Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 06 марта 2014 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Хамиевой З.А.,
с участием истца - представителя Управления Россельхознадзора по Пермскому краю ФИО3,
ответчика - представителя администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО4,
соответчика - представителя администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края о восстановлении нарушенного состояния земель сельскохозяйственного назначения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (далее по тексту- Управление Россельхознадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с исковым заявлением к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края о восстановлении нарушенного состояния земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование требований указало, что при проведении контрольно-надзорных мероприятий установлено, что на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес> с географическими координатами 56°30.769" с.ш., 056°04.774" в.д. на площади 2,04 га; у <адрес> с географическими координатами 56°40.525" с.ш., 056°56.120" в.д. на площади 0.75 га; у <адрес> с географическими координатами 56°36.660" с.ш., 056°51.271" в.д. на площади 0.25 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°37.808" с.ш., 056°51.066" в.д. на площади 1,39 га допущено несанкционированное размещение отходов потребления и бытового мусора (твердые коммунальные отходы из жилищ в виде досок, соломы, бревен, чурок, пластиковых бутылок и прочего бытового мусора). Общая площадь нарушения - 4,43 га. На день проведения плановой проверки (29.05.2012) на вышеуказанных земельных участках отсутствовала деятельность, связанная с сельскохозяйственным производством.
Скопление отходов на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах землепользования <данные изъяты> сельского поселения осуществлено жителями близлежащих населенных пунктов - <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес>.
Подъезд к участкам несанкционированного размещения отходов открыт, заграждения по периметру, информационные знаки, запрещающие вывоз мусора, трафареты отсутствуют. Администрацией поселения на день плановой проверки не представлены правоустанавливающие документы, разрешающие отвод и использование земельных участков под размещение отходов производства и потребления.
По результатам проведенной плановой проверки 13 июня 2012 года юридическое лицо - администрация <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района и должностное лицо - глава администрации <данные изъяты> сельского поселения признаны виновными в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей и в размере 2500 (Две тысячи пятьсот) рублей, соответственно. Штраф оплачен в полном объеме.
В ходе проведения внеплановой проверки 29 мая 2013 года по исполнению выданного 29.05.2012 года предписания об устранении нарушений земельного законодательства и при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении администрации <данные изъяты> сельского поселения мировым судьей судебного участка № Октябрьского муниципального района установлено, что администрацией поселения не исполнено предписание должностного лица Управления от 29.05.2012 № 01-12/86.
В результате допущено и не устранено несанкционированное размещение отходов потребления и бытового мусора на землях сельскохозяйственного назначения, что повлекло за собой незаконное перекрытие поверхности плодородного слоя почвы.
За неисполнение законного предписания должностного лица Управления администрация <данные изъяты> сельского поселения постановлением мирового судьи судебного участка № Октябрьского муниципального района Пермского края от 27.06.2013, дело № 5-294-2013, привлечена к ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Таким образом, несанкционированное размещение отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения представляет собой самовольное (незаконное) перекрытие поверхности почвы, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и является нарушением требований земельного законодательства, которое наносит вред (ущерб) земле как природному объекту.
С учетом изложенного считают, что в результате совершенного ответчиком правонарушения земельным участкам сельскохозяйственного назначения общей площадью 4,43 га, расположенным по адресам: <адрес> с географическими координатами 56°30.769" с.ш., 056°04.774" в.д. на площади 2,04 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°40.525" с.ш., 056°56.120" в.д. на площади 0.75 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°36.660" с.ш., 056°51.271" в.д. на площади 0.25 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°37.808" с.ш., 056°51.066" в.д. на площади 1,39 га был причинён значительный ущерб, выразившийся в несанкционированном размещении отходов потребления и бытового мусора на землях сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, ущерб, причиненный земельным участкам сельскохозяйственного назначения, находящимся в границах <данные изъяты> сельского поселения, составляет 35440000 (тридцать пять миллионов четыреста сорок тысяч) рублей.
Почвенный покров нарушен в результате перекрытия поверхности плодородного слоя почвы, т.е. земля сельскохозяйственного назначения приведена в состояние, непригодное для последующего использования по её целевому назначению.
Управлением Россельхознадзора юридическому лицу - администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края - предъявлена претензия от 20.05.2013 № СЭД-10-08-101 о возмещении ущерба, причиненного земельным участкам, либо о восстановлении нарушенного состояния земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 4,43 га за счет собственных средств юридического лица в соответствии с проектом восстановительных работ. Данная претензия получена ответчиком 28 мая 2013 г., но на сегодняшний момент оставлена без ответа.
Просит обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края подготовить за счет собственных средств в срок до «01» декабря 2013 года в соответствии с приказом Минприроды № 525 и Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении, рациональном использовании плодородного слоя почвы» проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 4,43 га, расположенных в границах сельского поселения, по адресу: <адрес> с географическими координатами 56°30.769" с.ш., 056°04.774" в.д. на площади 2,04 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°40.525" с.ш., 056°56.120" в.д. на площади 0.75 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°36.660" с.ш., 056°51.271" в.д. на площади 0.25 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°37.808" с.ш., 056°51.066" в.д. на площади 1,39 га; в срок до 01 мая 2014 года провести работы по восстановлению вышеуказанных нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на площади 4,43 га за счет собственных средств на основании разработанного ответчиком и утвержденного в соответствии с установленными законом требованиями проекта восстановительных работ и сдать земельный участок по акту приёма-передачи их собственнику.
Определением Октябрьского районного суда Пермского края от 04 февраля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация <данные изъяты> муниципального района Пермского края и принято заявление Управления Россельхознадзора по Пермскому краю об уточнении исковых требований, в котором Управление Россельхознадзора Пермского края просит обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края подготовить за счет собственных средств в срок до 01 мая 2014 года в соответствии с приказом Минприроды РФ № 525 и Роскомзема № 67 от 22.12. 1995 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 4,43 га, расположенных в границах <данные изъяты> сельского поселения, по адресу: <адрес> с географическими координатами 56°30.769" с.ш., 056°04.774" в.д. на площади 2,04 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°40.525" с.ш., 056°56.120" в.д. на площади 0.75 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°36.660" с.ш., 056°51.271" в.д. на площади 0.25 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°37.808" с.ш., 056°51.066" в.д. на площади 1,39 га; в срок до 01 августа 2014 года обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов с земельных участков сельскохозяйственного назначения расположенных в границах <данные изъяты> сельского поселения, по адресу: <адрес> у <адрес> с географическими координатами 56°30.769" с.ш., 056°04.774" в.д. на площади 2,04 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°40.525" с.ш., 056°56.120" в.д. на площади 0.75 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°36.660" с.ш., 056°51.271" в.д. на площади 0.25 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°37.808" с.ш., 056°51.066" в.д. на площади 1,39 га; в срок до 01 октября 2014 года администрации <данные изъяты> сельского поселения провести работы по восстановлению вышеуказанных нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на площади 4,43 га за счет собственных средств на основании разработанного ответчиком и утвержденного в соответствии с установленными законом требованиями проекта восстановительных работ и сдать земельный участок по акту приёма-передачи их собственнику, с предоставлением указанных документов заявителю. Взыскать с администрации <данные изъяты> сельского поселения и администрации Октябрьского муниципального района в доход федерального бюджета госпошлину.
В судебном заседании истец представитель Управления Россельхознадзора по Пермскому краю ФИО3 на требованиях настаивала, по существу изложила доводы, содержащиеся в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
Ответчик - представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, указав, что свалки у села <адрес>, деревни <адрес>, деревни <адрес> существовала на законных основаниях, то есть на основании постановлений администрации о размещении свалок на земельных участках, выделенных под них. На свалку, расположенную около д.<адрес> документов нет. Свалки расположены в черте администрации <данные изъяты> сельского поселения. Согласен подготовить проект восстановительных работ нарушенных земель сельхозназначения, а также провести работы по восстановлению нарушенных указанных земель после того как администрация <данные изъяты> муниципального района организует утилизацию и переработку бытовых отходов с указанных участков.
Соответчик - представитель администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края ФИО5 в судебном заседании с требованиями истца не согласился и пояснил, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения согласно
ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится
организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Тот факт, что данная свалка включена в региональный кадастр отходов производства и потребления Пермского края не является фактом, подтверждающим ее санкционированность. Считает, что органы местного самоуправления <данные изъяты> сельского поселения не исполнили должным образом свою обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. У <данные изъяты> сельского поселения отсутствуют правоустанавливающие документы, разрешающие на отвод и использование земельных участков под размещение отходов производства и потребления, отсутствует положительное заключение экологической экспертизы и лицензия на размещение отходов, в результате чего свалка не зарегистрирована должным образом и не является санкционированной. Для утилизации (захоронения) отходов должны использоваться специальные хранилища (полигоны), особым образом подготовленные, где мусор уплотняется и засыпается землей для гниения. В целях организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края был построен и введен в эксплуатацию в 2012 году полигон ТБО, расположенный по адресу: <адрес>, получена лицензия на осуществление деятельности по сбору и размещению отходов 1-4 классов опасности, осуществлена регистрация и внесение в государственный реестр объектов размещения отходов. Собственником полигона ТБО является Октябрьский муниципальный район. Свидетельство о государственной регистрации права от 03.03.2011 серия <адрес> выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.03.2011 сделана запись регистрации №. Основанием регистрации является разрешение на ввод в эксплуатацию от 14.02.2011 №, выданное администрацией <данные изъяты> городского поселения. Прием твердых бытовых отходов осуществляется с 2012 года. Также в целях исполнения органами местного самоуправления Октябрьского муниципального района полномочий по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов разработано Положение об организации утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов на территории Октябрьского муниципального района, утвержденное решением Земского Собрания Октябрьского муниципального района от 28.06.2007 № 122. Согласно ст. 33 Устава Октябрьского муниципального района Земское Собрание по вопросам, отнесенным к его компетенции принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Октябрьского муниципального района. Данное положение обязательно для физических и юридических лиц всех организационно-правовых форм и распространяется на всю территорию Октябрьского района. Согласно, вышеназванного Положения утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов производится на полигоне ТБО. Вывоз мусора и бытовых отходов от поселения на полигон ТБО осуществляет специализированное предприятие. Мусор вывозится с контейнерных площадок и методом кольцевой вывозки специальным автотранспортом в определенное время, установленное нормативно-правовыми актами городских и сельских поселений. Также решением Земского Собрания 26.08.2010 №819 разработаны Правила обращения с отходами производства и потребления на территории Октябрьского муниципального района, утвержденные решением Земского Собрания Октябрьского муниципального района. В правилах также определено, что вывоз бытовых отходов и крупногабаритных отходов производится на полигон ТБО. Поскольку в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организацию деятельности в области обращения с отходами на территории поселения осуществляют органы местного самоуправления поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитывая, что свалка ТБО в данном случае образовалась в результате не исполнения должным образом органами местного самоуправления поселения полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на полигон ТБО предназначенный для утилизации этих отходов, так же в целях осуществления рекультивации земель сельскохозяйственного назначения, у органов местного самоуправления <данные изъяты> сельского поселения возникает обязанность по осуществлению вывоза твердых бытовых отходов с территории поселения на действующий полигон ТБО с целью утилизации. Кроме того, Октябрьский муниципальный район Пермского края является дотационным, по состоянию на 01 января 2014 года доля межбюджетных трансфертов в бюджете Октябрьского муниципального района из других бюджетов бюджетной системы РФ составляет 88%. Просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
На основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23 мая 2012 года № «Об актуализации методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14 ноября 2011 года № под санкционированной свалкой понимаются разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Из представленных документов следует, что на основании постановления администрации <данные изъяты> сельсовета Октябрьского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок под складирование бытовых и производственных отходов д.<адрес> площадью 0,75 га.; д.<адрес> площадью 0,5 га.; на основании постановления администрации <данные изъяты> сельсовета Октябрьского района Пермской области № 20 от 24 мая 2001 года утверждены границы земельных участков для размещения компостирования твердых бытовых и производственных отходов в соответствии с санитарными нормами и требованиями, из земель администрации <данные изъяты> сельсовета: земельный участок площадью 31600 кв.м. <адрес>, карьер по старой <адрес> дороге; запрещено складирование токсичных отходов, ядохимикатов, мазут и нефть. На планах выкопировки земельных участков занятых для компостирования твердых бытовых и производственных отходов, указаны место расположения указанных свалок у <адрес>, у д.<адрес>, у д. <адрес>, с описанием границ земельного участка (л.д.50,51,52).
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю информация о зарегистрированных правах на земельные участки у <адрес> с географическими координатами 56°30.769" с.ш., 056°04.774" в.д. на площади 2,04 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°40.525" с.ш., 056°56.120" в.д. на площади 0.75 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°36.660" с.ш., 056°51.271" в.д. на площади 0.25 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°37.808" с.ш., 056°51.066" в.д. на площади 1,39 га отсутствуют (л.д.159,160,161,162).
Согласно сведений ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю сведений о земельном участке расположенном по адресу: <адрес> у д.<адрес> и у д. <адрес> в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (л.д.172,173).
Согласно кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером №, номер кадастрового квартала №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сенокошения, площадь участка 7500 кв.м. расположен <адрес> администрации (л.д.171).
В региональном кадастре отходов производства и потребления Пермского края, а именно в реестре объектов размещения отходов, на территории Октябрьского муниципального района значатся действующие свалки бытовых отходов: дата внесения в реестр - 01 января 2010 года, назначение - захоронение, объект расположен на специально выделенной территории на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; дата внесения в реестр - 01 января 2010 года, назначение - захоронение, объект расположен на специально выделенной территории на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ д. <адрес>; дата внесения в реестр - ДД.ММ.ГГГГ, назначение - захоронение, объект расположен на специально выделенной территории на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в д.<адрес> (л.д.123).
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что свалки для размещения ТБО расположенные возле <адрес>, д.<адрес>, д.<адрес> на землях сельскохозяйственного назначения, являлись санкционированными, то есть разрешенными органами исполнительной власти территорией для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85, то есть временными, подлежащими обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
В этой связи доводы Управления Россельхознадзора по Пермскому краю, а также представителя администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о несанкционированном характере свалки ТБО возле <адрес>, д.<адрес>, д.<адрес> судом признаются несостоятельными.
Кроме того, судом установлено, что свалка для размещения ТБО расположенная возле <адрес> в границах <данные изъяты> сельского поселения на землях сельскохозяйственного назначения, является несанкционированной, то есть размещена без соответствующих для этого документов.
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, следовательно, находится в распоряжении Октябрьского муниципального района.
В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации - земли сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации -земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, захламления, рекультивации земель.
Кроме того, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Решением Земского собрания Октябрьского муниципального района Пермского края от 28 июня 2007 года №122 утверждено Положение об организации утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории <данные изъяты> муниципального района Пермского края (л.д.191-194).
Указанным Положением предусмотрено, что оно разработано с целью организации деятельности в области обращения с отходами на территории <данные изъяты> района. Пунктом 3.1 предусмотрено, что утилизация (захоронение) ТБО производится на полигоне ТБО или санкционированных свалках, а п. 6.1,6.2 - закрытие полигона и свалки для приема ТБО принимается администрацией <данные изъяты> муниципального района в связи с организацией новых полигонов и свалок и невозможностью дальнейшей эксплуатации действующих; на закрываемых полигонах и свалках для размещения ТБО проводятся буртирование ТБО для перегнивания, техническая рекультивация освобождаемых участков.
Решением Земского Собрания Октябрьского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления на территории Октябрьского муниципального района Пермского края (л.д.196-203).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 03 марта 2011 года, на основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию от 14 февраля 2011 года № выданного администрацией <данные изъяты> городского поселения на праве собственности муниципальному образованию «Октябрьский муниципальный район» принадлежит полигон твердых бытовых отходов в <адрес>, назначение: полигон твердых бытовых отходов, общая площадь 58036 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.195).
Согласно перечня лицензированных объектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на захоронение отходов на специализированном объекте) по состоянию на 30 октября 2013 года под номером объекта в соответствии с ГРОРО 15208 числится полигон ТБО <адрес>, эксплуатирующая компания МУП «<данные изъяты>» (л.д.204-205).
Согласно пунктов 18 - 20 ч. 1 ст. 14 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены; организация благоустройства территории поселения, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно пунктам 14-15 ч.1 ст. 15 Закона, к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Таким образом, судом установлено, что в целях организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края был построен и введен в эксплуатацию с 01 августа 2012 года полигон ТБО куда в настоящее время производится сбор и вывоз мусора, однако решения о закрытии свалок ТБО в <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес>, д. <адрес> с связи с организацией полигона администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края не принималось.
Вместе с тем, выполнение администрацией <данные изъяты> муниципального района полномочий по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в объеме средств, предусмотренных бюджетом района, решение вопросов об организации санкционированного полигона ТБО на территории района, не освобождает администрацию <данные изъяты> муниципального района от исполнения обязанностей по текущей и своевременной переработке и утилизации бытовых отходов, находящихся свалках ТБО: <адрес>, д.<адрес>, д.<адрес>, д.<адрес> расположенных на территории <данные изъяты> сельского поселения, на землях, собственность на которые не разграничена и которые находятся в ведении муниципального района.
Наличие факта существования на указанном земельном участке свалок ТБО, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил, предъявляемым к объектам размещения отходов, создание этим непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, а также угрозы окружающей среде, подтверждает вину администрации муниципального района в форме бездействия по решению вопросов по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесенных к компетенции органов муниципального района в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Таким образом, указанные свалки ТБО и земельные участки, на которых они расположены, не могут являться собственностью <данные изъяты> сельского поселения.
В связи с чем суд, находит основания для возложения обязанности на администрацию <данные изъяты> муниципального района организовать проведение утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с земельных участков сельскохозяйственного назначения расположенных в границах <данные изъяты> сельского поселения, по адресу: <адрес> с географическими координатами 56°30.769" с.ш., 056°04.774" в.д. на площади 2,04 га; у д.<адрес> с географическими координатами 56°40.525" с.ш., 056°56.120" в.д. на площади 0, 75 га.
Возложение указанной обязанности на администрацию <данные изъяты> района Пермского края согласуется с полномочиями администрации, указанными в Федеральном законе №131-ФЗ, Положении об организации утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Октябрьского муниципального района Пермского края.
В требованиях истца Управления Россельхознадзора по Пермскому краю о возложении обязанности на администрацию <данные изъяты> муниципального района в срок до 01 августа 2014 года организовать проведение утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с земельного участка сельскохозяйственного назначения расположенного в границах <данные изъяты> сельского поселения, по адресу:у д. <адрес> с географическими координатами 56°36.660" с.ш., 056°51.271" в.д. на площади 0.25 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°37.808" с.ш., 056°51.066" в.д. на площади 1,39 га. следует отказать, поскольку решением Октябрьского районного суда Пермского края от 08 мая 2013 года на администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края возложена обязанность принять меры по организации утилизации ТБО на территории района в срок до 01 июня 2014 года в соответствии с действующим законодательством, в которые вошли свалки ТБО расположенные на земельных участках 150 м. западнее д.<адрес>-500 кв.м. (<адрес>.) и 350 м севернее д.<адрес>-7500 кв.м. (л.д.181-186).
Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 78 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда и может быть возмещен посредством -возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Порядок проведения работ по рекультивации земель определен в Постановлении Правительства Российской Федерации «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 23 февраля 1994 года № 140, в котором установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земельных участков.
Согласно Приказу Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 года "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Согласно ст. 6 Устава <данные изъяты> сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.187-189).
Судом установлено, что до настоящего времени администрацией <данные изъяты> сельского поседения Октябрьского муниципального района Пермского края осуществляется сбор и вывоз твердых бытовых отходов на свалки, расположенные за землях сельскохозяйственного назначения, в связи с чем причиняется вред окружающей природной среде и создается угроза жизни и здоровью человека, поэтому на администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края следует возложить обязанность подготовить за счет собственных средств проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах <данные изъяты> сельского поселения по адресу: <адрес> с географическими координатами 56°30.769" с.ш., 056°04.774" в.д. на площади 2,04 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°40.525" с.ш., 056°56.120" в.д. на площади 0.75 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°36.660" с.ш., 056°51.271" в.д. на площади 0.25 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°37.808" с.ш., 056°51.066" в.д. на площади 1,39 га. и провести работы по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на основании разработанного и утвержденного проекта восстановительных работ.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчику администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края и администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края для выполнения решения суда потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые согласования и иные мероприятия, а также необходимо учитывать климатические и сезонные особенности местности и что выполнение обязанности администрации <данные изъяты> сельского поселения по проведению работ по восстановлению нарушенных земель сельхозназначения зависит от выполнения администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края обязанности по утилизации свалок твердых бытовых отходов, поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений: администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края до 31 декабря 2016 года, администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в срок до 01 января 2015 года подготовить за счет собственных средств проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения и в течение одного года с момента утилизации администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края свалок твердых бытовых отходов провести работы по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на основании разработанного и утвержденного проекта восстановительных работ.
Истцом заявлены требования о взыскании с администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края и администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края госпошлины в доход федерального бюджета.
В силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ - от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
При таких обстоятельствах администрация Октябрьского муниципального района Пермского края и администрация <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края как органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины и не могут быть отнесены к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
Поэтому в удовлетворении требований Управления Россельхознадзора по Пермскому краю о взыскании с администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края и администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края в доход федерального бюджета госпошлины следует отказать.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края о восстановлении нарушенного состояния земель сельскохозяйственного назначения- удовлетворить частично.
Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района Пермского края в срок до 31 декабря 2016 года организовать проведение и финансовое обеспечение утилизации и переработки твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках сельскохозяйственного назначения расположенных в границах <данные изъяты> сельского поселения, по адресу: <адрес> с географическими координатами 56°30.769" с.ш., 056°04.774" в.д. на площади 2,04 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°40.525" с.ш., 056°56.120" в.д. на площади 0.75 га.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в срок до 01 января 2015 года подготовить за счет собственных средств проект восстановительных работ нарушенных земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения, по адресу: <адрес> у <адрес> с географическими координатами 56°30.769" с.ш., 056°04.774" в.д. на площади 2,04 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°40.525" с.ш., 056°56.120" в.д. на площади 0.75 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°36.660" с.ш., 056°51.271" в.д. на площади 0.25 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°37.808" с.ш., 056°51.066" в.д. на площади 1,39 га.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в течение одного года с момента утилизации и переработки администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес> у <адрес> с географическими координатами 56°30.769" с.ш., 056°04.774" в.д. на площади 2,04 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°40.525" с.ш., 056°56.120" в.д. на площади 0.75 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°36.660" с.ш., 056°51.271" в.д. на площади 0.25 га; у д. <адрес> с географическими координатами 56°37.808" с.ш., 056°51.066" в.д. на площади 1,39 га. провести работы по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на основании разработанного и утвержденного проекта восстановительных работ.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца, начиная с 11 марта 2014 года.
Председательствующий: подпись С.Ю. Савченко
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-36/2014