Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2893/2020 от 20.11.2020

Судья Второва Н.Н. Дело № 33-2893/2020

№ 2-1318/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2020 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Старцевой С.А., Чуряева А.В.,

при секретаре Зябкине А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Токарева Владимира Ивановича к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о включении в общий трудовой стаж периодов работы,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) на решение Заводского районного суда г. Орла от 4 сентября 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Чуряева А.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, объяснения Токарева В.И. и его представителя по ордеру адвоката Каменской О.В., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Токарев В.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о включении периода работы в страховой стаж.

В обоснование иска указано, что истцу с 10 октября 2019 г. установлена страховая пенсия по старости. Однако при подсчете страхового стажа при назначении пенсии ему не были включены два периода его работы в качестве индивидуального предпринимателя: с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г.

Возражая против этого, истец указал, что в спорные периоды времени он осуществлял предпринимательскую деятельность и производил оплату налогов, что свидетельствует о наличии оснований для включения данных периодов в его трудовой стаж.

В связи с этим истец просил суд обязать ответчика включить ему в стаж для назначения пенсии периоды работы с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика включить в страховой стаж периоды своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г., с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. и с учетом этого произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с 10 октября 2019 г. по наиболее выгодному варианту.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.

В обоснование доводов жалобы указывает, что период осуществления истцом индивидуальной предпринимательской деятельности с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. не может быть включен в страховой стаж, поскольку отсутствуют сведения об оплате им за этот период времени страховых взносов.

Период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. не может быть включен в страховой стаж, поскольку согласно данным налогового органа истец в этот период времени доход не получал. Обращает внимание на то, что представленное истцом в суд свидетельство об уплате за данный период единого налога на вмененный доход ранее в пенсионный орган не предоставлялось.

Проверив материалы дела, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

С 1 января 2002 г. до 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

До 1 января 2002 г. данные отношения регулировались Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В статье 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дано определение трудового стажа как учитываемой при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарной продолжительности периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховым стажем признается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу статьи 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» периоды индивидуальной трудовой деятельности включались в общий трудовой стаж, при условии уплаты за них страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190, предусмотрено, что с 1 января 1991 г. время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при применении данного Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Во исполнение положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 были утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Из пункта 20 этих Правил следует, что периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

В пункте 6 приведенных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий установлено, что к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Аналогичные положения содержались в ранее действовавших Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24 июля 2002 г. № 555.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Токарев В.И. с 22 марта 1994 г. и до настоящего времени является индивидуальным предпринимателем.

С 10 октября 2019 г. Токарев В.И. является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При назначении пенсии Токареву В.И. не были включены в страховой стаж два периода осуществления им предпринимательской деятельности: с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г.

Обосновывая свое решение, пенсионный орган указал, что период осуществления Токаревым В.И. предпринимательской деятельности с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. не включен в страховой стаж, поскольку согласно базы данных плательщиков страховых взносов, сведения об уплате Токаревым В.И. страховых взносов за указанный период отсутствуют. Период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. не включен в страховой стаж, поскольку согласно справке налогового органа информация о доходах Токарева В.И. за указанный период отсутствует.

Не согласившись с решением пенсионного органа, Токарев В.И. обратился за защитой своих прав в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд установил наличие оснований для включения спорных периодов в страховой стаж истца.

Так, применительно к периоду с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. суд установил, что согласно справке от 14 декабря 2000 г., выданной Токареву В.И. ИМНС РФ по Северному району г. Орла, доход Токарева В.И. от предпринимательской деятельности согласно декларации о доходах в 1997 г. составил 10 102 000 неденоминированных рублей.

В письменном ответе от 17 июля 2020 г. ИФНС России по г. Орлу подтвердила суду данную информацию, дополнительно указав, что Токаревым В.И. была произведена оплата налога на доходы физических лиц за данный период в общем размере 1 102 рубля 33 копейки.

Пунктом «б» статьи 1 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. № 26-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» был установлен на 1997 г. тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей в размере 28 процентов от дохода от их деятельности.

Однако постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. № 7-П положения пунктов «б» и «в» статьи 1 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год», устанавливающие данный тариф страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3).

В определении от 26 ноября 1998 г. № 144-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил указанное постановление, указав, что после 24 февраля 1998 г. - даты провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации - при исчислении сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф в размере 28 процентов от сумм их заработка (дохода) не должен применяться. Суммы указанных страховых взносов за 1997 г., которые до 24 февраля 1998 г. не были внесены, не должны взыскиваться. Внесенные же после этой даты суммы подлежат зачету в счет текущих и будущих платежей.

Установив данные обстоятельства, и приняв во внимание, что в адрес истца со стороны пенсионного органа требований об уплате задолженности по страховым взносам в пенсионный фонд не выставлялось, напротив, согласно акту сверки расчетов плательщика страховых взносов по состоянию на 1 января 2001 г. у Токарева В.И. имелась переплата по взносам в размере 479 рублей, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии оснований для включения спорного периода с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в страховой стаж истца.

Применительно к периоду с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. суд принял во внимание положения приведенных выше норм о том, что уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (т.е. до 1 января 2002 г.), приравнивается к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» плательщиками единого налога являются юридические лица и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в частности, в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Согласно пункту 1 статьи 8 данного Федерального закона свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком этого налога.

Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня предъявления в налоговый орган документа с отметкой банка, подтверждающего уплату единого налога. Свидетельство об уплате единого налога выписывается в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе. Не допускается использование при осуществлении предпринимательской деятельности каких-либо копий свидетельства. Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.

Поскольку в ходе судебного разбирательства по делу достоверно установлен факт выдачи налоговым органом Токареву В.И. свидетельства об уплате за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. единого налога на вмененный доход, получаемый от предпринимательской деятельности, суд верно пришел к выводу о том, что предусмотренное законом основание для включения данного периода в страховой стаж истца соблюдено.

Довод жалобы о том, что данное свидетельство не было представлено в пенсионный орган, подлежит отклонению как необоснованный.

Из статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ следует, что назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Поскольку ответчиком данные обязанности в полной мере выполнены не были, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об учете предоставленного истцом свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для расчета страхового стажа.

Ввиду того, что истцу решением ответчика с 10 октября 2019 г. назначена страховая пенсия по старости без учета включения в его страховой стаж периодов деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г., суд возложил на ответчика обязанность включить в страховой стаж Токарева В.И. спорные периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя, а также с учетом этих периодов произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости по наиболее выгодному варианту с 10 октября 2019 г.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для отмены вынесенного решения не имеется, выводы суда являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 4 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Второва Н.Н. Дело № 33-2893/2020

№ 2-1318/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 декабря 2020 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.,

судей Старцевой С.А., Чуряева А.В.,

при секретаре Зябкине А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Токарева Владимира Ивановича к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о включении в общий трудовой стаж периодов работы,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) на решение Заводского районного суда г. Орла от 4 сентября 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Чуряева А.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, объяснения Токарева В.И. и его представителя по ордеру адвоката Каменской О.В., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Токарев В.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о включении периода работы в страховой стаж.

В обоснование иска указано, что истцу с 10 октября 2019 г. установлена страховая пенсия по старости. Однако при подсчете страхового стажа при назначении пенсии ему не были включены два периода его работы в качестве индивидуального предпринимателя: с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г.

Возражая против этого, истец указал, что в спорные периоды времени он осуществлял предпринимательскую деятельность и производил оплату налогов, что свидетельствует о наличии оснований для включения данных периодов в его трудовой стаж.

В связи с этим истец просил суд обязать ответчика включить ему в стаж для назначения пенсии периоды работы с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика включить в страховой стаж периоды своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г., с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. и с учетом этого произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с 10 октября 2019 г. по наиболее выгодному варианту.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.

В обоснование доводов жалобы указывает, что период осуществления истцом индивидуальной предпринимательской деятельности с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. не может быть включен в страховой стаж, поскольку отсутствуют сведения об оплате им за этот период времени страховых взносов.

Период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. не может быть включен в страховой стаж, поскольку согласно данным налогового органа истец в этот период времени доход не получал. Обращает внимание на то, что представленное истцом в суд свидетельство об уплате за данный период единого налога на вмененный доход ранее в пенсионный орган не предоставлялось.

Проверив материалы дела, выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

С 1 января 2002 г. до 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

До 1 января 2002 г. данные отношения регулировались Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В статье 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дано определение трудового стажа как учитываемой при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарной продолжительности периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховым стажем признается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу статьи 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» периоды индивидуальной трудовой деятельности включались в общий трудовой стаж, при условии уплаты за них страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. № 190, предусмотрено, что с 1 января 1991 г. время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при применении данного Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Во исполнение положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 были утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Из пункта 20 этих Правил следует, что периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

В пункте 6 приведенных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий установлено, что к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Аналогичные положения содержались в ранее действовавших Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24 июля 2002 г. № 555.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Токарев В.И. с 22 марта 1994 г. и до настоящего времени является индивидуальным предпринимателем.

С 10 октября 2019 г. Токарев В.И. является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При назначении пенсии Токареву В.И. не были включены в страховой стаж два периода осуществления им предпринимательской деятельности: с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г.

Обосновывая свое решение, пенсионный орган указал, что период осуществления Токаревым В.И. предпринимательской деятельности с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. не включен в страховой стаж, поскольку согласно базы данных плательщиков страховых взносов, сведения об уплате Токаревым В.И. страховых взносов за указанный период отсутствуют. Период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. не включен в страховой стаж, поскольку согласно справке налогового органа информация о доходах Токарева В.И. за указанный период отсутствует.

Не согласившись с решением пенсионного органа, Токарев В.И. обратился за защитой своих прав в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд установил наличие оснований для включения спорных периодов в страховой стаж истца.

Так, применительно к периоду с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. суд установил, что согласно справке от 14 декабря 2000 г., выданной Токареву В.И. ИМНС РФ по Северному району г. Орла, доход Токарева В.И. от предпринимательской деятельности согласно декларации о доходах в 1997 г. составил 10 102 000 неденоминированных рублей.

В письменном ответе от 17 июля 2020 г. ИФНС России по г. Орлу подтвердила суду данную информацию, дополнительно указав, что Токаревым В.И. была произведена оплата налога на доходы физических лиц за данный период в общем размере 1 102 рубля 33 копейки.

Пунктом «б» статьи 1 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. № 26-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» был установлен на 1997 г. тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей в размере 28 процентов от дохода от их деятельности.

Однако постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. № 7-П положения пунктов «б» и «в» статьи 1 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год», устанавливающие данный тариф страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3).

В определении от 26 ноября 1998 г. № 144-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил указанное постановление, указав, что после 24 февраля 1998 г. - даты провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации - при исчислении сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф в размере 28 процентов от сумм их заработка (дохода) не должен применяться. Суммы указанных страховых взносов за 1997 г., которые до 24 февраля 1998 г. не были внесены, не должны взыскиваться. Внесенные же после этой даты суммы подлежат зачету в счет текущих и будущих платежей.

Установив данные обстоятельства, и приняв во внимание, что в адрес истца со стороны пенсионного органа требований об уплате задолженности по страховым взносам в пенсионный фонд не выставлялось, напротив, согласно акту сверки расчетов плательщика страховых взносов по состоянию на 1 января 2001 г. у Токарева В.И. имелась переплата по взносам в размере 479 рублей, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о наличии оснований для включения спорного периода с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в страховой стаж истца.

Применительно к периоду с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. суд принял во внимание положения приведенных выше норм о том, что уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (т.е. до 1 января 2002 г.), приравнивается к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» плательщиками единого налога являются юридические лица и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в частности, в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Согласно пункту 1 статьи 8 данного Федерального закона свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком этого налога.

Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня предъявления в налоговый орган документа с отметкой банка, подтверждающего уплату единого налога. Свидетельство об уплате единого налога выписывается в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе. Не допускается использование при осуществлении предпринимательской деятельности каких-либо копий свидетельства. Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.

Поскольку в ходе судебного разбирательства по делу достоверно установлен факт выдачи налоговым органом Токареву В.И. свидетельства об уплате за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. единого налога на вмененный доход, получаемый от предпринимательской деятельности, суд верно пришел к выводу о том, что предусмотренное законом основание для включения данного периода в страховой стаж истца соблюдено.

Довод жалобы о том, что данное свидетельство не было представлено в пенсионный орган, подлежит отклонению как необоснованный.

Из статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ следует, что назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Поскольку ответчиком данные обязанности в полной мере выполнены не были, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции об учете предоставленного истцом свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для расчета страхового стажа.

Ввиду того, что истцу решением ответчика с 10 октября 2019 г. назначена страховая пенсия по старости без учета включения в его страховой стаж периодов деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. и с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г., суд возложил на ответчика обязанность включить в страховой стаж Токарева В.И. спорные периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя, а также с учетом этих периодов произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости по наиболее выгодному варианту с 10 октября 2019 г.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для отмены вынесенного решения не имеется, выводы суда являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 4 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2893/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Токарев Владимир Иванович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Другие
ИФНС России по г. Орлу
Суд
Орловский областной суд
Судья
Чуряев Александр Владимирович
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
20.11.2020Передача дела судье
09.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее