Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2015 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Шишкина А.Г.
с участием: помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Некрасова К.А.
при секретаре Ельцовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 2046/15 по исковому заявлению прокурора Ставропольского района Самарской области в интересах ФИО1 к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ставропольского района Самарской области обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным заявлением в интересах ФИО1
С учетом последующих уточнений просит:
Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области организовать обеспечение инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов – 1 шт.
В судебном заседании помощник прокурора Ставропольского района Самарской области Некрасов К.А. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить. При этом пояснил, что в нарушение требованиям федерального законодательства инвалид ФИО1 проживающая на территории Ставропольского района, ненадлежащим образом обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными ИПР.
Представитель ответчика - Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении дела в его отсутствие, представил в суд отзыв по существу заявленных требований, которые не признал и просил отказать в их удовлетворении, поскольку обеспечение ФИО1 ТСР будет осуществлено в порядке очередности, по мере поступления денежных средств в бюджет и заключения государственных контрактов. В случае удовлетворении заявленных требований просил указать в решении суда срок обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации не позднее 31.12.2015 года.
Представитель третьего лица - ГБУ Самарской области "ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Ставропольский в судебное заседание не явился, представил в суд возражения по заявленным требованиям, согласно которых выдача инвалидам TCP осуществляется согласно спискам учета, сформированным по дате подачи инвалидом заявления в ЦСО, с учетом сроков пользования TCP, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 215н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены». В соответствии с ИПР № 1061 от 01.09.2014 и заявления законного представителя Королевой С.В. от 11.12.2014, ФИО1 по состоянию на 15.07.2015 г. состоит в списках учета в ГБУ СО «ЦСО м.р. Ставропольский» на получение ТСР: кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов – 1 шт. Поступления технических средств реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов – 1 шт. на данного ребенка-инвалида от Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области не производились. В связи с чем, выдать ТСР ФИО1 не представляется возможным. Законный представитель ФИО1 правом на самостоятельное приобретение данное ТСР не воспользовалась и за назначением компенсации в ЦСО не обращалась. По состоянию на 15.07.2015 г. по мере поступления ТСР в ЦСО и в соответствии со списком учета выдать или компенсировать расходы за самостоятельное приобретенное ТСР: кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов – 1 шт.
Суд, выслушав прокурора, изучив отзыв ответчика и письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой Ставропольского района Самарской области проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов представляет систему медицинских, педагогических, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (статья 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2347-р от 30.12.2005 утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду, который в разделе технические средства реабилитации предусматривает: трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные, протезы и ортезы, ортопедическая обувь, противопролежневые матрацы и подушки, приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов, специальная одежда, специальные устройства для чтения "говорящих книг", для оптической коррекции слабовидения, собаки-проводники с комплектом снаряжения, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом, сигнализаторы звука световые и вибрационные, слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, телефонные устройства с текстовым выходом, голосообразующие аппараты, специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники), абсорбирующее белье, подгузники, кресла-стулья с санитарным оснащением.
Согласно постановления Правительства Самарской области от 21.01.2010 года № 11 «О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» организация обеспечения инвалидов ТСР осуществляется министерством здравоохранения и социального развития Самарской области, при этом прием документов на получение ТСР, постановка инвалидов на учет и выдача ТСР осуществляются государственными учреждениями Самарской области - центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - ЦСО).
Согласно пунктам 1.1, 1.3, п.п. 31 п. 2.2 Положения о Министерстве социально-демографического развития Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 289 Министерство социально-демографического развития Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения и демографического развития региона, руководство системой социальной защиты области в целях реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение, государственную защиту семьи и детства на территории Самарской области и является правопреемником министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в части реализации государственной политики в отношении инвалидов, в рамках закрепленных предметов ведения Министерство осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам.
На основании п. 1.8 на Министерство социально-демографического развития Самарской области возлагается решение задач по обеспечению социальных гарантий, социальной защиты граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
Кроме того, п. 2.1 предусматривает, что в ведении Министерства находится осуществление мер по социальной защите и поддержке инвалидов, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке.
Указанные выше обстоятельства стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Между тем, вопреки требованиям федерального законодательства инвалид ФИО1, проживающая на территории Ставропольского района Самарской области, и нуждающаяся в ТСР, ненадлежащим образом обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными ИПР.
Согласно справки бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области № 866119 от 01.09.2014 ФИО1 установлена группа инвалидности «ребенок-инвалид» на срок до 01.07.2016. В соответствии с этим решением для нее разработана Индивидуальная программа реабилитации, которая предусматривает предоставление технического средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов: 1 шт.
Прием документов на получение указанного ТСР осуществлен ГБУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Ставропольский».
Однако организация обеспечения данным ТСР Министерством социально-демографического развития Самарской области не осуществляется.
Так по состоянию на 17.06.2015 ФИО1 не обеспечена ТСР: кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов – 1 шт.
Указанные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов влекут нарушение прав ФИО1, имеющей статус ребенка-инвалида, то есть относящегося к социально незащищенной группе граждан, на получение технических средств реабилитации, необходимых ему для устранения и компенсации ограничений жизнедеятельности.
Суд считает возможным согласиться с доводами истца о том, что указанные нарушения в отношении инвалида допущены по вине Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, которое до настоящего времени не организовало надлежащее обеспечение ФИО1 техническими средствами реабилитации, что лишило ГБУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Ставропольский», возможности выдать указанные технические средства реабилитации.
Указанные выше обстоятельства также не оспаривались ответчиком и третьим лицом в ходе рассмотрения дела.
Довод стороны ответчика и третьего лица об отсутствии установленных законодательством сроков предоставления ТСР и о предоставлении ФИО1 указанных ТСР в порядке очередности не освобождают ответчика от необходимости принятия соответствующих мер по скорейшему предоставлению ФИО1 необходимым ТСР, в которых она нуждается.
Предоставление инвалиду указанных технических средств не может зависеть и не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствие финансирования таких расходов, поскольку это влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, что также противоречит и положениям Конвенции о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006 года).
Согласно ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В данном случае суд приходит к выводу, что нарушенные права подлежат восстановлению, а заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования - удовлетворить.
Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в срок не позднее 31.12.2015 г. организовать обеспечение инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов – 1 шт.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья А.Г. Шишкин