дело № 2-578/2019
24RS0013-01-2018-003322-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Демидовой В.В.,
при секретаре Лейхтлинг Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ермаковой Людмилы Николаевны к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Частоостровская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Ермакова Л.Н. обратилась с иском к МБОУ Частоостровская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Требования мотивировала тем, что принята в МБОУ Частоостровская СОШ специалистом по подвозу на основное место работы на 1 ставку по трудовому договору от 29.08.2016 года приказом № 03-01-05 от 29.08.2016. Указанным трудовым договором от 29.08.2016 года ей установлен оклад 3167 рублей, на работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ. Размер заработной платы в спорный период с 01.01.2017 по 31.12.2017 с учетом нормы рабочего времени составил менее минимальной заработной платы, на которую подлежат начислению северная надбавка 30% и районный коэффициент 30%. На основании ст. 133.1 ТК РФ в Красноярском крае с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. действовало Региональное соглашение о минимальной заработной плате, которым установлен ее размер 10592 рубля. Закрепленная соглашением дополнительная гарантия не заменяет и не отменяет иных гарантий, предусмотренных ТК РФ. За период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. заработная плата по ставке специалиста по подвозу должна составлять 16947 рублей. Просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 69905 рублей за период с 1.01.2017 по 31.12.2017 за одну ставку специалиста (л.д. 5). Впоследствии требования уточнила, просила взыскать недоначисленную заработную плату за период с февраля 2017 по май 2017 и с августа 2017 по декабрь 2017, т.е. за 7 месяцев (л.д. 46).
Впоследствии к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района» и МКУ «Центр по бюджетному учету» (л.д. 2,25).
В судебном заседании истец Ермакова Л.Н. уточненные исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, указанные в иске. Представитель ответчика Аверченко Д.П. иск не признал. Представители привлеченных третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом (л.д. 44-45).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании постановления Министерства труда РФ N 49 от 11.09.1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,3, применяется и на территории Емельяновского района.
Судом установлено, что истец принята в МБОУ Частоостровская СОШ специалистом по подвозу на основное место работы на 1 ставку по трудовому договору от 29.08.2016 года приказом № 03-01-05 от 29.08.2016. Указанным трудовым договором от 29.08.2016 года ей установлен оклад 3167 рублей, на работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ (л.д. 7-9).
Как следует из представленных в материалы дела справки о доходах физического лица за 2017 г. (л.д. 10), карточки – справки за 2017г. (л.д. 11-13) в феврале, марте и апреле 2017года истцом отработана норма рабочего времени; в августе истец была в отпуске и ею отработано 19 дней; в сентябре, октябре и ноябре истцом отработана норма рабочего времени. Начисленная заработная плата за отработанную норму рабочего времени по одной ставке составляла 10592 рубля в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 26 декабря 2016 года, установившим с 01 января 2017 года минимальный размер оплаты труда 10592 рубля в месяц.
Истец суду пояснила, что в спорный период до 6 августа 2017г. была в отпуске, остальной указанный период ею отработан по норме.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии с установленным Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.07.2016 года МРОТ в сумме 7500 рублей в месяц, с 01.07.2017 г. - в сумме 7800 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.01.2017 г. истец должен был получать размер заработной платы за полностью отработанный месяц не менее 12000 рублей, с 01.07.2017 г. - не менее 12480 руб.
Поскольку в феврале-апреле, сентябре-ноябре 2017года истцом отработана норма рабочего времени, в августе отработано 19 дней с учетом нахождения в отпуске, согласно сведениям бухгалтерии ответчика об отработанном истцом периоде в каждом месяце и выплаченных суммах заработной платы, суд полагает, что размер заработной платы истца за спорный период с февраля по май 2017 г. и с августа по декабрь 2017г. не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, подлежит взысканию заработная плата за работу в размере 11447 рублей 65 копеек из расчета: за февраль-апрель 2017 года (12000 рублей-10592рубля)х3месяца + за август 2017 года ((12480рублей-10592рубля):23 дня нормах19 дней отработанных) + за сентябрь-ноябрь 2017 года (12480 рублей-10592рубля)х3месяца.
Довод истца о необходимости начисления районного коэффициента и надбавки за стаж работы к МРОТ, установленной Региональным соглашением, а не к МРОТ, установленной федеральным законодательством, не обоснован. Так, согласно буквальному толкованию, Региональным соглашением размер минимальной оплаты 10592 рубля в месяц установлен с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину457 рублей 91 копейку (11447 рублей 65 копеек х4%).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ермаковой Людмилы Николаевны к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Частоостровская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения Частоостровская СОШ в пользу Ермаковой Людмилы Николаевны заработную плату 11447 рублей 65 копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения Частоостровская СОШ в доход местного бюджета государственную пошлину 457 рублей 91 копейку.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в месячный срок.
Председательствующий Демидова В.В.