Дело №2а-1101/2023
УИД 73RS0013-01-2023-001220-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2023 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Тудияровой С.В., при секретаре Корниенко И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства жилищно – коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области к судебному приставу – исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д. Р., управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Федеральной службе судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно – коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее также Министерство) обратилось с указанным иском к судебному приставу – исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р., в обоснование иска указав, что 28.12.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазановой Д.Р. были рассмотрены материалы исполнительного производства №*-ИП от 13.12.2018, по итогам которых вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. Постановление о взыскании исполнительского сбора датирована судебным приставом – исполнителем 28.12.2018, утверждено начальником отделения – старшим судебным приставом 13.01.2023. В связи с указанным считают, что датой вынесения постановления является дата утверждения начальником отделения – старшим судебным приставом от 13.01.2023. Ранее постановление о взыскании исполнительского сбора в Министерство не поступало. В настоящее время указанное исполнительное производство окончено 29.11.2022 в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, могла исполнить решение Димитровградского городского суда Ульяновской области. Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер. Правдину Н.А. предоставлено жилое помещение после проведения конкурсных процедур по закупке жилья и оформления в собственность Ульяновской области жилых помещений, предназначенных для целей предоставления детям – сиротам. Доведенное финансирование и наличие возбужденных исполнительных производств не позволило Министерству обеспечить Правдина Н.А. специализированным жилым помещением для детей – сирот в 5-дневный срок, предусмотренный для добровольного исполнения.
Министерство просило освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 28.12.2018 по исполнительному производству №*-ИП от 13.12.2018.
Судом по делу в качестве административных ответчиков привлечены УФССП России по Ульяновской области, ФССП России, в качестве заинтересованного лица Правдина Н.А.
Представитель Министерства жилищно – коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Административный ответчик судебный пристав – исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Рамазанова Д.Р., представители административных ответчиков УФССП России по Ульяновской области, ФССП России, заинтересованное лицо Правдин Н.А. – в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены, каких – либо возражений суду не представили.
Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области, вступившего в законную силу 11.09.2018, на истца была возложена обязанность по обеспечению Правдина Н.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «г.Димитровград» Ульяновской области. На основании постановления судебного пристава исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 13.12.2018 возбуждено исполнительное производство №*-ИП (л.д.18).
В связи с неисполнением указанного постановления 28.12.2018, утвержденное начальником отделения – старшим судебным приставом 13.01.2023, было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. (л.д.28).
29.11.2022 указанное исполнительное производство окончено, в связи с фактическим исполнением (л.д. 28).
В соответствии со ст. 112 Федерального закона Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации- пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ч. 6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении Министерства от уплаты исполнительского сбора, суд руководствуется положениями части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора, поскольку в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении Правдина Н.А. специализированным жилым помещением по договору найма на территории муниципального образования «г.Димитровград» Ульяновской области было невозможно вследствие объективных обстоятельств
Принимая во внимание, что финансирование истца осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области, исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника.
На основании изложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Министерства жилищно – коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области удовлетворить.
Освободить Министерство жилищно – коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 28.12.2018 по исполнительному производству №*-ИП от 13.12.2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 17 мая 2023 года.
Судья С.В. Тудиярова
Мотивированное решение изготовлено: 10 мая 2023 года.