Дело № 2-3659\2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2014 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Яринской Ю.А.,
при секретаре Богдан А.В.,
с участием представителя истца Самойловой И.С. по доверенности,
представителя ответчика Лысакова В.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трошевой О. Н. к МРЭО ГИБДД при ГУВД по Пермскому краю о признании действий необоснованными и возложении обязанностей по устранению препятствий в пользовании автомобилем,
у с т а н о в и л:
Трошева О.Н. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД с требованиями о признании действий сотрудников ГИБДД по г. Перми по аннулированию записи в регистрации принадлежащего ему автомобилю – -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, кузов – №, двигатель - № незаконным и необоснованным; обязании ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю поставить на учет указанный автомобиль с выдачей паспорта транспортного средства в который внести уточнения.
В обоснование иска указала, что на основании договора купли – продажи № от ДД.ММ.ГГГГ она прибрела в собственность автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, (VIN) кузов – №, двигатель - №, <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ из МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю ей поступило сообщение об аннулировании свидетельства о регистрации №, государственные регистрационные № объявлен в розыск.
Данный автомобиль на момент его приобретения в розыске по установленным номерам агрегатов как похищенный не значился. При заключении договора купли-продажи, она не знала и не могла знать о том, что продавец не имел права на отчуждение транспортного средства, полагает, что является добросовестным приобретателем.
Истец в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявление.
Представитель ответчика МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю в судебном заседании выразил свое несогласие с иском по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение представителей сторон, суд пришел следующему.
Согласно п.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны станы и безопасности государства.
Согласно п.2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств.
Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В соответствии с п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 190 «О правилах дорожного движения», запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Воробьевой (Трошевой) О.Н. был заключен договор купли-продажи № автомобиля -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, (VIN) кузов – №. двигатель - №, <данные изъяты> (л.д.5).
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ новым сособственником автомобиля -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, (VIN) кузов – №. двигатель - №, <данные изъяты> признан истец, автомобилю был присвоен регистрационный №.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД РФ по Пермскому краю в лице Межрайонного регистрационного экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения в адрес истца было направлено сообщение о признании недействительной (аннулировании) регистрации принадлежащего Воробьевой О.Н. автомобиля. №, свидетельство о регистрации ТС №, государственный регистрационный № объявлены в розыск (л.д.6).
По факту обнаружения транспортного средства с признаками изменения номерных агрегатов дознавателем УМ № (дислокация свердловский район) УВД по г. Перми ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 326 ч. 1 УК РФ (л.д.31).
В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
При этом Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в статье 19 установил запрет на эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень таких неисправностей и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Постановлением от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» Правительство РФ поручило МВД России разработать и ввести в действие правила регистрации и учета транспортных средств.
В дальнейшем приказами МВД России от 26.11.1996 г. № 624 (утратил силу), от 27.01.2003 г. № 59 (утратил силу) и от 24.11.2008 г. № 1001, были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.
В силу п. 2 Правил Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
В соответствии с абз. 6 п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Кроме того, в соответствии с п. 12 (з) Положения о ГИБДД МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711 «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов.
Кроме того, в соответствии с абз. 1-3 п. 51 вышеуказанных Правил регистрации, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации, транспортные средства по письменному распоряжению начальника органа внутренних дел, осуществляющего соответствующую проверку, могут быть временно зарегистрированы на срок проведения проверок. При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении (аннулировании) регистрации автомобиля -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, (VIN) кузов – №. двигатель - №, <данные изъяты>.
Факт изменения кустарным способом маркировки идентификационного номера автомобиля подтверждается представленным в материалы дела заключением специалиста Западно-Уральского регионального экспертного центра (л.д.9-10,13). При этом наличие предыдущей регистрации автомобиля в ГИБДД не является основанием для его последующей регистрации. В соответствии постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства..., принадлежащие юридическим и физическим лицам, то есть, регистрация транспортных средств установлена для допуска транспортных средств к дорожному движению и является административным актом, который дает разрешение на эксплуатацию транспортного средства.
Учитывая, что маркировка идентификационного номера автомобиля, принадлежащего истцу, выполнена кустарным способом, является вторичной, суд считает, что фактически истцом заявлены требования о постановке на регистрационный учет транспортного средства, имеющее иное номерное обозначение, которое было указано в первично выданном паспорте. Представление на регистрацию транспортного средства, имеющего иные номерные обозначения узлов и агрегатов, относительно тех, которые указаны в первично выданном паспорте транспортного средства, означает отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
Анализ приведенных выше положений закона и подзаконных актов свидетельствует о том, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует осуществлению регистрации такого транспортного средства. Диагностическая карта транспортного средства не подменяет собой паспорт технического средства, который в силу закона является единственным документом, на основании которого могут быть произведены регистрационные действия. Сам по себе факт приобретения права на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допускать данное средство к участию в дорожном движении и регистрировать его в случаях, если имеются признаки скрытия, изменения или уничтожения маркировки, нанесенной на транспортное средство организациями-изготовителями.
При таких обстоятельствах отказ в осуществлении регистрационных действий по постановке на учет автомобиля, выдаче необходимых документов соответствует требованиям действующего законодательства, совершены в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Регистрация спорного автомобиля прямо запрещена положениями п. 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения». В случае удовлетворения исковых требований фактически в обращение будет выпущен и разрешен к использованию автомобиль с поддельными документами.
Кроме того, согласно результатам поиска базы данных ГУ МВД России по Пермскому краю аналогичный автомобиль с аналогичным идентификационным номером, поставлен на регистрационный учет на законных основаниях в ГИБДД ГУВД г. Москва ранееавтомобиля истца.
При таких обстоятельствах оснований к понуждению ответчика на производство регистрационных действий не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Трошевой О. Н. к ГУ МВД РФ по Пермскому краю в лице МРЭО при ГУ МВД РФ по Пермскому краю о возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Яринская