Дело № 2-1251/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2016 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Дашидондуковой Э.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Звонарева Н. Я., Зайцевой Т. И., Бабкина В. М. к АО «Читаэнергосбыт», о признании незаконными действий по производству начислений платы за электроэнергию на общедомовые нужды, взыскании денежной компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Звонарев Н.Я., Зайцева Т.И., Бабкин В.М. обратились в суд с данным иском, указывая в обоснование заявленных требований, что являются потребителями коммунальной услуги по электроснабжению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Звонарев Н.Я. – <адрес>, Бабкин В.М. – <адрес>, Зайцева Т.И. – <адрес>. Исполнителем указанной услуги является Ответчик. Наряду с платой за электроэнергию, подаваемую в жилое помещение, ответчик производит начисления на общедомовые нужды в соответствии с общедомовым прибором учета, установленным открытым акционерным обществом «МРСК Сибири» по акту от <дата>. Между тем по смыслу положений частей 4, 5, 6, 7.1, 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме обязаны вносить плату за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающей организации лишь при условии, если соответствующим многоквартирным домом управление осуществляется управляющей организацией, и собственники помещений на своем общем собрании приняли решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Ответчик является ресурсоснабжающей организацией, а следовательно, вправе производить начисление и взыскание платы на общедомовые нужды только при соблюдении названного условия. Однако управление многоквартирным домом, в котором находится их жилые помещения, не осуществляется какой-либо управляющей организацией, и собственники помещений решения о внесении платы за электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации (ответчику) не принимали. Кроме того, общедомовой прибор учета установлен без ведома собственников помещений или уполномоченных собственниками лиц, в их отсутствие. При этом нарушены требования части 9 статьи 13 Федерального закона от <дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от <дата> №. Следовательно, действия ответчика по начислению платы на общедомовые нужды по прибору учета, установленному с нарушениями действующего законодательства, являются незаконными. Просили суд признать действия ответчика по производству начислений платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в пользу каждого из истцов в сумме руб.коп..
В судебное заседание истец Звонарев Н.Я. не явился, будучи извещенным о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом. С учетом мнения участников процесса, суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Звонарева Н.Я.
В судебном заседании представитель истца Звонарева Н.Я. по доверенности Звонарева Н.К. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что Звонарев Н.Я. является собственником жилого помещения по адресу <адрес> <дата>. Управляющая организация по управлению общим имуществом дома отсутствует, жильцы организовали совет дома, перешли на свое управление. Общедомовой прибор учета был установлен с нарушениями, поскольку никто из жильцов дома не был приглашен для подписания акта установки. В <дата> начисления электроэнергии на общедомовые нужды не производилось, затем вдруг в <дата> выставили большой счет, начисления являются не обоснованными, поскольку потребление не соответствует действительности. В доме имеется место общего пользования – подъезд в котором горит всего одна лампочка. В настоящее время у всех собственников квартир установлены новые приборы учета, жильцами производится снятие показаний по всем квартирам, рассчитывается общедомовое потребление электроэнергии и в настоящее время начисление оплаты жильцов дома устраивает. Полагает, что начисление электроэнергии на общедомовые нужды может проводиться с учетом установленных нормативов и тарифов. Кроме того просила учесть, что дом по <адрес> является брусовым. Моральный вред причинен необоснованным начислением, из Читаэнергосбыт приходят смс-сообщения с требованиями об оплате
Истец Бабкин М.Я. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что являемся собственником <адрес> с 1995 года. Полагает, что общедомовой счетчик электроэнергии был установлен с нарушением, никто из собственников квартир не был приглашен для подписания акта, какие имелись начальные показания счетчика при его установке не зафиксировано. При предъявлении счета за общедомовое потребление АО «Читаэнергосбыт» выставило суммы которые являются завышенными, поскольку в подъезде дома имеется всего одна лампочка. Моральный вред причинен ему ответчиком необоснованными начислениями
Истец Зайцева Т.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что является собственником <адрес>, полностью поддерживает пояснения истцов Бабкина М.Я. и представителя истца Звонаревой.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Молдаханова О.С. в судебном заседании считала заявленные исковые требования не обоснованными, суду пояснила, что ОАО «Читаэнергосбыт» с <дата> был присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Республики Бурятия и организацией были приняты на обслуживание все потребители предыдущего гарантирующего поставщика ОАО «МРСК-Сибири»- «Бурятэнерго». На момент принятия потребителей много квартирный жилой дом по <адрес> уже был оборудован общедомовым прибором учета, вся информация по его допуску была передана предыдущим гарантирующим поставщиком. Дом по <адрес> является многоквартирным, соответственно на основании ранее установленного прибора учета жителям дома производится начисление оплаты по электроэнергии за общедомовые нужды в соответствии с формулой 10 Правил предоставления коммунальных услуг. Сведений о том, что управление общим имуществом многоквартирного дома по <адрес> осуществляется управляющей организацией не имеется, в связи с чем начисления за электроэнергию на общедомовые нужды производятся непосредственно потребителям. Процедуру установки и допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии выполнил предыдущий гарантирующий поставщик, действующее законодательство не содержит требований о повторной процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета в случае смены гарантирующего поставщика. Доказательств причинения истцам морального вреда не представлено. Действительно в настоящее время жильцами дома осуществляется самостоятельный контроль за показаниями общедомового прибора учета. Ранее данные прибора учета передавались в АО «Читанергосбыт» сетевой организацией, начисления соответствуют действительности, поскольку рассчитаны исходя из показаний счетчика.
Представитель третьего лица – ОАО «МРСК-Сибири»-«Бурятэнерго» по доверенности Яроцкая Т.В. в судебном заседании считала заявленные исковые требования не обоснованными, суду пояснила, что в соответствии с нормами Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» собственники многоквартирных домов обязаны были оснастить дома приборами учета до <дата> в противном случае сетевая или энергоснабжающая организации обязаны были самостоятельно установить и вести приборы учета в эксплуатацию. На основании этого, поскольку в доме на <адрес> такой прибор установлен не был, ПАО «МРСК-Сибири» являясь сетевой организацией в <дата> произвело установку прибора учета за свой счет. В акте допуска прибора учета была указана организация ООО «Система», поскольку на тот момент данная организация оказывала услуги по техническому обслуживанию много квартирных домов в <адрес>. Начальные показания общедомового прибора учета зафиксированы в акте.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 354 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг
Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс РФ в пункте 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Из исследованных материалов дела, пояснений истца, установлено, что истцы является собственниками квартир <адрес>, Звонарев Н.Я. – <адрес>, Бабкин М.В. – <адрес>, Зацева Т.И. – <адрес>. Дом является многоквартирным, в нем имеются места общего пользования.
АО «Читаэнергосбыт» с <дата> является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики Бурятия, в том числе и в <адрес>.
ОАО «МРСК-Сибири» является сетевой организацией, а в период до <дата> являлась также гарантирующим поставщиком электроэнергии в том числе и на территории <адрес>.
<дата> сетевой организацией ОАО «МРСК-Сибири», к чьим сетям присоединено сетевое хозяйство многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета в указанном доме типа СЕ -303, что подтверждается актом допуска прибора учета электрическоц энергии в эксплуатацию от <дата>.
На основании показаний установленного <дата> прибора учета истцам Звонареву Н.Я., Бабкину М.В., Зайцевой Т.И. как собственникам жилого помещения производятся начисление оплаты за общедомовое потребление электроэнергии по дому № <адрес>.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединительную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор в силу статьи 540 Кодекса считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединительной сети.
Обязанность абонента производить оплату потребленных энергоресурсов определена в статье 544 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 Правил, 44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до <дата> обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ С <дата> организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ до <дата> в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После <дата> (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Проанализировав вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на замену приборов учета электрической энергии, оформленное в виде соответствующего решения в случае если собственниками не были выполнены требования, установленные ч.5 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства из пояснений истцов, третьего лица собственниками жилых помещений в <адрес> каких либо мер к установке общедомового прибора учета в срок до <дата> не принималось, требование ч. 5 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ ими выполнены не были. В связи с чем доводы истцов о том, что прибор учета общедомового потребления электроэнергии был установлен незаконно, судом не могут быть приняты во внимание.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконными действий ответчика по производству начислений по данному прибору учета.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Согласно ст. 15 Закона РФ от <дата> N 2300-1 (ред. от <дата>) "О защите прав потребителей" - моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства нарушений прав истцов как потребителей электрической энергии со стороны ответчика не установлено, в связи с чем, основания для взыскания денежной компенсации морального вреда отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Звонарева Н. Я., Зайцевой Т. И., Бабкина В. М. к АО «Читаэнергосбыт», о признании незаконными действий по производству начислений платы за электроэнергию на общедомовые нужды, взыскании денежной компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 20 августа 2016 года.
Судья В.В.Атрашкевич