Дело № 2-639/2020
50RS0036-01-2019-007047-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2020 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Костенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова Н. В. к администрации Пушкинского муниципального района <адрес> о признании права собственности на наследственное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Орлов Н.В. обратился в Пушкинский городской суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> о признании за ним права собственности в порядке наследования по закону на недвижимое имущество, а именно на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что <дата> умер дедушка истца – ФИО6, наследственным имуществом после его смерти являлась ? доля в праве общей собственности на двухкомнатную квартиру площадью 42.7 кв. м, кадастровый номер объекта №, расположенную по адресу: <адрес> (далее – <адрес>). Данное имущество было фактически принято проживавшими с ним супругой – ФИО7 и дочерью – ФИО8, приходящимися истцу бабушкой и матерью соответственно. Однако свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
На момент смерти ФИО6 его супруга ФИО7 имела в собственности однокомнатную квартиру площадью 30,9 кв.м, кадастровый номер объекта №, расположенную по адресу: <адрес> (далее – <адрес>), а также ? долю в праве общей собственности на вышеуказанную двухкомнатную <адрес>.
<дата> умерла ФИО8, а <дата> умерла ФИО7 В отношении наследственного имущества ФИО8 и ФИО7 истец является единственным наследником первой очереди по закону, им совершены все необходимые действия по принятию наследства, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Однако наследники ФИО6 в установленный законом срок не обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства после его смерти, в связи с чем не были выданы свидетельства о праве на наследство, вместе с тем, наследство они приняли фактическими действиями.
В судебном заседании истец Орлов Н.В. доводы иска поддержал.
Представитель ответчика – Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства ответчик уведомлен в установленном порядке. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, истец против такого порядка рассмотрения дела не возражал.
Исследовав материалы дела и выслушав объяснения истца, данные в судебном заседании, установив фактические обстоятельства дела на основе исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, суд пришел к следующим выводам.
Двухкомнатная квартира площадью 42,7 кв.м, кадастровый номер объекта №, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежала на праве собственности ФИО6 и ФИО7 в равных долях на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан (приватизации квартиры) от <дата>, заключенного с Администрацией Московско-Ярославской дистанции зданий и сооружений и зарегистрированного в соответствии с действовавшим порядком в Пушкинском БТИ <дата> (л.д.22-23, 49). В указанной квартире на момент смерти ФИО6 постоянно проживали ФИО7 и дочь ФИО6 и ФИО7 – ФИО8, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.14).
Однокомнатная квартира площадью 30,9 кв.м, кадастровый номер объекта: №, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежала на праве собственности ФИО7 на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>, заключенного с ФИО5, и зарегистрированного <адрес> регистрационной палатой <дата> за №.13-33.2001-181.2 (л.д. 17, 18-20).
В соответствии с представленным в материалы дела свидетельством о смерти (повторное), выданным <дата> Пушкинским управлением ЗАГС <адрес>, ФИО6 умер <дата>. Завещание в отношении принадлежавшего ФИО6 имущества не составлялось. Как следует из ответа нотариуса ФИО1 от 4.02.2020г., к имуществу ФИО6 29.09.2004г. заведено наследственное дело №, наследниками, принявшими наследство, являются жена - ФИО7, подавшая заявление о принятии наследства 29.09.2004г., наследником, фактически принявшим наследство, также является дочь – ФИО8, совместно зарегистрированная с наследодателем на день его смерти, но не подававшая никаких заявлений. В рамках наследственного дела выдано свидетельство о праве на наследство по закону на имя жены наследодателя – ФИО2 на недополученную пенсию (л.д.45, 46).
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество.В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний других лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
С учетом приведенных выше нормативных положений, отсутствуют какие-либо основания полагать, что ФИО7 и ФИО8 не было принято наследство ФИО6 В свою очередь, принятие наследства подтверждается вступлением во владение, а также самим фактом обращения к нотариусу в целях открытия наследственного дела и собственно принятия наследства.
Поскольку в силу положений п.1 ст. 1142 ГК РФ ФИО7 и ФИО8 в отношении имущества ФИО6 являлись наследниками первой очереди, в соответствии с п. 2 статьи 1141 ГК РФ наследство презюмируется принятым ими в равных долях. Таким образом, с учетом принятия наследуемой ? доли в праве собственности на <адрес>, распределение долей в праве общей собственности на указанную квартиру составило – ? доли у ФИО7 и ? - у ФИО8
В соответствии с представленным в материалы дела свидетельством о смерти, выданным <дата> Замоскворецким отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы, ФИО8 умерла <дата> (л.д.30). Завещание в отношении принадлежавшего ФИО8 имущества не составлялось. По заявлениям сына ФИО8 - Орлова Н.В. и матери - ФИО7 от <дата> нотариусом Пушкинского нотариального округа <адрес> ФИО3 в отношении имущества ФИО8 открыто наследственное дело 113/2008. Как следует из ответа нотариуса ФИО4 на запрос суда, ФИО7 подано заявление об отказе по всем основаниям от причитающейся доли наследства в пользу Орлова Н.В., Орловым Н.В. подано заявление о принятии наследства по всем основаниям наследования (л.д.47).
Таким образом, наследство после смерти ФИО8 принято ее сыном Орловым Н.В. в установленном порядке, наследственное имущество составляло ? долю <адрес>. С учетом принятия Орловым Н.В. наследуемой ? доли в праве собственности на <адрес>, распределение долей в праве общей собственности на указанную квартиру составило ? у ФИО7 и ? у Орлова Н.В.
Согласно представленному в материалы дела свидетельству о смерти, выданному <дата> Пушкинским управлением ЗАГС <адрес>, ФИО7 умерла <дата>. Завещание в отношении принадлежавшего ФИО7 имущества не составлялось. По заявлению Орлова Н.В., приходящегося ФИО7 внуком, о принятии наследства от <дата> нотариусом <адрес> ФИО9 открыто наследственное дело №. Из ответа нотариуса ФИО9 на запрос суда следует, что Орлов Н.В. является единственным наследником ФИО7, а иные лица по вопросу вступления в права наследования не обращались (л.д.48).
В соответствии с п. 1 ст. 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случае, предусмотренном п. 2 ст. 1142 Кодекса.
В силу п. 2 ст. 1142 ГК РФ по праву представления наследуют внуки наследодателя.
Таким образом, учитывая положения п. 2 ст. 1142 и применительно к п. 1 ст. 1146 ГК РФ, в рассматриваемом случае Орлов Н.В., являющийся внуком умершей ФИО7, сыном умершей ФИО8, не зарегистрировавших в установленном порядке право собственности, однако фактически принявших наследственное имущество ФИО6, и также приходящийся ФИО6 внуком, является наследником по праву представления в отношении данного имущества.
При таких обстоятельствах, а также учитывая документально подтвержденное отсутствие каких-либо иных наследников имущества ФИО6, ФИО7, ФИО8, право собственности на указанное в иске имущество перешло к истцу, принявшему наследство в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Орлова Н. В. к администрации Пушкинского муниципального района <адрес> о признании права собственности на наследственное имущество удовлетворить.
Признать за Орловым Н. В. право собственности в порядке наследования по закону на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.02.2020г.
Судья: