Дело № 2-569/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 24 июля 2018 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Леончук А.А.,
при секретаре Ивашиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района в интересах Винтер ФИО7 к МБОУ Еловская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с марта 2017 года по март 2018 года
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Винтер И.Р. к МБОУ Еловская СОШ о взыскании заработной платы, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в части оплаты труда в МБОУ Еловская СОШ, в ходе которой выявлено следующее. В соответствии с трудовым договором от 16.09.2005 № № заключенного между МБОУ Еловская СОШ и Винтер И.Р., установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. При установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях, должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая в свою очередь не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992г. установлен единый коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов. Процентная надбавка в южных районах Красноярского края установлена Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989г. в составляет 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не свыше 30% заработка. Начисление истцу 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 30% за стаж работы в особых климатических условиях должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме: 7500 рублей ( до 01.07.2017), 7800 рублей (до 01.01.2018г.), т.е. 12480 рублей, 9489 рублей (с 01.01.2018г.), т.е. 15182,4 рублей. Анализ расчетно-платежных документов ответчика позволяет сделать вывод, что заработная плата истцу начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки в нарушении требований ч.3 ст. 133, ст. 132, ст. 148, ст. 135, ст. 129, ст. 146 ТК РФ. Винтер И.Р.. 10.04.2018 года в прокуратуру района подано заявление, в котором он просит прокурора обратиться в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав об оплате труда, поэтому прокурор обращается в защиту нарушенных прав данного гражданина. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты налога на доход физического лица истцу за период с марта 2017 года по март 2018 года не выплачено 23 260 руб.38 коп., которые просит взыскать с МБОУ Еловская СОШ в пользу Винтер ФИО8.
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Винтер И.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором заявленные требования поддержал и просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.12-13).
Представитель ответчика – директор МБОУ Еловская СОШ ФИО6, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть без его участия, исковые требования признает в полном объеме, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 14)
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В судебном заседании установлено, что приказом Чистопрудненской ООШ филиал МБОУ Еловская СОШ от 30.12.2006 года № Винтер И.Р. принят на работу кочегаром 6-го разряда, без категории, сезонно, на полную ставку в МОУ Чистопрудненская ООШ с окладом (тарифной ставкой ) 1 718 рублей 00 коп. (л.д. 7).
16 сентября 2005 года МОУ Чистопрудненская ООШ с Винтер И.Р. заключен трудовой договор № (л.д.4-6).
По справке о заработной плате Винтер И.Р. его заработная плата ежемесячно с марта по май 2017 года составляла 10 592,00 рублей, в сентябре 2017 года 4888,62 руб., с октября по декабрь 10 592,00 рублей, с января по март 2018 года 11 016,00 руб. (л.д.8).
Выплата Винтер И.Р. заработной платы в указанном размере является нарушением федерального законодательства, а именно ч.ч. 1, 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которым Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов. Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
В нарушение указанных норм размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен, без учета компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент) ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. N 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц.
Таким образом, размер заработной платы истца за 1 ставку с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки не может быть в период до 01.07.2017 года менее 12 000 рублей 00 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 7500 рублей+ 30%+ 30%., с 01.07.2017г. по 01.01.2018г. менее 12480 рублей 00 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 7800 рублей + 30%+ 30%; с 01.01.2018г. по 31.03.2018г. не может быть менее 15183 рублей 00 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%.
Следовательно, разница между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате Винтер И.Р. с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период с марта 2017 по март 2018 года (включительно) подлежит доплате, а именно: с марта по май 2017 года включительно 12 000 -10592 руб. итого 1408,00 руб.; в сентябре 2017 года (с учетом 12 отработанных дней из 26) – 4 888,62 (начисленная заработная плата) итого 871,38 руб., с октября по декабрь 2017 гола 12480- 10 592 руб. итого 1888 руб., с января по март 2018 года 15183 -11016 итого 4167 руб.
Итого: (1408 х3) +871,38+ (1888 х 3) + (4167 х 3) = 23 260руб. 38 коп.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.06.2018 года МБОУ Еловская СОШ является действующим учреждением (л.д.9).
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 897,81 рублей (800 + 3% от 3 260 руб.38 коп).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Винтер ФИО9 удовлетворить.
Взыскать с МБОУ Еловская СОШ в пользу Винтер ФИО10 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с марта 2017 года по март 2018 года (включительно) в размере 23 260руб. 38 коп.
Взыскать с МБОУ Еловская СОШ государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 897,81 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 30.07.2018 года