РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2019 с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сайфутдиновой В.Г.,
при секретаре Камендагалиевой А.И.,
с участием представителя истца Новичковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Антипова В.П. к администрации муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области о признании права на приватизацию жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Антипов В.П. обратился в суд с данным иском к ответчику.
В обоснование заявленных требований указал, на основании ордера № 301 от 29.12.2000 года ему (истцу) предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>
С указанного времени проживает в данном жилом помещении, несет расходы по его содержанию, оплачивает коммунальные услуги. В спорном жилом помещении зарегистрирован и проживает один.
Вышеназванная квартира не относится к числу служебных, он никогда не участвовал в приватизации жилых помещений.
Желая реализовать свое право на получение данного жилого помещения в собственность, обращался с соответствующим заявлением к ответчику.
Из ответа администрации МО Зареченский сельсовет Тоцкого района следует, что заключить договор на бесплатную передачу в собственность квартиры, не представляется возможным, в связи с тем, что право собственности на данное жилое помещение администрацией Зареченского сельсовета не зарегистрировано.
Просил признать за Антиповым Виктором Петровичем право на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и признать право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.
Представитель истца – Новичкова М.В., действующая на основании доверенности от 05.04.2019 года, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Истец Антипов В.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации МО Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором указали, что возражений по существу заявленных требований не имеют.
Представители третьих лиц Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства обороны РФ представил возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, дело рассмотреть без участия представителя.
Представитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия, принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Устанавливая право гражданина на жилище, государство в ст. 40 ч. 3 Конституции РФ предусмотрело предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
В силу ст.11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23.12.1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
По смыслу указанного выше толкования закона в том случае, если имеются сведения о принадлежности жилых помещений государственному предприятию, однако, при ликвидации данного предприятия по каким-либо причинам принадлежавший ему жилой фонд не был передан правопреемнику либо в муниципальное образование, и граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то данное обстоятельство нарушает положение ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В соответствии со ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статья 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 устанавливает, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений они вправе обратиться в суд, т.е. если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
11.10.2011 года Распоряжением Правительства РФ №1779-р с. Тоцкое Второе Оренбургской области исключено из перечня закрытых военных городков.
В судебном заседании установлено, на основании служебного ордера № 301 от 29.12.2000 года истцу предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>
На основании приказа заместителя министра обороны РФ от 13.10.2017 года № 1366 «Об исключении из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области» квартира, расположенная по адресу: <адрес> исключена из числа служебных и передана в муниципальную собственность Зареченского сельского совета.
27.08.2018 года между администрацией МО Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области и Антиповым В.П. заключен договор социального найма указанного жилого помещения.
Истец Антипов В.П. зарегистрирован и проживает в данном жилом помещении один.
Согласно сообщению архивного отдела администрации Тоцкого района № 171 от 26.02.2015 года в архивных фондах «Тоцкий райисполком» и «Администрация Тоцкого района» в решениях исполнительного комитета и распоряжениях главы администрации за 1980-2005 годы сведений по квартире, расположенной по адресу: <адрес> о включении в число служебных не имеется
Факт того, что спорное жилое помещение не отнесено к числу служебных подтверждается также заявлением представителя ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 26.04.2019 года, представленного в суд из которого следует, что спорная квартира исключена из специализированного жилищного фонда и передана в муниципальную собственность на основании приказа заместителя министра обороны РФ от 13.10.2017 года № 1366.
Более того, в материалы дела представлен ответ администрации МО Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 05.04.2019 года № 162 на обращения Антипова В.П., в котором указывают на невозможность заключения договора на бесплатную передачу в собственность квартиры, в связи с тем, что право собственности на данное жилое помещение администрацией Зареченского сельсовета не зарегистрировано из-за отсутствия правоустанавливающей и технической документации у балансодержателя ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» МО РФ на жилой дом <адрес>.
Данный жилой дом на кадастровый учет не поставлен. Государственная регистрация права приостановлена, что подтверждается уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права от 16.08.2018 года № 56/18-44427.
Как следует из ответа ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» МО РФ технической и правоустанавливающей документации на жилой дом <адрес> с.Тоцкое Второе не имеется.
Таким образом, указанные ответы также не содержит сведений о наличии оснований, препятствующих приватизации спорного жилого помещения.
Из сведений, представленных ГБУ «Госкадоцентр Оренбургской области» от 06.03.2015 года следует, что за истцом объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья на территории Тоцкого района Оренбургской области не значится. Жилой многоквартирный дом <адрес> не проходил процедуру учета.
Согласно уведомлению, представленному Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 14.03.2015 года, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимого имущества истца на территории Российской Федерации, приобретенных в порядке приватизации.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области от 24.04.2019 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру.
Таким образом, истец фактически не может воспользоваться своим правом на приватизацию, предоставленным ему Законом РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 при
Истец обращался с письменным заявлением к ответчику об оформлении квартиры в собственность.
Учитывая, что право собственности на жилое помещение за муниципальным образованием не зарегистрировано, истец по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего по договору социального найма спорного жилого помещения.
Таким образом, проанализировав указанные нормы закона, исследованные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Антипова В.П. - удовлетворить.
Признать за Антиповым В.П. право на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Признать за Антиповым В.П. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06.05.2019 года.
Судья В.Г. Сайфутдинова