения решения суда, неисполнение им требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного их исполнения, обусловлено недостаточным финансированием Администрации городского округа Сызрань на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны вышестоящих бюджетов.

         Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района неоднократно направлялись должнику требования о незамедлительном исполнении исполнительного документа, в которых устанавливались сроки его исполнения.

       Несмотря на принятые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения решение Сызранского городского суда Самарской области от 14 июля 2017 года до настоящего времени не исполнено.

        Продолжительность не исполнения судебного акта на дату предъявления административного искового заявления составляет 2 год 3 месяца 12 дней, а на дату принятия судом решения- 2 года 5 месяцев 11 дней.

        Однако, суд полагает, что указанный выше срок неисполнения судебного акта, в данном конкретном случае не может быть расценен как не отвечающий критериям разумности по следующим основаниям.

       Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок обеспечения жилыми помещениями указанных лиц устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

      Законом Самарской области от 28 декабря 2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями за счет средств предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Объем субвенций рассчитывается в соответствии с Методикой, являющейся приложением к данному Закону.

        Статьей 4 вышеуказанного Закона определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

        Списки формируются и ведутся органами местного самоуправления, на территории которых находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 2 к настоящему Закону. Указанные списки дважды в год по состоянию на 1 января текущего года в срок до 10 января и по состоянию на 1 июля - в срок до 10 июля направляются органами местного самоуправления на бумажном носителе и в электронном виде в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.

Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения на основании предоставленных органами местного самоуправления списков формирует дважды в год сводный список по форме согласно приложению 3 к настоящему закону в срок до 1 февраля и до 1 августа.

          Как следует из возражений Администрации г.о. Сызрани и пояснений ее представителя, на сегодняшний день до Егоровой Е.В. имеется 36 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых вынесены решения о предоставлении жилья, которые включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и Администрацией городского округа Сызрань исполняются решения суда в соответствии с этим списком.

         Предоставленные денежные средства, выделенные городскому округу Сызрань в 2017, 2018 годах на указанные цели, были полностью освоены.

        Администрация городского округа Сызрань регулярно информирует Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области и Губернатора Самарской области об увеличении бюджета в целях приобретения жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На 2019 год городскому округу Сызрань предусмотрено выделение 10 447 668,00 руб. за счет средств областного бюджета, 19 402 812 руб. –за счет средств федерального бюджета, 4 975 080 руб.- дополнительно    из областного бюджета.

          Принимая во внимание, установленные фактические обстоятельства дела, а также учитывая процедуру приобретения жилых помещений, суд приходит к выводу о том, что действия Администрации городского округа Сызрань по исполнению решения Сызранского городского суда Самарской области от 14 июля 2017года, исходя из специфики реализации публичных полномочий в области обеспечения указанной выше категории лиц жилыми помещениями, следует признать достаточными и эффективными.

Принимая во внимание наличие обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения суда, представляющую определенную сложность процедуру приобретения жилых помещений и оформления их в муниципальную собственность в целях последующего предоставления по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, общую продолжительность неисполнения судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что при исполнении решения Сызранского городского суда Самарской области от 14 июля 2017 года нарушены разумные сроки, а потому предусмотренные законом основания для удовлетворения административного иска Егоровой Е.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отсутствуют.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении требований Егоровой Е.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение суда может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                                 Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2020 года

3а-195/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
Министерство управления финансами Самарской области
Финансовое управление Администрации г.о. Сызрань
Егорова Е.В.
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Администрация городского округа Сызрань Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
07.12.2019Регистрация административного искового заявления
09.12.2019Передача материалов судье
10.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2019Подготовка дела (собеседование)
20.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2019Судебное заседание
17.01.2020Судебное заседание
05.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее