Дело № 2-2332/2019
24RS0024-01-2019-002223-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Аксютенко А.Н.,
при секретаре Благеревой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Князева Д.В. к КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор в интересах Князева Д.В. обратился в суд с иском к КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» о взыскании заработной платы о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что Князев Д.В. принят на работу в КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» водителем. Заработная плата начислялась ему и выплачивалась с нарушением требований закона, а именно ниже минимального размера оплаты труда, с учетом соответствующих надбавок и доплат за климатические условия за период с мая по август 2018. В связи с чем, истец просил взыскать в пользу Князева Д.В. с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 8887,69 руб.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Еланкова О.Н. заявленные требования подержала в полном объеме.
Материальный истец Князев Д.В. в судебном заседании требования подержал в полном объеме, пояснив, что с расчетами прокурора согласен.
Представитель ответчика КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» Мохов Д.В. в судебном заседании требования не признал, позицию не мотивировал.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по март 2018 года; 11163 руб. (с 1 мая 2018 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб. с мая по август 2018.
Как установлено в судебном заседании, Князев Д.В. принят на работу в КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» водителем, продолжает работать до настоящего времени, что подтверждается копиями приказа о приеме на работу, трудового договора, дополнительных соглашений к трудовому договору. Согласно условиям трудового договора, истцу к должностному окладу установлены надбавки в размере 30% районный коэффициент, 30% северный коэффициент.
Поскольку судом установлено, что работодателем КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы недоначисленной заработной платы подлежат взысканию. Сумма недоначисленной заработной платы за период с мая по август 2018 составит 8890,63 руб. исходя из следующего расчета:
За отработанные 159 часов в мае 2018 года: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в мае 2018 г.) * 159 час. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 15682,87 руб. (фактически начислено) = 2177,93 руб. (недоначислено).
За отработанные 111 часов в июне 2018: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в июне 2018 г.) * 111 час. (отработано работником) = 12468,86 руб. (должно быть начислено) – 10776,31 руб. (фактически начислено без учета больничного) = 1692,55 руб. (недоначислено).
За отработанные 176 часов в июле 2018: 17860,80 руб./176 час. (норма времени в июле 2018 г.) * 176 час. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 15359,53 руб. (фактически начислено) = 2501,27 руб. (недоначислено).
За отработанные 184 часа в августе 2018: 17860,80 руб./184 час. (норма времени в августе 2018 г.) * 184 час. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 15341,92 руб. (фактически начислено) = 2518,88 руб. (недоначислено).
Таким образом, недоначисленная истцу заработная плата в период с мая по август 2018 составит 8890,63 руб.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в пользу Князева Д.В. подлежит взысканию 8890,63 руб.
В соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Князева Д.В. к КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в пользу Князева Д.В. задолженность по заработной плате за период с мая по август 2018 года в размере 8890,63 руб.
Взыскать КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Н. Аксютенко
Мотивированное решение изготовлено 10.07.2019.