№2-7058/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2015 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Тимофеевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановой Е. И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Богданова Е.И. обратилась с иском по тем основаниям, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, истице было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. С отказом ответчика истица не согласна, просит обязать его учесть в стаж медицинской деятельности нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; донорские дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Маркина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в решении ответчика об отказе в установлении пенсии.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы отказного пенсионного дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии истице отказано по причине недостаточной продолжительности лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимой для установления досрочной страховой пенсии. Ответчиком установлено, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истицы составляет <данные изъяты>, что меньше требуемого стажа 30 лет.
При этом, ответчик не учел истице в специальный стаж работы время нахождения на курсах повышения квалификации и донорские дни.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В силу пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п.п.3, 4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое вступило в силу с 1 января 2015 г. (далее – Постановление №665).
В силу п.3 Постановления №665 при определении стажа на соответствующих видах работ и исчисление периодов работы в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516;
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Постановление №781);
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее – Положение №1397), для исчисления периодов соответствующей деятельности до 01.01.1992;
Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - Постановление №464) за период с 01.01.1992 по 31.10.1999;
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее – Постановление №1066) и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее – Правила №1066), в период с 01.11.1999 по 31.12.2001.
Судом установлено, подтверждается трудовой книжкой истицы и уточняющей справкой работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала полный рабочий день в должности фельдшера ГБУЗ РК «Городская детская поликлиника №1». Периоды работы истицы учтены ответчиком в стаж лечебной деятельности, оспаривание ответчика касается только периодов обучения и донорских дней.
В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Согласно ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В силу требований ст.112 КЗоТ РФ, действовавшей в спорный период, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Как следует из пп.«ж» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397) учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Согласно ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.54 Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (действ. до 02.02.2012), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 №314 «О порядке получения квалификационных категорий» (действ. до 15.10.2011) повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора и на основании ст.ст.187, 196 ТК РФ эти периоды подлежат соответствующему учету, поскольку за работником в период обучения сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы.
Кроме того, в силу п.7 ч.2 ст.12 Федерального закона от 20.07.2012 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» донор имеет право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Порядок оплаты дней отдыха, предоставленных работнику в связи со сдачей крови и ее компонентов, определен ч.5 ст.186 ТК РФ и предусматривает сохранение за работником его среднего заработка за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха. Аналогичное положение содержалось и в ст.114 КЗоТ (действовавшего до 01.02.2002). При этом, Пенсионным фондом РФ 07.12.1998 издано Письмо «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских» дней, согласно которому работникам, являющимся донорами (ст.114 КЗоТ РФ), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку №1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Учитывая изложенное, донорские дни также подлежат учету истице в специальный стаж работы, действующее законодательство не содержит прямого запрета на включение этих периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях.
В связи с изложенным, поскольку обозначенные периоды приравниваются к работе, с учетом характера выполняемой истицей работы до и после направления на курсы повышения квалификации, донорских дней, они подлежат учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в календарном порядке.
Принимая во внимание ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и достаточность, с учетом оспариваемых периодов, у истицы стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии (более 30 лет) на дату обращения к ответчику, следует обязать ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с указанной даты – с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия включить Богдановой Е. И. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;
назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия в пользу Богдановой Е. И. расходы по оплате государственной пошлины размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Судья Н.Л. ЧернобайМотивированное решение изготовлено 14.08.2015.