Решение по делу № 2-1197/2019 ~ М-1134/2019 от 17.07.2019

Дело № 2-1197/2019

УИД 42RS0037-01-2019-002478-81

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи             Корытникова А.Н.,

при секретаре судебного заседания             Газизовой О.Ю.,

с участием:

представителя истца                     Якушева С.В.,

представителя ответчика                 Прокопенко Ю.А.,

представителя третьего лица                 Долматовой К.А.,

представителя третьего лица                Беловой М.К.,

16 октября 2019 года

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрга гражданское дело по иску Трифонова В.А. к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Юрги о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

Трифонов В.А. обратился в Юргинский городской суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Юрги о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет.

Требования мотивированы тем, что Трифонов В.А. обратился в Управление социальной защиты населения Администрации города Юрги с заявлением от *** о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа, и должности муниципальной службы Юргинского городского округа», утвержденным решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 01.11.2011 №466 (в ред. решений Юргинского городского Совета народных депутатов от 03.04.2015 №194, от 06.11.2015 №233, от 31.05.2016 №301, от 29.11.2016 №364) (далее - Положение).

Рассмотрев вышеуказанное заявление, а также прилагаемые к нему документы, И.О. начальника Управления Н.К. Кадырова вынесла решение от *** *** об отказе Трифонову В.А. в назначении пенсии за выслугу лет.

Отказ в назначении пенсии за выслугу лет мотивирован тем, что достижение Трифоновым В. А. пенсионного возраста произошло ***, т.е. не в период осуществления Трифоновым В.А. полномочий на муниципальной должности Юргинского городского округа (08.05.2003 - 18.09.2013).

Как полагает И.О. начальника Управления, право на пенсию за выслугу лет в соответствии с частью 1 статьи 1 Положения имеют лица, замещавшие муниципальные должности Юргинского городского округа не менее одного года, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления полномочий.

Трифонов В.А. не согласен с выводами И.О. начальника Управления, изложенными в решении от *** ***, считает данное решение незаконным, а потому подлежащим отмене.

Трифонов В.А. замещал должность председателя Юргинского городского Совета народных депутатов (ЮГСНД) в период с 08.05.2003 по 18.09.2013. При этом 12.10.2008 года (начало работы ЮГСНД 4-го созыва) полномочия Трифонова В.А. как председателя ЮГСНД 3-го созыва были прекращены в соответствии с п.2 ст.29 «Устава муниципального образования «Юргинский городской округ».

22.10.2008 года Трифонов В.А. был вновь избран председателем ЮГСНД 4-го созыва.

Для целей разрешения спора, возникшего между Трифоновым В.А. и Ответчик, принципиальное значение имеют нормы законодательства, регламентировавшие основания и порядок назначения пенсии за выслугу лет, действовавшие в период с 08.05.2003 по 18.09.2013.

Истец акцентирует внимание Юргинского городского суда на следующих нормативно-правовых актах.

В соответствии с п. 2.1 Положения о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности города и муниципальные должности муниципальной службы города Юрги», утверждённого постановлением Юргинского городского Совета народных депутатов от 29.05.2002 № 202 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности города и муниципальные должности муниципальной службы города Юрги, право на пенсию за выслугу лет возникает при наличии следующих условий:

наличие стажа муниципальной службы не менее 15 лет. Стаж муниципальной службы определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области (п.2.1.1 Положения);

освобождение от выборной муниципальной должности г. Юрги в связи с прекращением полномочий (п. 2.1.2 Положения). Лица, освобожденные от выборной муниципальной должности г. Юрги в связи с прекращением полномочий, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали муниципальные должности не менее 12 полных месяцев непосредственно перед освобождением от должности;

- лицо не замещает государственную или муниципальную должность (п.2.1.3 Положения);

- лицо проживает на территории Российской Федерации (п.2.1.4 Положения). Положение утратило силу с 1 января 2012 года в связи с изданием решения Юргинского городского Совета народных депутатов от 01.11.2011 №466.

В соответствии с п.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.4 ст.40-9 Устава Юргинского городского округа лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается пенсия за выслугу лет. Порядок назначения пенсии за выслугу лет устанавливается нормативным правовым актом городского Совета народных депутатов в соответствии с законом Кемеровской области, регулирующим порядок назначения пенсии за выслугу лет, замещавшим государственные должности Кемеровской области. Пенсия за выслугу лет выплачивается за счет средств местного бюджета.

В соответствии с нормами ст.4 Положения о гарантиях осуществления полномочий депутатов Юргинского городского Совета народных депутатов и лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Юргинский городской округ для лиц, замещающих муниципальные должности, в качестве гарантий в том числе предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет, выплачиваемой за счет средств местного бюджета. Порядок назначения пенсии (п.2 ст.4 Положения) за выслугу лет устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым городским Советом народных депутатов в соответствии с законом Кемеровской области, регулирующим порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кемеровской области.

В соответствии с п. 1 ст.1 Положения о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа и должности муниципальной службы Юргинского городского округа», утверждённого решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 19.10.2011 № 466 (в редакциях от 01.11.2011, от 03.04.2015, от 06.11.2015) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие муниципальные должности города Юрги на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, освобожденные от муниципальных должностей города Юрги в связи с прекращением полномочий. При этом условием (п.2 ст.1 Положения) назначения пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности города Юрги, является назначение трудовой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно.

В соответствии с п. 1 ст.1 указанного Положения (в редакциях от 31.05.2016, от 29.11.2016 и от 29.12.2016) право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие муниципальные должности города Юрги на постоянной основе не менее одного года, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления полномочий.

В соответствии с выше перечисленными нормативно-правовыми актами Трифонову В.А. дважды были предоставлены гарантии назначения пенсии за выслугу лет, в том числе:

в связи с замещением должности председателя Юргинского городского Совета народных депутатов (ЮГСНД) в период с 08.05.2003 по 12.10.2008.

в связи с замещением должности председателя Юргинского городского Совета народных депутатов (ЮГСНД) в период с 22.10.2008 по 18.09.2013.

Трифонов Владимир Александрович не отрицает того факта, что после 18.09.2013 в выше перечисленные нормативно-правовые акты неоднократно в установленном порядке вносились изменения.

По состоянию на настоящий момент принципиальным нововведением является то, что гарантия в виде назначения пенсии за выслугу лет предоставляются лицам, замещающим муниципальные должности Юргинского городского округа не менее одного года и достигшие пенсионного возраста в период осуществления полномочий.

В соответствии с п.1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии с п.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с п.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Принимая решение от *** *** об отказе Трифонову В.А. в назначении пенсии за выслугу лет, И.О. начальника Управления Н.К. Кадырова не приняла во внимание того, что с учетом Конституции РФ изменения, внесенные в «Положение о гарантиях осуществления полномочий депутатов Юргинского городского Совета народных депутатов и лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Юргинский городской округ», и порядке их предоставления», не отменяют и не умаляют ранее предоставленных Трифонову В.А. (12.10.2008 и 18.09.2013) гарантий назначения пенсии за выслугу лет.

По смыслу выше указанных конституционных норм закон обратной силы не имеет и распространяет своё действие на те отношения, которые возникли после его вступления в силу.

Правоотношения, возникшие 12.10.2008 и 18.09.2013 между Трифоновым В.А. и муниципальным образованием «Юргинский городской округ» в лице Управления социальной защиты населения Администрации города Юрги в вопросе гарантий назначения пенсии за выслугу лет, должны быть подчинены нормативным актам, действовавшим по состоянию на 12.10.2008 и 18.09.2013.

Как отмечено Конституционным Судом РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П), принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Гарантированное действующим законодательством право на назначение пенсии за выслугу лет было приобретено Трифоновым В.А. 12.10.2008 и 18.09.2013.

Просит суд признать незаконным решение от *** *** Управления социальной защиты населения Администрации *** об отказе Трифонову В.А. в назначении пенсии за выслугу лет и обязать Управление социальной защиты населения Администрации города Юрги назначить Трифонову В.А. пенсию за выслугу лет с момента обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в порядке и по основаниям, действовавшим по состоянию на 18.09.2013г.

В ходе судебного разбирательства обоснование исковых требований было дополнено тем, что в качестве субъектов правоотношений в контексте вышеизложенного определения понятия «правоотношение» истец, с одной стороны видит самого себя Трифонова В.А., а с другой - муниципальное образование «Юргинский городской округ».

Полномочия муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования выполняют Администрация города, Юргинский городской Совет народных депутатов, а также Управление социальной защиты населения Администрации города Юрги, привлеченные судом к участию в судебном разбирательстве по делу.

Объект правоотношения - материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей субъектов правоотношения, и по поводу которых субъекты права вступают в правовые отношения, осуществляют свои права и обязанности. Объект - это то, по поводу чего складываются правоотношения или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений.

Истец акцентирует внимание суда, что рассматриваемый в рамках дела №2-1197/2019 вид правоотношений отличается, прежде всего, сознательно-волевым характером действий его участников. Указанное обстоятельство предполагает, что требования норм права и содержание возникающих на их основе правоотношений опираются на добровольное и сознательное поведение их участников. Однако государственное принуждение в случае нарушения правовых предписаний при этом не исключается.

Для возникновения правоотношения необходимо не только наличие нормы права, но и наступление определенных юридических фактов, то есть конкретных жизненных обстоятельств, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм и порождают отношения между субъектами на основе предписаний правовых норм.

Как уже отражено в первоначальном иске, истец замещал должность председателя Юргинского городского Совета народных депутатов (ЮГСНД) в период с 08.05.2003 по 18.09.2013.

Другими словами именно в указанный период и развивались правоотношения между субъектом права Трифоновым В.А. и субъектом права муниципальным образованием «Юргинский городской округ».

При этом для Трифонова В.А. дата 18.09.2013 является моментом, когда его обязанности полностью и надлежащим образом исполнены, а право на получение пенсии за выслугу лет продекларировано (гарантировано) правовыми нормами, действовавшими на момент завершения Трифоновым В.А. правоотношений в части исполнения своих обязанностей в должности председателя ЮГСНД.

Значение даты 18.09.2013 для муниципального образования «Юргинский городской округ» имеет иную интерпретацию.

Для муниципального образования «Юргинский городской округ» дата 18.09.2013 является моментом, когда его право получить должное от Трифонова В.А. полностью и надлежащим реализовано, а обязательство на назначение пенсии за выслугу лет гарантировано теми же положениями правовых норм, которыми Трифонову В.А. было гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет.

В период с 08.05.2003 по 18.09.2013 правоотношения между Трифоновым В.А. и муниципальным образованием «Юргинский городской округ» находились в активной фазе своего развития.

18.09.2013 активная фаза правоотношений была завершена.

При этом у Трифонова В.А., как следствие состоявшихся правоотношений, осталось нереализованным гарантированное нормативно-правовыми актами, действовавшими в указанный период, право на получение пенсии за выслугу лет.

У муниципального образования «Юргинский городской округ», как следствие состоявшихся правоотношений, осталось неисполненным обязательство в отношении Трифонова В.А. на назначение ему пенсии за выслугу лет.

По состоянию на 18.09.2013 субъекты правоотношений в одинаковой степени понимали, что в силу действовавшей на указанную дату нормы права реализация права (для Трифонова В.А.) и исполнение обязательства (для муниципального образования «Юргинский городской округ») по назначению пенсии за выслугу лет наряду с прочим обусловлено наступлением юридического факта, а именно, назначения Трифонову В.А. трудовой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно.

После 18.09.2013 в «Положение о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа и должности муниципальной службы Юргинского городского округа» неоднократно в установленном порядке вносились изменения.

Так, в указанное Положение вносились поправки и изменения в редакциях от 03.04.2015, от 06.11.2015, от 31.05.2016, от 29.11.2016 и от 29.12.2016.

При этом изменения, внесенные в Положение в редакции от 31.05.2016, существенно изменили основания для назначения пенсии за выслугу лет.

В силу вновь обозначенной гипотезы нормы права с 31.05.2016 назначение пенсии за выслугу лет наряду с прочим стало обусловливаться наступлением иного юридического факта (в отличие от гипотезы, действовавшей до 31.05.2016), а именно, достижением лицом, занимающим выборную муниципальную должность, пенсионного возраста или потерей им трудоспособности в период осуществления полномочий.

Другими словами, с 31.05.2016 существенно изменилось содержание правоотношений между субъектами права в части предоставления гарантий осуществления полномочий лиц, замещающих выборные муниципальные должности муниципального образования «Юргинский городской округ».

*** Трифонов В.А. достиг пенсионного возраста и ему была назначена пенсия по старости.

В соответствии с обязательствами, взятыми на себя муниципальным образованием «Юргинский городской округ» в рамках активной фазы правоотношений с Трифоновым В.А., с момента (27 марта 2019г.) обращения Трифонова В.А. в Управление социальной защиты населения Администрации города Юрги с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет таковая ему должна была быть назначена на условиях, ранее продекларированных Трифонову В.А., а именно, в связи с наступлением юридического факта - назначения Трифонову В.А. трудовой пенсии по старости.

Рассмотрев заявление Трифонова В.А. о назначении пенсии за выслугу лет, Управление социальной защиты населения Администрации города Юрги (УСЗН) решением от *** *** отказало Трифонову В.А. в назначении пенсии за выслугу лет.

Отказ в назначении пенсии за выслугу лет мотивирован тем, что достижение Трифоновым В.А. пенсионного возраста произошло ***, т.е. не в период осуществления Трифоновым В.А. полномочий на муниципальной должности Юргинского городского округа (08.05.2003 - 18.09.2013).

Очевидно, что ответчик для целей отказа Трифонову В.А. в назначении пенсии за выслугу лет применило норму права, регламентирующую правоотношения, в которых Трифонов В.А. не состоял и не мог состоять - на дату изменения нормы права, регламентирующей назначение пенсии за выслугу лет (31.05.2016), обязательства Трифонова В.А. в рамках правоотношений с муниципальным образованием «Юргинский городской округ» были выполнены, депутатский корпус ЮГСНД был сформирован в полном составе в соответствии с действующим выборным законодательством.

Вместе с тем, правоотношения Трифонова В.А. с муниципальным образованием «Юргинский городской округ» по состоянию на момент завершения Трифоновым В.А. исполнения своих обязательств (18.09.2013) и не предусматривали для Трифонова В.А. избрания на выборную муниципальную должность на третий срок, а также наступления такого юридического факта как достижение пенсионного возраста при исполнении полномочий председателя ЮГСНД.

Как оказалось, на момент рассмотрения УСЗН заявления Трифонова В.А. о назначении пенсии за выслугу лет в источниках права отсутствовала норма, регламентирующая исполнение в рамках ранее состоявшихся правоотношений обязанности по назначению муниципальным образованием «Юргинский городской округ» пенсии за выслугу лет в отношении Трифонова В.А.

Налицо признаки юридического казуса - обязательство субъекта права (муниципальное образование «Юргинский городской округ») в рамках состоявшихся правоотношений есть и оно не исполнено, право субъекта права (Трифонов В.А.) есть и оно не реализовано, но отсутствует норма, регламентирующая порядок и условия исполнения обязательства и реализации права.

Как отмечено Конституционным Судом РФ, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

При оценке законодательства, его пробельности Конституционный Суд России в своей практике руководствуется, прежде всего, таким общеправовым принципом, как принцип верховенства права (the Rule of Law), предполагающий правовой характер действующего законодательства, обеспечиваемый верховенством и непосредственным действием прав и свобод человека. Этот принцип выражен в Конституции, признающей права и свободы человека как высшую ценность, непосредственно действующее право, устанавливающей, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.2, 18).

В соответствии с п.3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Истец полагает, что к правоотношениям между Трифоновым В.А. и муниципальным образованием «Юргинский городской округ», возникшим 08.05.2003 и развивающимся в активной фазе до 18.09.2013, могут быть применены по аналогии, в частности, нормы ст.ст. 4, 422 ГК РФ, поскольку с 31.05.2016 условия и порядок назначения пенсии за выслугу лет существенно изменились.

В соответствии с нормами ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

В соответствии с нормами ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Ни изменениями федерального законодательства (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни изменениями «Положения о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа и должности муниципальной службы Юргинского городского округа», утверждённого решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 19.10.2011 № 466 «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа и должности муниципальной службы Юргинского городского округа» не предусмотрено условия, что изменения от 2016 года распространяются на правоотношения, возникшие до 2016 года.

Исходя из вышеизложенного, Управление социальной защиты населения Администрации города Юрги при рассмотрении заявления Трифонова В.А. о назначении пенсии за выслугу лет должно было руководствоваться нормами «Положения о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа и должности муниципальной службы Юргинского городского округа», утверждённого решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 19.10.2011 № 466 «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа и должности муниципальной службы Юргинского городского округа» в редакции от 01.11.2011.

Вопреки вышеизложенным нормам права УСЗН при рассмотрении заявления Трифонова В.А. о назначении пенсии за выслугу лет к правоотношениям, состоявшимся в период с 08.05.2003 по 18.09.2013, применило нормы Положения о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа и должности муниципальной службы Юргинского городского округа» в редакциях от 31.05.2016, от 29.11.2016 и от 29Л2.2016, которые распространяются на правоотношения, возникшие позднее 31.05.2016.

В судебное заседание Трифонов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Представитель истца Якушев С.В., действующий на основании доверенности (л.д.116), заявленные исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представителя ответчика УСЗН Администрации г. Юрги Прокопенко Ю.А., действующая на основании доверенности (л.д.52), исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель третьего лица Администрации г. Юрги Долматова К.А., действующая на основании доверенности (л.д. 50), представитель третьего лица Юргинский городской Совет народных депутатов Белова М.К., действующая на основании доверенности (л.д. 51) просили отказать в удовлетворении иска.

Судом принято решение о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства с точки зрения относимости и допустимости и по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

Судом установлено, что Трифонов В.А. замещал должность председателя Юргинского городского Совета народных депутатов (ЮГСНД) в период с 08.05.2003 по 18.09.2013.

*** Трифонов В.А. обратился в Управление социальной защиты населения Администрации города Юрги с заявлением от *** о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа, и должности муниципальной службы Юргинского городского округа», утвержденным решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 01.11.2011 №466.

Решением И.О. начальника Управления социальной защиты населения Администрации города Юрги от *** *** Трифонову В.А. отказано в назначении пенсии за выслугу лет. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Положения «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа, и должности муниципальной службы Юргинского городского округа», утвержденным решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 01.11.2011 №466 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие муниципальные должности Юргинского городского округа не менее одного года, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления полномочий, а достижение Трифоновым В.А. пенсионного возраста произошло ***, т.е. не в период осуществления Трифоновым В.А. полномочий на муниципальной должности Юргинского городского округа.

Суд полагает, что решение И.О. начальника Управления социальной защиты населения Администрации города Юрги от *** *** является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5.1 ст. 40 поименованного Закона гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абзац первый).

Согласно абзацу второму пункта 5.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ, введенному Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ, вступившим в силу в день его принятия, в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 г., отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статьей 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и статьей 86 Бюджетного кодекса РФ регламентировано, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Согласно ст. 5 Закона Кемеровской области от 25.04.2008 N 31-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований и лиц, замещающих муниципальные должности" (в ред. Закона Кемеровской области от 29.09.2010 N 96-ОЗ) лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается пенсия за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет выплачивается за счет средств местного бюджета.

Размер и порядок назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность, устанавливается муниципальным нормативным правовым актом.

Из пункта 4, введенного Законом Кемеровской области от 12.04.2016 N 18-ОЗ, вступившим в силу 28.04.2016, следует, что пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из ст. 1 данного Закона следует, что лицами, замещающими муниципальные должности, - должностными лицами, осуществляющими свои полномочия на постоянной основе, являются, в том числе, глава муниципального образования.

В пределах предоставленных полномочий, представительным органом местного самоуправления - Юргинским городским Советом народных депутатов, приято решение от 01.11.2011 № 466 «Об утверждении Положения о пенсиях за выслугу леи лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа и должности муниципальной службы Юргинского городского округа» (в редакции решений ЮГСНД от 30.04.2015 № 194, от 06.11.2015 № 233, от 31.05.2016 № 301, от 29.11.2016 № 364).

В соответствии со статьёй 1 данного положения Положения (условия назначения пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа)

1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Положением имеют лица, замещавшие муниципальные должности Юргинского городского округа не менее года, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления полномочий, кроме случаев прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2. Условием назначения пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа, является назначение страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - пенсии по государственному пенсионному обеспечению) либо пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". При этом лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа и имеющим право на пенсию по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, и получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия, установленная настоящим Положением, назначается при условии достижения возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.

Часть 1 изложена в редакции решения ЮГСНД от 31.05.2016 № 301 и вступила в силу 07.07.2016 (после официального опубликования в Вестнике Юргинского городского Совета народных депутатов и Администрации г.Юрги № 44-51).

Ранее часть 1 статьи 1 Положения была изложена в редакции:

Статья 1. Условия назначения пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа

1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Положением имеют лица, замещавшие муниципальные должности Юргинского городского округа на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств городского бюджета, освобождённые от муниципальных должностей Юргинского городского округа в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно, кроме случаев: вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; удаления главы города в отставку в соответствии со статьёй 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; отрешения от должности главы города в соответствии со статьёй 74 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - лица, замещавшие муниципальные должности Юргинского городского округа).

При внесении изменений в указанную редакции, решением ЮГСНД от 31.05.2016 № 301, было установлено:

Настоящее решение не распространяется на лиц, которым назначена пенсия по выслуге лет до вступления в силу настоящего решения (часть 3 решения).

Как следует из приведенных выше законодательных актов право истца на назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность, связано с достижением возраста 60 лет, либо назначением досрочно страховой пенсии по старости, либо назначением пенсии по инвалидности.

На момент возникновения у истца права на данную пенсию – *** (назначения трудовой пенсии по старости), действовало Положение о пенсиях за выслугу лет от 01.11.2011 № 466 с изменениями от 29.11.2016 № 364, в соответствии с которым право на данную пенсию имеют только те лица, которые достигли пенсионного возраста в период осуществления полномочий должностного лица местного самоуправления на постоянной основе.

в период осуществления Трифоновым В.А. полномочий на муниципальной должности Юргинского городского округа (08.05.2003 - 18.09.2013)

В период осуществления полномочий на муниципальной должности Юргинского городского округа с 08.05.2003 по 18.09.2013 истец не достиг пенсионного возраста. А по достижении данного возраста в феврале 2018 года он указанные полномочия уже не осуществлял.

Таким образом, поскольку на момент возникновения у истца права на назначение муниципальной пенсии за выслугу лет действующее Положение не предусматривало возможности назначения истцу пенсии за выслугу лете, истцу правомерно было отказано в назначении указанной пенсии.

При этом статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.02.2010 N 169-О-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (ч. 2 ст. 39).

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (пп. 5 п. 1 ст. 23), аналогичная норма была предусмотрена под. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Такое пенсионное обеспечение, в силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и согласно п. 1 ст. 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.

Из анализа вышеуказанного законодательства следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения. Поскольку финансирование пенсии лицам, замещающим муниципальные должности, осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить, изменять порядок выплаты пенсии лицам, замещающим муниципальные должности, как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 N 1919-О по своей правовой природе пенсионное обеспечение муниципальных служащих (в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячной доплаты к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, наделение органов местного самоуправления указанным правомочием основано на конституционно-правовой природе института муниципальной службы как одного из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 12), в силу чего органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года N 1591-О, от 6 октября 2015 года N 2309-О и др.).

Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением лиц, замещающих муниципальные должности, исходя ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируются гражданским законодательством, вопреки доводам представителя истца.

Ввиду вышеизложенного доводы представителя истца суд отклоняет и полагает, что они основаны на неверном толковании и применении норм материального права.

При таких данных суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Трифонова В.А. к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Юрги о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:                       - подпись -                  А.Н. Корытников

Мотивированное решение суда составлено 23 октября 2019 года.

2-1197/2019 ~ М-1134/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Трифонов Владимир Александрович
Ответчики
Управление социальной защиты населения Администрации г. Юрги
Другие
Якушев Сергей Васильевич
Прокопенко Юлия Анатольевна
Юргинский городской Совет народных депутатов
Белова Мария Константиновна
Муниципальное образование "Юргинский городской округ" в лице Администрации г. Юрги
Дёмина Гульнара Рашидовна
Суд
Юргинский городской суд Кемеровской области
Судья
Корытников Александр Николаевич
Дело на странице суда
yurginsky--kmr.sudrf.ru
17.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2019Передача материалов судье
22.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2019Подготовка дела (собеседование)
12.09.2019Подготовка дела (собеседование)
12.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2019Судебное заседание
16.10.2019Судебное заседание
23.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Дело оформлено
03.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее