№ 2-167/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2020 г. г. Суоярви
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зайкова С.Н.,
при секретаре Виноградовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» к ОАО «Российские железные дороги» об обязании выполнить противопожарные мероприятия по очистке полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам в Поросозерском участковом лесничестве Аконьярвском лесничестве по лесоустройству,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Республика Карелия в лице в лице ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» обратилось в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») по тем основаниям, что хх.хх.хх г. было проведено плановое патрулирование полосы отвода железной дороги на участке ... и прилегающей к ней территории Поросозерского участкового лесничества Аконьярвское лесничество по материалам лесоустройства. В ходе патрулирования были выявлены нарушения лесного законодательства, в том числе: нарушения требований противопожарного законодательства. Нарушение выразилось в том, что ОАО «РЖД» при производстве работ по расчистке полосы отвода железной дороги на участке не обеспечил соблюдение п.27 части VI «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков). В связи с чем, истец просит обязать ОАО «РЖД» выполнить противопожарные мероприятия по очистке полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов в квартале ... участкового лесничества ... лесничества по лесоустройству ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» в полосе отвода железной дороги на участке ... Установить срок исполнения данных работ до хх.хх.хх г..
В судебном заседании представитель истца Павлова А.В., по доверенности, поддержала заявленные требования по изложенным в иске основанием, уточнив требования в части срока исполнения, ходатайствовала обратить решение суда к немедленному исполнению, а также обязать ответчика выполнить противопожарные мероприятия по очистке полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам не менее 10 метров от леса.
В судебном заседании представитель ответчика Сокольницкий А.А., по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, представил дополнительные возражения. Пояснил, что в настоящее время ответчиком обжалуется решение Суоярвского районного суда по жалобе на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия №л от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» в связи с чем рассмотрение настоящего гражданского дела невозможно до рассмотрения апелляционной жалобы. Кроме того, указал, что участок квартала ... очищен от порубочных остатков о чем свидетельствует пояснения в исковом заявлении, в акте указано о наличии лишь порубочных остатков, а не о наличии пожнивших остатков, валежник, мусора и иных горючих материалов, в связи с чем в данной части исковые требования не подлежат удовлетворению. Также, представитель ответчика возражал против немедленного исполнения судебного решения, так как для его исполнения необходимо привлечение подрядчиков.
Иные участвующие в деле лица не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены.
Суд, выслушав представителей истца и ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения патрулирования территории лесного фонда (акт патрулирования от хх.хх.хх г. и от хх.хх.хх г. № б/н) в целях выявления нарушений лесного законодательства и предотвращения нарушений пожарной безопасности в лесах хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. должностными лицами ГКУ РК «...» в квартале ... лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество было выявлено, что границы полосы отвода железной дороги на участке ...). По данному факту составлен акты осмотра от хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. №б/н.
На основании ст.9 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ - земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 Приказа МПФ РФ от 15.05.1999 г. № 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» содержание полосы отвода должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, устанавливаемым нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 34, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69- ФЗ от 21.12.1994 граждане и руководители организаций должны соблюдать правила в области пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Данные правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществления иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 27 Правил установлено, что полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой не менее 3 метров.
Лица, виновные в нарушении требований настоящих правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
В соответствии с ч.2 ст. 17 ФЗ № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностное лицо органа государственного контроля, проводившее проверку, обязано выдать предписание по устранению выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
На основании акта осмотра от хх.хх.хх г. № б/н по результатам мероприятия по контролю в лесах, руководствуясь ст.ст.96,97 Лесного кодекса РФ должностным лицом ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» ОАО «РЖД» выдано требование от хх.хх.хх г. №б/н, в котором предписано в квартале ... участкового лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» в местах прилегания полосы отвода железной дороги к лесному массиву произвести очистку от сухостоя, валежника и других горючих материалов и отделить границу полосы отвода от опушки леса противопожарной опашкой от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров в срок до хх.хх.хх г.. До настоящего времени данное предписание не исполнено.
В адрес ответчика направлено требование об устранении нарушений лесного законодательства от хх.хх.хх г.. Требование было получено хх.хх.хх г.. Установлен срок исполнения требования до хх.хх.хх г.. Извещением от хх.хх.хх г. № ответчик был извещён о проверке исполнения требования хх.хх.хх г.. По результатам проверки хх.хх.хх г. установлено, что оно не исполнено, о чем был составлен акт. В адрес ответчика было направлено претензионное письмо хх.хх.хх г. об устранении нарушений лесного законодательства в срок до хх.хх.хх г.. В целях проверки был произведен осмотр хх.хх.хх г., согласно которого установлено, что требование не исполнено.
Согласно акта патрулирования лесов от хх.хх.хх г. № б/н установлено захламление полосы отвода железной дороги на участке ...) порубочными остатками, непосредственно примыкающими к лесу, что является нарушением п. 27 частиVI «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением правительства РФ от хх.хх.хх г. №.
Согласно акта от хх.хх.хх г. № б/н следует, что на момент осмотра линейного объекта (полоса отвода железной дороги) на участке ... в местах прилегания к лесному массиву в кварталах ... участкового лесничества Аконъярвское лесничество (по материалам лесоустройства), имеется захламление полосы отвода железной дороги порубочными остатками. В выделах, на которых произведены работы по раскряжевке хлыстов на отрезки и сбору в кучи, непосредственно примыкают к лесному массиву. В выделах, на которых древесина в виде хлыстов с необрубленной кроной оставлена на месте рубки порубочные остатки непосредственно примыкают к лесному массиву.
В соответствии с п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением правительства РФ от 30.06.2007 № 417 следует, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Наличие вышеуказанного факта нарушения ОАО «РЖД» Правил пожарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417) влечет за собой создание угрозы возникновения тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации один из основных принципов лесного законодательства - использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, с учетом положений ст.206 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РК от 20.04.2020 № 665 установлено начало пожароопасного сезона с 1 мая 2020 года.
На территории Республики Карелия согласно Распоряжения Правительства Республики Карелия от 28.05.2020 № 338р-П установлен особый противопожарный режим.
Из пунктов 3,4 статьи 1 ГК РФ следует, что участники гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав обязаны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
С настоящим исковым заявлением Министерство обратилось в суд хх.хх.хх г. и просило обязать ответчика устранить нарушение лесного законодательства в срок до хх.хх.хх г. (с учетом уточнения), то есть до наступления пожароопасного периода на территории Республики Карелия. Впоследствии ходатайствовали об обращении решения суда к немедленному исполнению в связи с началом пожароопасного периода. Ранее истец в требованиях просил установить срок исполнения решения суда до хх.хх.хх г.. Бездействие ответчика по устранению нарушений лесного законодательства, в частности положений Правил пожарной безопасности в лесах, приказ «О начале пожароопасного сезона 2020 года», свидетельствует о том, что ответчик своими действиями в течение значительного периода времени нарушает нормы лесного законодательства, что может привести к непоправимым последствиям и значительному ущербу в случае возникновения лесного пожара. Кроме того суд учитывает, что в период с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. произошло четыре пожара, в том числе на полосе отвода железной дороги, а в настоящее время на территории Суоярвского района установилась засушливая погода.
С учетом положений ст.ст. 211, 212 ГПК РФ, позиции стороны истца, характера спорных правоотношений и проведения ряда мероприятий, суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
Доводы ответчика о том, что данное дело не подлежит разрешению до рассмотрения апелляционной жалобы на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия о привлечении ответчика к административной ответственности суд отвергает, так как в настоящем иске имеют место гражданско-правовые отношения. Кроме того, с учетом нахождения искового заявления в производстве суда более 6 месяцев (с учетом нахождения в производстве Мещанского районного суда г. Москвы) в случае отложения судебного заседания будет нарушена ст.6.1 ГПК РФ, согласно которой следует, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. Согласно первоначальных исковых требований срок исполнения судебного решения был установлен до 1 мая 2020 года с целью устранения нарушений до начала пожароопасного периода, который в настоящее время наступил.
Доводы ответчика о том, что не на всей территории, указанной в иске, имеются порубочные остатки, представленные фотографии не отражают весь отвод железной дороги, согласно иска, в квартале 112 выдела 18 указано о том, что работы по очистке данного квартала проведены, суд отвергает по следующим основаниям: согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истцом представлен акт патрулирования и осмотра от хх.хх.хх г. б/н и акт патрулирования и осмотра от хх.хх.хх г. б/н, из которых следует, что порубочные остатки непосредственно примыкают к лесному массиву, в том числе в ... что следует и из представленных фотографий. Доказательств, о том, что в каком-либо выделе порубочные остатки отсутствуют, либо находятся за 10 метровой зоной стороной ответчика, суду не представлено.
Доводы ответчика о том, что полномочия по контролю за содержанием земельного участка полосы отвода железной дороги по вопросу противопожарной безопасности возложены на МЧС России, а не на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия суд отвергает, по следующим основаниям: Согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, названным Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).
Согласно части 2.1 статьи 96 ЛК РФ, пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 указанного Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ. В соответствии с п. 64.1 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 28 января 2011 года № 4 (в редакции Указа Главы Республики Карелия от 29.07.2014 №) в случае выявления нарушений лесного законодательства Российской Федерации при осуществлении государственной функции посредством проведения мероприятий по контролю ( патрулированию) в лесах уполномоченные должностные лица предъявляют требования к установленным виновным лицам.
В части удовлетворения требований очистки полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам не менее 10 метров от леса от сухостоя, валежника, других горючих материалов, надлежит отказать, так как в представленных актах патрулирования и осмотра, указано лишь на наличие порубочных остатков, что в судебном заседании подтвердил представитель истца.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» к ОАО «Российские железные дороги» удовлетворить частично.
Обязать ОАО «РЖД» выполнить противопожарные мероприятия по очистке полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам не менее 10 метров от леса от порубочных остатков в квартале ... участкового лесничества ... лесничество по лесоустройству ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» в полосе отвода железной дороги на участке ...).
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Суоярвский районный суд Республики Карелия.
Судья С.Н. Зайков
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2020
Последний день подачи апелляционной жалобы 30.07.2020