Решение по делу № 2-1863/2019 ~ М-1378/2019 от 01.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2019 года                              город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Прибытковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Якушевой Т.А.,

при участии в судебном заседании истца Збарацкого И.И.,

представителя истца Черновой О.С.,

представителя ответчика Орешкиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1863/2019 по иску Збарацкого И. И., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Збарацкого И. И., к министерству здравоохранения Иркутской области, ОГБУЗ «Иркутская городская детская поликлиника № 5» об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на медицинские изделия, обязании обеспечить медицинскими изделиями, взыскании убытков, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Збарацкий И.И. обратился в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Збарацкого И.И. с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к министерству здравоохранения Иркутской области, ОГБУЗ «Иркутская городская детская поликлиника № 5» об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на медицинские изделия, обязании обеспечить медицинскими изделиями, взыскании убытков, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Збарацкий И. является ребенком-инвалидом в связи с наличием у него заболевания сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый), состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Иркутская городская детская поликлиника № 5».

В связи с наличием указанного заболевания ребенок нуждается в обеспечении медицинскими изделиями: тест-полосками для измерения уровня глюкозы в крови, расходными материалами к помпе (инфузионными наборами, резервуарами), круглосуточным мониторингом глюкозы.

Средний показатель по количеству используемых ребёнком-диабетиком тест-полосок составляет 7 штук в сутки, соответственно, ему требуется не менее 210 тест-полосок в месяц, также ему требуется ланцет для прокалывания пальца (не менее 210 штук в месяц).

В августе 2015г. Збарацкому И. установлена инсулиновая помпа «Accu-Chek Spirit Combo» («Акку-Чек Спирит Комбо»), которая предполагает использование тест-полосок «Accu-Chek Performa» («Акку-Чек Перформа»), инфузионных наборов «Асси-Chck FlexLink Plus» («Акку-Чек Флеке Линк Плюс») с длиной иглы 8 мм., резервуаров «Accu-Chek Spirit» («Аку-Чек Спирит»), ланцет «Accu-Chek Fastclix» («Акку-Чек Фастликс»).

Согласно инструкциям инфузионные наборы с катетером меняются каждые шесть дней, инфузионные наборы без катетера (канюли) меняются каждые два-три дня, резервуары - после использования 3 мл. инсулина, таким образом, на один месяц ребенку необходимы резервуары в количестве 8 штук и инфузионные наборы в количестве 16 штук (из расчёта 5 канюль «Accu-Chek FlexLink Plus» («Акку-Чек Флеке Линк Плюс») с длиной иглы 8 мм. с катетером, с длиной катетера 60 см.; 11 канюль «Accu-Chek FlexLink Plus» («Акку-Чек Флеке Линк Плюс») с длиной иглы 8 мм. без катетера).

Мальчиком используется суточный мониторинг глюкозы «FreeStyle Libre» (Фристайл Либре). Расходные материалы к суточному мониторингу «FreeStyle Libre» (Фристайл Либре) - сенсор (датчик), который меняется один раз в четырнадцать дней. А, соответственно, на один месяц ребёнку необходимо два сенсора «FreeStyle Libre» (Фристайл Либре).

Учитывая необходимость постоянного мониторинга уровня глюкозы в крови, а также необходимости постоянных инъекций инсулина несовершеннолетнему с помощью помпы, его родителями самостоятельно приобретались необходимые изделия медицинского назначения. За период с 10.09.2016г. по 15.07.2019г. Збарацким И.И. были приобретены изделия медицинского назначения на общую сумму 297 050,82 руб.

Невыдача ответчиками изделий медицинского назначения и рецептов на них лишает права несовершеннолетнего ребёнка на своевременное и бесплатное их получение, а также наносит вред его здоровью, так как заболевание сахарный диабет 1 типа требует постоянного измерения уровня глюкозы крови, использования суточного мониторинга, корректировки инъекций инсулина. Следует обратить внимание, что со стороны ответчиков происходит явное нарушение закона, а значит, в действиях ответчиков содержится вина. Бездействие ответчиков носит длительный характер. У родителей отсутствует финансовая возможность обеспечить ребёнка полностью всеми необходимыми медицинскими изделиями одновременно, поскольку покупка расходных изделий для помпы, тест-полосок и круглосуточного мониторинга обходится около 25 000 рублей в месяц.

Просит суд обязать ОГБУЗ «Иркутская городская поликлиника № 5» обеспечить своевременное оформление рецептов несовершеннолетнему Збарацкому И. И. на тест-полоски для определения уровня глюкозы крови «Accu-Chek Performa» («Акку-Чек Перформа») из расчёта 210 штук в месяц; ланцеты «Accu-Chek Fastclix» («Акку-Чек Фастликс») из расчёта 210 штук в месяц; резервуары «Accu-Chek Spirit» («Аку-Чек Спирит») из расчёта 8 штук в месяц; инфузионные наборы для инсулиновой помпы «Accu-Chek Spirit Combo» («Акку-Чек Спирит Комбо») в количестве 16 штук в месяц (из расчёта 5 канюль «Accu-Chek FlexLink Plus» («Акку-Чек Флекс Линк Плюс») с длиной иглы 8 мм. с катетером, с длиной катетера 60 см.; 11 канюль «Accu-Chek FlexLink Plus» («Акку-Чек Флекс Линк Плюс») с длиной иглы 8 мм. без катетера; сенсоры (датчики) для суточного мониторирования гликемии «FreeStyle Libre» (Фристайл Либре) из расчёта 2 сенсора (датчика) в месяц;

обязать министерство здравоохранения Иркутской области обеспечить несовершеннолетнего Збарацкого И. И. тест-полосками для определения уровня глюкозы крови «Accu-Chek Performa» («Акку-Чек Перформа») из расчёта 210 штук в месяц; ланцетами «Accu-Chek Fastclix» («Акку-Чек Фастликс») из расчёта 210 штук в месяц; резервуарами «Accu-Chek Spirit» («Аку-Чек Спирит») из расчёта восемь штук в месяц; инфузионными наборами для инсулиновой помпы «Accu-Chek Spirit Combo» («Акку-Чек Спирит Комбо») в количестве 16 штук в месяц (из расчёта 5 канюль «Accu-Chek FlexLink Plus» («Акку-Чек Флекс Линк Плюс») с длиной иглы 8 мм. с катетером, с длиной катетера 60 см.; 11 канюль «Accu-Chek FlexLink Plus» («Акку-Чек Флекс Линк Плюс») с длиной иглы 8 мм. без катетера; сенсорами (датчиками) для суточного мониторирования гликемии «FreeStyle Libre» (Фристайл Либре) из расчёта два сенсора (датчика) в месяц; взыскать с министерства    здравоохранения    Иркутской    области в пользу Збарацкого И. И. убытки за период с 10.09.2016 по 15.07.2019 в размере 297 050,82 руб.;

взыскать с министерства здравоохранения    Иркутской области в пользу несовершеннолетнего Збарацкого И. И. компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., в пользу Збарацкого И. И. компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.;

взыскать с ОГБУЗ «Иркутская городская детская поликлиника № 5» в пользу несовершеннолетнего Збарацкого И. И. компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.; в пользу Збарацкого И. И. компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

В судебном заседании истец Збарацкий И.И., представитель истца Чернова О.С. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении.

В судебное заседание представитель ответчика - министерства здравоохранения Иркутской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному в материалы дела заявлению просил рассматривать дело в отсутствие его представителя.

В судебном заседании представитель ответчика ОГБУЗ «Иркутская городская детская поликлиника № 5» - главный врач Орешкина Н.Н., действующая на основании прав по должности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам настоящего гражданского дела.

Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, изучив письменные материалы дела, оценив все исследованные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21.11. 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации".

На основании пункта 9 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.

Согласно пункту 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В силу статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

В соответствии со статьей 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Согласно пункту 2.3 Порядка при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждения врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Из анализа статьи 6.6 указанного Федерального закона следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках взаимодействия по предоставлению гражданам социальных услуг могут заключать соглашения о включении граждан, в том числе и не относящихся к категориям, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, но проживающих на территории соответствующего субъекта, в число получателей набора социальных услуг, а также об оказании за счет средств собственного бюджета дополнительных социальных услуг лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09 ноября 2012 года N 750н декабря 2007 г. N 748 утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом диабете, которым предусмотрено обеспечение 1460 тест-полосками для исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 г. N 1403, предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что инвалид, проживающий на территории Иркутской области и страдающий инсулинзависимым сахарным диабетом, в случае нуждаемости имеет право на бесплатное получение тест-полосок; количество медицинских изделий, необходимых инвалиду, определяет лечащий врач; получение медицинских изделий инвалидам осуществляется на основании выписанных рецептов.

Судом установлено, что Збарацкий И. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении II-СТ от ДД.ММ.ГГГГ.), является ребенком-инвалидом с 01.08.2018г., инвалидность установлена на срок до 31.03.2022г. (справка МСЭ-2017 от ДД.ММ.ГГГГ.).

Согласно справке ГУ - УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска от 19.07.2016г. Збарацкий И.И. получал ежемесячную денежную выплату с 01.07.2016г. по 31.07.2017г. по категории дети-инвалиды. Имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимым лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Обращаясь с иском в суд, истец Збарацкий И.И. указывает на то, что с момента постановки ребенка на учет, он не обеспечивается необходимыми медицинскими изделиями, учреждением здравоохранения не выписываются рецепты на бесплатное приобретение всех необходимых медицинских изделий.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Статьей 6.2 названного Федерального закона № 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.11.2013г. № 317-ФЗ) предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Часть 2 статьи 6.2 Федерального закона №178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.11.2013г. № 317-ФЗ) устанавливает, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.01.2007г. № 1 утвержден Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, которым были предусмотрены изделия медицинского назначения: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения, содержания глюкозы в крови, шприц-ручка.

Федеральным законом № 317-ФЗ от 25.11.2013г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ч.2 ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» были внесены изменения, согласно которых Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014г. № 2762-р (действующим с 01.01.2015г. по 22.10.2016г.) был утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, которым были предусмотрены изделия медицинского назначения: игла-скарификатор автоматическая, система мониторинга глюкозы в крови для домашнего использования (использования) у постели больного в целях диагностики in vitro, автоинъектор инсулина стандартный, со сменным картриджем.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2016г. № 2229-р (действующим с 22.10.2016г. по 30.12.2018г.) был утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, которым были предусмотрены изделия медицинского назначения: автоинъектор инсулина стандартный, со сменным картриджем, наконечник для ручки-скарификатора, игла-скарификатор автоматическая, глюкоза в целях диагностики in vitro, реагент, система мониторинга глюкозы в крови для домашнего использования (использования) у постели больного в целях диагностики in vitro.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018г. № 3053-р (действующим на момент обращения истца с иском в суд), утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. Названным Перечнем, действующим на момент рассмотрения дела, предусмотрены: иглы инсулиновые (игла для автоинъекций), тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови (глюкоза ИВД, реагент), шприц-ручка (автоинъектор, используемый со сменным картриджем, механический), инфузионные наборы к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы) (Приложение № 2).

Согласно статье 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Постановлением Правительства Иркутской области от 28.12.2017г. № 882-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Согласно Разделу 5 указанной программы медицинская помощь на территории Иркутской области оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования (в соответствии с разделом 4 Программы).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что обеспечение инвалидов необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия осуществляется бесплатно в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 5 ст. 37 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Аналогичные положения содержались в пункте 2 примечания стандартов первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете, утвержденных приказом Минздрава России от 09.11.2012 N 750н.

Между тем, сведений о принятии данного решения либо об отказе в его принятии материалы дела не содержат.

Согласно амбулаторной карте состоящего на диспансерном учете в ОГБУЗ «Иркутская городская детская поликлиника № 5» Збарацкого И., ДД.ММ.ГГГГг. рождения, он является ребенком-инвалидом в связи с наличием у него заболевания сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый) (Код МКБ Х Е 10.9). В 2015г. ребенку имплантирована помпа инфузионная инсулиновая.

Из выписки из истории болезни № 1641, выданной ГБУЗ Иркутская государственная областная детская клиническая больница, следует, что Збарацкий И. находился на обследовании и лечении с 14.03.2018г. по 23.03.2018г. в эндокринологическом ИГОДКБ. Клинический диагноз: <данные изъяты>

<данные изъяты>

Из персонифицированного реестра рецептов на лекарственные средства, полученного из программного комплекса министерства здравоохранения Иркутской области «Оазис», усматривается, что ОГБУЗ «Иркутская городская поликлиника № 5» в установленном порядке в течение 2016-2019г.г. выписываются Збарацкому И. рецепты на бесплатное получение инсулина.

Вместе с тем, медицинскими изделиями Збарацкий И. в установленном порядке не обеспечен.

Из представленных суду медицинских документов и показаний допрошенной в качестве свидетеля Мироновой А.В., детского эндокринолога ОГБУЗ «Иркутская городская поликлиника № 5» следует, что Збарацкому И. рекомендован контроль уровня гликемии ежедневно не менее 4 раза в день.

Таким образом, с учётом представленных по делу доказательств, требований закона, суд приходит к выводу о том, что Збарацкий И. И., являющийся ребенком-инвалидом, имеет право на обеспечение бесплатными медицинскими изделиями.

Истцом заявлены требования об обеспечении Збарацкого И. медицинскими изделиями: тест-полоски для определения уровня глюкозы крови «Accu-Chek Performa» («Акку-Чек Перформа») из расчёта 210 штук в месяц; ланцеты «Accu-Chek Fastclix» («Акку-Чек Фастликс») из расчёта 210 штук в месяц; резервуары «Accu-Chek Spirit» («Аку-Чек Спирит») из расчёта 8 штук в месяц; инфузионные наборы для инсулиновой помпы «Accu-Chek Spirit Combo» («Акку-Чек Спирит Комбо») в количестве 16 штук в месяц (из расчёта 5 канюль «Accu-Chek FlexLink Plus» («Акку-Чек Флекс Линк Плюс») с длиной иглы 8 мм. с катетером, с длиной катетера 60 см.; 11 канюль «Accu-Chek FlexLink Plus» («Акку-Чек Флекс Линк Плюс») с длиной иглы 8 мм. без катетера; сенсоры (датчики) для суточного мониторирования гликемии «FreeStyle Libre» (Фристайл Либре) из расчёта 2 сенсора (датчика) в месяц.

Согласно рекомендациям лечащего врача-эндокринолога Збарацкому И. рекомендован контроль уровня гликемии постоянно, ежедневно 4 раза в сутки, что подтверждается представленными по делу доказательствами.

Представитель ответчика Холмогорова Л.В. в судебном заседании 17.05.2019г., занимающая должность заведующей эндокринологическим отделением ГБУЗ Иркутская государственная областная детская клиническая больница, а также являющаяся главным внештатным детским специалистом эндокринологом министерства здравоохранения Иркутской области, пояснила суду, что детям с сахарным диабетом 1 типа необходимо производить замер уровня гликемии перед каждым приемом пищи (завтрак, обед, ужин и перед сном), т.е. четыре раза в сутки, перед перекусами замер не требуется. При этом детям с таким заболеванием необходимо обязательное соблюдение диеты, режима питания, ведения пищевого дневника, подсчет ХЕ. Сам факт того, что пациент производит замер уровня сахара в крови более четырех раз, не означает, что это правильно. Поскольку каждому пациенту устанавливается инсулинотерапия, в случае каких-либо сбоев (повышение либо понижение сахара в крови) требуется коррекция лечения. При этом стандарты лечения больных с инсулинозависимым сахарным диабетом разрабатываются на основании клинических рекомендации при ведении таких больных, а также практической работы. Установка помпы Збарацкому И. сама по себе предопределяет уменьшение лабильности сахарного диабета, потому что инсулин вводится согласно потребности ребенка. Это подтверждается также тем, что в дальнейшем мальчик поступал в стационар только на профилактическое обследование. Лечение ребенка заключается не только в постановке инсулиновой помпы, но и в соблюдении режима дня ребенка, соблюдение диеты, подсчете хлебных единиц и регулярная коррекция помпы. С жалобами на ухудшение состояния здоровья сына Збарацкие не обращались. Благодаря успешному лечению мальчик ходит в школу, занимается музыкой, спортом, растет и развивается.

Допрошенная в ходе судебного разбирательства свидетель <данные изъяты>, врач-детский эндокринолог ОГБУЗ «Иркутская городская поликлиника », суду пояснила, что Збарацкий И. стоит в поликлинике на учете с 2012 года с диагнозом сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый) (Код МКБ Х Е 10.9). В августе 2015г. ребенку имплантирована помпа инфузионная инсулиновая без встроенного гликометра. Она является лечащим врачом мальчика. С учетом состояния здоровья ребенка, наличия положительной динамики она считает, что <данные изъяты> следует производить замер уровня гликемии перед каждым приемом пищи (завтрак, обед, ужин и перед сном), т.е. четыре раза в сутки, перед перекусами замер не требуется, требуется количество резервуаров «Аку-Чек Спирит» 1 штука в 3-5 дней, инфузионных наборов для помпы 1 набор в 2-3дня. В случае необходимости ребенку будет откорректировано применение лекарственных препаратов.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р утвержден перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, а именно:

Иглы инсулиновые;

Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови;

Шприц-ручка;

Инфузионные наборы к инсулиновой помпе;

Резервуары к инсулиновой помпе.

В своем отзыве и в судебном заседании представитель ответчика министерства здравоохранения Иркутской области Брызгалова Ю.В. ссылалась на письмо Министерства здравоохранения РФ от 28.03.2019 № 25-3/И/1-2666, содержащее рекомендации по организации обеспечения граждан, больных сахарным диабетом, из которого следует, что при выписке рецептов на расходные материалы к инсулиновой помпе необходимо учитывать сведения технической и эксплуатационной документации производителя инсулиновой помпы, а также усредненную ежегодную потребность в расходных материалах к инсулиновой помпе на 1 пациента, которая составляет:

Инфузионные наборы к инсулиновой помпе – 120-180 штук (из расчета 1 инфузионный набор к инсулиновой помпе на 2-3 дня), то есть в среднем 150 штук;

Резервуары к инсулиновой помпе – 60-120 штук (из расчета 1 резервуар к инсулиновой помпе на 3-6 дней), то есть в среднем 90 штук.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Збарацкий И.И. должен быть обеспечен тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови из расчёта 4 штуки в день, соответственно 120 штук в месяц, резервуарами к инсулиновой помпе «Акку-Чек Спирит» из расчета восемь штук в месяц; инфузионными наборами к инсулиновой помпе «Акку-Чек-Флекс Линк Плюс» из расчета 12 штук в месяц.

Ссылку стороны истца на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2012 г. № 908н, которым был утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «детская эндокринология», суд считает несостоятельной и не подлежащей применению в данном споре. Поскольку указанный порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи детям по профилю "детская эндокринология" в медицинских организациях и в целом определяет объем обеспечения и оснащения поликлиник и эндокринологических отделений стационаров, в том числе медицинскими изделиями.

Рассматривая требования истца об обязании обеспечить Збарацкого И.И. ланцетами и сенсорами (датчиками) для суточного мониторирования гликемии, суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку указанные виды медицинских изделий не предусмотрены стандартами медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом.

Ссылку стороны истца на п. 51 Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2017г. № 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», суд также считает несостоятельной, основанной на неверном толковании.

Поскольку в силу раздела II «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» в рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями. Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим, в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, согласно приложению.

Согласно Разделу I п. 51 Перечня (Приложение к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов) наименование вида ВМП: терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений (нефропатии, нейропатии, диабетической стопы, ишемических поражений сердца и головного мозга), включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии; Коды по международной классификации болезней МКБ Х Е10.2, E10.4, E10.5, E10.7 и т.д.; модель пациента: сахарный диабет с нестандартным течением, синдромальные, моногенные формы сахарного диабета; вид лечения: терапевтическое лечение; метод лечения: комплексное лечение, включая персонализированную терапию сахарного диабета на основе молекулярно-генетических, иммунологических, гормональных и биохимических методов диагностики.

Из представленных медицинских документов Збарацкого И.И. следует, что ему установлен диагноз согласно международной классификации болезней <данные изъяты>.

В связи с чем, указанное комплексное лечение на Збарацкого И. с диагнозом <данные изъяты> не распространяется.

Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1181н (далее - Порядок). Согласно п. 2 Порядка назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется: лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке.

В соответствии с п. 3 Порядка сведения о назначенном и выписанном медицинском изделии (наименование, количество единиц, ориентировочная длительность курса, обоснование назначения) указываются в медицинской карте пациента.

Согласно законодательству (ч. 15 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») только лечащий врач уполномочен на определение необходимости назначения медицинских изделий пациенту, а также их количества. С учетом изложенного исполнительный орган может обеспечивать пациентов только в рамках выписанных рецептов лечащим врачом исходя из медицинских показаний.

Кроме того, судом учитывается, что социальное обеспечение отдельных категорий граждан гарантируется государством в рамках принятых законов и нормативно-правовых актов. В связи с чем, сам факт самостоятельного использования какого-либо медицинского изделия, не входящего в Перечень либо Стандарт медицинской помощи, не может повлечь обязательное обеспечение гражданина данными видами изделий со стороны государственных органов.

Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Збарацкого И.И., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Збарацкого И.И., и полагает необходимым возложить на министерство здравоохранения Иркутской области обязанность по обеспечению несовершеннолетнего Збарацкого И. И. тест-полосками для определения уровня глюкозы крови «Акку-Чек Перформа» из расчета 120 штук в месяц; резервуарами к инсулиновой помпе «Акку-Чек Спирит» из расчета во восемь штук в месяц; инфузионными наборами к инсулиновой помпе «Акку-Чек-Флекс Линк Плюс» из расчета 12 штук в месяц.

При установленных по делу обстоятельств суд полагает необходимым возложить обязанность на ОГБУЗ «Иркутская городская детская поликлиника № 5» по своевременному оформлению рецептов несовершеннолетнему Збарацкого И. И. на тест-полоски для определения уровня глюкозы крови «Акку-Чек Перформа» из расчета 120 штук в месяц; резервуары к инсулиновой помпе «Акку-Чек Спирит» из расчета во восемь штук в месяц; инфузионные наборы к инсулиновой помпе «Акку-Чек-Флекс Линк Плюс» из расчета 12 штук в месяц.

При этом исходит из следующего, согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Принимая во внимание, что на министерство здравоохранения Иркутской области возложена обязанность по обеспечению Збарацкого И.И. медицинскими изделиями, которые выдаются по рецепту лечащего врача, в связи с чем, у ОГБУЗ «Иркутская городская детская поликлиника № 5» возникла обязанность по своевременной выписке рецептов.

Рассматривая требования Збарацкого И.И. о взыскании убытков в размере 297050,82 руб. на приобретение медицинских изделий за период с 10.09.2016 по 15.07.2019, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 г. N 2229-р (утратившим силу с 31.12.2018 в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р, утвердившим новые перечни) предусматривался следующий Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг:

Автоинъектор инсулина стандартный, со сменным картриджем;

Наконечник для ручки-скарификатора;

Игла-скарификатор автоматическая;

Глюкоза в целях диагностики in vitro, реагент;

Система мониторинга глюкозы в крови для домашнего использования (использования у постели больного) в целях диагностики in vitro.

Данное распоряжение Правительства было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26.10.2016.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. N 1587-р (утратившим силу с 31.12.2018 в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р, утвердившим новые перечни) также предусматривался Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг:

Автоинъектор инсулина стандартный, со сменным картриджем;

Наконечник для ручки-скарификатора;

Игла-скарификатор автоматическая;

Глюкоза в целях диагностики in vitro, реагент;

Система мониторинга глюкозы в крови для домашнего использования (использования у постели больного) в целях диагностики in vitro.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в связи с необеспечением несовершеннолетнего Збарацкого И. необходимыми медицинскими изделиями, его отец Збарацкий И.И. в период с 10.09.2016г. по 15.07.2019г. самостоятельно приобретал различные медицинские изделия, о чем суду представлены соответствующие кассовые чеки, заказы покупателя, накладные.

Однако суд, разрешая требования истца о возмещении убытков, принимает во внимание товарные накладные и кассовые чеки на приобретение истцом только тест-полосок в целях диагностики уровня сахара в крови, начиная с 26.10.2016г. (со дня официального опубликования распоряжения Правительства РФ от 22.10.2016г. N 2229-р): заказ покупателя № 603 и кассовый чек от 15.04.2019 на приобретение тест-полосок «Акку-Чек Перформа» № 100 на сумму 4950,00; товарная накладная № 780 от 27.06.2019 на тест-полоски «Акку-Чек Перформа» № 100 на сумму 1650,00; кассовый чек от 23.06.2019 на тес-полоски «Акку-Чек Перформа» № 100 на сумму 1559,66; кассовый чек от 08.06.2019 на тест-полоски «Акку-Чек Перформа» № 100 на сумму 1668,00; заказ покупателя № 239 от 12.02.2019 на тест-полоски «Акку-Чек Перформа» № 100 на сумму 1650,00; заказ покупателя № 319 от 15.03.2018 на тест-полоски «Кетоглюк-1» № 50 на сумму 160,00 руб.; заказ покупателя № 328 от 25.04.2017 на тест-полоски «Акку-Чек Перформа» № 100 на сумму 4800,00; заказ покупателя № 150 от 20.02.2017 на тест-полоски «Акку-Чек Перформа» № 100 на сумму 6400,00; заказ покупателя № 690 от 17.11.2016 на тест-полоски «Акку-Чек Перформа» № 100 на сумму 6950,00; заказ покупателя № 591 от 23.05.2018 на тес-полоски на сумму 2800 руб.; кассовые чеки на тест-полоски «Акку-Чек Перформа» № 100 от 13.02.2019 на сумму 3050,00; от 10.11.2016 на сумму 1175,00; от 01.11.2017 на сумму 4492,80; от 14.12.2017 на сумму 5996,00; от 03.05.2018 на сумму 3209,80 и 1604,90; от 09.01.2018 на сумму 5976,00; от 01.08.2018 на сумму 4653,00; от 17.03.2018 на сумму 6052,00; от 14.02.2019 на сумму 1525,00.

Таким образом, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований Збарацкого И.И. и считает возможным взыскать с министерства здравоохранения Иркутской области убытки в размере 70 322,16 руб.

В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Положения ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную <данные изъяты>, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство.

Положения ч. 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Право на обеспечение медицинскими изделиями имеет имущественный характер, что следует из ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, а также Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», положения которого не предусматривают компенсацию морального вреда как вид ответственности за нарушение прав инвалида.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчиков компенсации морального вреда у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░-░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ 120 ░░░░ ░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░-░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░-░░░-░░░░░ ░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 5» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░-░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ 120 ░░░░ ░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░-░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░-░░░-░░░░░ ░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 105 522,96 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░              ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 30.07.2019░.

░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░░░

2-1863/2019 ~ М-1378/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Информация скрыта
Збарацкий Игорь Иванович, в интересах несовершеннолетнего Збарацкого И.И.
Ответчики
Иркутская городская детская поликлиника № 5 ОГБУЗ
Министерство здравоохранения Иркутской области
Другие
Неверов Алексей Станиславович
Чернова Ольга Сергеевна
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Прибыткова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
01.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2019Передача материалов судье
02.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2019Судебное заседание
17.05.2019Судебное заседание
15.07.2019Судебное заседание
24.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.04.2020Судебное заседание
23.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее