Дело № 2-556/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ольский районный суд Магаданской области
в составе председательствующего судьи Сасова В.В.,
при секретаре Анохиной В.С.,
истца Большенко Т.Л.,
с участием: представителя ответчика Чекаловой А.В., действующей на основании доверенности № 36 от 28.11.2013г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 мая 2014 года в пос. Ола, дело по иску Большенко Т.Л. к Магаданскому областному государственному казенному учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» об обязании выплатить ежемесячные денежные выплаты многодетным семьям.
У С Т А Н О В И Л:
Большенко Т.Л. обратилась в Ольский районный суд с иском к Магаданскому областному государственному казенному учреждению социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр» (далее по тексту ГКУ «ОСЦ») с требованием об обязании ответчика выплатить ежемесячные денежные выплаты многодетным семьям за пропущенный период с 01.05.2013 г. по 31.12.2013 г.
В обоснование заявленных требований истица указала, что в мае 2013 г., она обратилась к ответчику с устной просьбой о начислении ей ежемесячных детских выплат (ЕДВ) как многодетной семье, однако в назначении выплат ей было отказано по мотивам отсутствия прописки по месту жительства.
Впоследствии после вынесения нескольких судебных решений обязавших специалистов ГКУ назначить и выплатить другие виды пособий, ежемесячные денежные выплаты ей так же были назначены, но не с мая 2013 г., а с 01.01.2014 г., поскольку именно в это время ей было предложено написать заявление.
Принимая во внимание, что положениями Федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не регламентирована форма (устно или письменно) обращения о назначении выплаты, то полагает, что ее устное обращение являлось достаточным для решения вопроса о выплате ЕДВ ее многодетной семье с мая 2014 г.
В судебном заседании Большенко Т.Л. свои требования поддержала в полном объеме и по существу иска показала, что в апреле 2013 г. в ее семье родился четвертый ребенок. До его рождения она получала на детей различные пособия, в том числе и единовременные денежные выплаты многодетной семье, однако когда старшей дочери исполнилось 18 лет, данные выплаты ей были прекращены.
С учетом того, что она не разбирается в том, какие пособия ей положены, то после рождения 4-го ребенка, в мае 2013 г. она пришла к специалисту ГКУ «ОСЦ» ФИО1 и поинтересовалась, на выплату каких пособий она имеет право и что необходимо для их получения. При этом она предполагала, что ей доходчиво разъяснят, что необходимо, и помогут собрать требуемые документы. ФИО1 дала ей пояснения о пособиях, дала какие то листочки с перечнями документов и устно пояснила, что обязательно необходимо регистрация ребенка по месту жительства. Для этого она (специалист) даже звонила в пос. Ола и дополнительно консультировалась. Однако четко не пояснила, для получения каких пособий необходима регистрация ребенка, получение им гражданства, и поэтому, она решила, что для получения и ежемесячных денежных выплат это то же необходимо.
Через некоторое время она собрала часть документов и пришла к специалисту ГКУ «ОСЦ», однако, после дополнительной консультации, специалист ей пояснил, что без недостающих документов, в том числе сведений о регистрации ребенка, пособия ей назначить быть не могут.
Формально в приеме документов ей никто не отказывал, однако узнав, что ей откажут в назначении пособия, она не стала настаивать в приеме документов, забрав их ушла дособирать недостающие.
С регистрацией ребенка по месту ее жительства возникли проблемы и она длительное время обращалась в различные органы, пытаясь положительно решить этот вопрос. В процессе этого занятия, она в августе 2013 г. случайно увидела заметку в газете, из которой следовало, что регистрация ребенка для получения пособий не обязательна, после чего вновь пришла к специалисту и настояла, что бы у нее приняли имеющиеся документы, не смотря на то, что на тот момент у нее были не все требуемые документы. Эти документы были приняты, но в выплате пособия, по результатам рассмотрения заявлений было отказано. Она в настоящее время не помнит, заявление о получении каких именно пособий она в тот момент написала.
Претензий к работе специалиста ГКУ «ОСЦ» по приему документов она не имеет, поскольку та делала все быстро содействуя в приеме документов, однако, на ее взгляд ФИО1 не разъяснила ей доходчиво особенности получения каждого пособия, чем ввела ее в заблуждение, что в свою очередь привело к тому, что она с мая по декабрь 2013 г. не получала ЕДВ многодетным семьям и испытывала денежные затруднения.
Полагает, что в действующем законодательстве не указано что заявление о назначении пособий должно подаваться только в письменной форме, поэтому считает, что ее обращение в мае 2013 г. к специалисту ГКУ «ОСЦ» необходимо расценивать как обращение за выплатой ЕДВ ее многодетной семье.
Просит удовлетворить ее иск в полном объеме.
Представитель ответчика Чекалова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, и по существу иска пояснила, что в <адрес>, где проживает истица от центра работает специалист ФИО1, в обязанности которой входит дача консультаций по социальным вопросам, в том числе и по вопросам назначения и выплат различных детских пособий и выплат; прием поступающих от граждан документов и направление их в п. Ола для принятия по ним решения о возможности назначения пособий. Так же специалист в пределах своих полномочий должен содействовать в сборе документов. Отказать в приеме документов, даже если был предоставлен не полный пакет, специалист не имеет право. При этом у специалиста имеются специально разработанные памятки, в которых изложен перечень документов, необходимый для получения того или иного вида пособия (выплаты), которые по заведенной практике вручаются лицу обратившемся за консультацией.
Истица, является матерью 4-х детей, длительное время получает различные пособия на детей, в том числе ей выплачивали ежемесячные денежные выплаты как многодетной семье, после рождения 3-го ребенка. С учетом того, что до рождения 4-го ребенка, старшему ребенку истицы исполнилось 18 лет, то ЕДВ ей как многодетной семье были прекращены.
В соответствии с действующим законодательством, в том числе и положениями закона Магаданской области от 28.12.2004 N 523-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Магаданской области и мерах ее социальной поддержки», многодетная семья имеет право на выплату ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка в определенной сумме. При этом решение вопроса о выплате носит заявительный характер, что предполагает необходимость обращения лица за пособием с заявлением и предоставления необходимого пакета документов.
При этом заявление должно подаваться в письменной форме, что следует из положений указанного выше закона Магаданской области.
Каких либо заявлений от Большенко до января 2014 г. о назначении и выплаты ЕДВ в адрес центра не поступало, а при обращении и предоставлении всех необходимых документов такое пособие ей было назначено и выплачивается с момента поступления заявления, т.е. с января 2014 г.
Из обстоятельств установленных в судебном заседании она приходит к выводу, что первоначально Большенко обращалась в ОСЦ за консультацией и получила ее надлежащим образом, а факт обращения за консультацией не может рассматриваться как обращение с заявлением, поскольку решать обращаться за выплатой пособия или нет, может только лицо, которое имеет право на получение конкретного пособия ( выплаты) и это желание должно быть ясно выражено.
Доводы Большенко о том, что неправильная консультация о необходимости предоставления документа о регистрации препятствовала ее обращению с письменным заявлением, просит не принимать во внимание, поскольку она ранее уже неоднократно проходила процедуру назначения различных пособий, в том числе и ЕДВ многодетным семьям, а так же того обстоятельства, что отсутствие полного перечня документов не препятствовало ей подать заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка и доплаты к такому пособию, а так же единовременного пособия при рождении ребенка. Эти заявления с приложенным Большенко пакетом документов были приняты специалистом ГКУ в сентябре 2013 г. и рассмотрены в установленном порядке.
При этом доводы Большенко о том, что обратиться с заявлением о назначении ЕДВ ей мешало отсутствие регистрации ребенка по месту ее жительства, просит не принимать во внимание, поскольку документа о регистрации для выплаты именно этого пособия не требуется.
С учетом того, что назначение ЕДВ многодетным семьям носит заявительный характер, а от Большенко не поступало соответствующего заявления, то в удовлетворении требований последней просит отказать.
Как следует из показаний свидетеля ФИО1, она занимает должность специалиста ГКУ «ОСЦ» более 10 лет и место ее работы расположено в <адрес>. В ее обязанности входит дача консультаций лицам, обратившимся за назначением пособий, прием документов и направление их в центр в п. Ола для рассмотрения и принятия решений. На ее рабочем месте имеется информационный стенд с размещенной на ней информацией по видам пособий и условиям их получения, но исходя из практики, вывешенную на стенде информацию никто не читает, а просто обращаются к ней напрямую.
Большено она знает как жительницу <адрес> и многодетную мать. В 2013-м году, дату и время не помнит, Большенко обратилась к ней за консультацией о видах пособий (выплат), которые она может получить в связи с наличием у нее детей. Она дала ей полную консультацию, рассказала какие документы необходимы последней для назначения каждого вида пособия (доплаты), и дала ей памятки с перечнем документов необходимых для получения каждого из пособий (выплат), на которое та имела право.
Через небольшой промежуток времени, Большенко пришла и принесла документы без разделения их на какие виды пособий. Части документов не было, а без них никакие пособия назначены быть не могли. По этому поводу она консультировалась со специалистом в п. Ола и даже Большенко разговаривала с той по телефону. Конкретно с каким специалистом они тогда общались, сказать не может. После консультации, Большенко не стала настаивать на приеме документов, забрала их и сказала, что дособерет недостающие. Так же из пояснений Большенко следовало, что она будет обращаться не сразу за всеми пособиями, а будет пытаться их получить постепенно отдельно каждое пособие. При этом не подавать документы это была инициатива самой Большенко, поскольку, она ( ФИО1) приняла бы эти документы при настоянии последней.
В следующий раз Большенко пришла в сентябре 2013 г. опять же с частью документов, без заявлений о получении конкретных видов выплат. Они на месте определились какие виды пособий Большенко хочет получить, потом она выкатила из компьютера образцы заявлений, которые Большенко заполнила и заявления с приложенными пакетами документов они отправила в п. Ола. На сколько она помнит в назначении пособий по этим заявлениям Большенко было отказано.
В январе 2014 г. Большенко обратилась к ней с документами в целях получения ежемесячных денежных выплат, документы были приняты и направлены в ГКУ «ОСЦ».
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 1 и 2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусматривается, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Как следует из положений Закон Магаданской области от 28.12.2004 N 523-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Магаданской области и мерах ее социальной поддержки»
- многодетная семья - семья, имеющая в своем составе трех и более рожденных (усыновленных, взятых на опеку (попечение) детей и воспитывающая их до 18 лет ( ст. 1);
- многодетным семьям в качестве мер социальной поддержки предоставляются следующие права и льготы:… п. 2) компенсация расходов в размере 30 процентов на оплату коммунальных услуг, в том числе при наличии печного отопления - на приобретение и доставку твердого топлива, в пределах нормативов потребления, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; … п. 5) ежемесячные денежные выплаты в размере 600 рублей на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (на обучающегося в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до 18 лет) на частичную оплату стоимости питания и частичную оплату стоимости проезда на внутригородском, пригородном, внутрирайонном пассажирском транспорте ( ст. 5);
- ежемесячные денежные выплаты на детей, проживающих в многодетной семье, назначаются на период двенадцать месяцев, по истечении которых многодетная семья имеет право вновь обратиться за назначением ежемесячных денежных выплат на детей.
Ежемесячные денежные выплаты осуществляются государственным учреждением социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области по месту жительства либо по месту пребывания многодетной семьи на территории Магаданской области с месяца обращения.
Порядок обращения за назначением ежемесячных денежных выплат устанавливается постановлением Правительства Магаданской области (ст. 6).
Из ст. ст. 1 и 2 постановления администрации Магаданской области от 02.06.2005 N 100-па «Об утверждении Порядка обращения за назначением ежемесячных денежных выплат на детей из многодетной семьи» следует, что:
Один из родителей, обратившийся за назначением ЕДВ (далее - заявитель), представляет в учреждение следующие документы:
- заявление;
- копию паспорта заявителя;
- копию паспорта или свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка до 14 лет;
- справку об обучении ребенка в возрасте до 18 лет в общеобразовательном учреждении, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования;
Заявитель вправе приложить к заявлению документы, подтверждающие место жительства на территории Магаданской области.
Документы могут направляться заявителем в учреждение лично или иным способом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Согласно Уставу, Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения «Ольский социальный центр», является юридическим лицом, осуществляет назначение, перерасчет и выплату социальных пособий и ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, в том числе в целях социальной поддержки семьи и детей.
Как следует из копий заявлений № 33 и б/н от 03.09.2013 г., а так же Решений от 19.09.2013 г. (б/н), Большенко, в сентябре 2013 г. обратилась в ГКУ «Ольский социальный центр» с заявлениями о назначении: - единовременного пособия при рождении ребенка (ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рожд.) и ежемесячного пособия на ребенка и доплаты к нему (пособию), по результатам рассмотрения которых в назначении выплат было отказано в связи с отсутствием всех необходимых для назначения пособия документов.
Из представленного истицей памятки, следует, что ей был предоставлен перечень документов необходимых для назначения ЕВД на детей из многодетной семьи, который содержит и данные о сумме выплат на каждого ребенка.
Согласно справке специалиста КГУ «ОСЦ» ФИО1 от 04.02.2014 г., Большенко обратилась к ней в устной форме оформить детское пособие на ребенка, в том числе и ЕДВ в мае 2013 г., однако после консультации со специалистом п. Ола была вынуждена отказать в оформлении документов, в связи с отсутствием у детей прописки по месту жительства и гражданства РФ.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании просила не принимать во внимание данную справку, поскольку она не отражает обстоятельств происходивших на самом деле и просит исходить из показаний данных в судебном заседании.
В уведомлении адресованном ГКУ «ОСЦ» Большенко от ДД.ММ.ГГГГ г., социальный центр уведомляет последнюю о назначении ежемесячных денежных выплат на детей Большенко – ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения ( как многодетной семье).
Анализ изложенных выше доказательств приводит суд к выводу о том, что исковые требования Большенко Т.Л. не подлежат удовлетворению, так как согласно требованиям Закона Магаданской области от 28.12.2004 N 523-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Магаданской области и мерах ее социальной поддержки», а так же постановления администрации Магаданской области от 02.06.2005 N 100-па «Об утверждении Порядка обращения за назначением ежемесячных денежных выплат на детей из многодетной семьи», назначение ежемесячных денежных выплат производится в заявительном порядке при наличии определенного перечня документов, в том числе письменного заявления, чего в исковом периоде Большенко выполнено не было.
Доводы Большенко о том, что ее устное обращение в мае 2013 г. следует расценивать как заявление о назначении выплат и приложенная в качестве доказательства справка специалиста ГКУ «ОСЦ» ФИО1, не могут быть приняты во внимание, поскольку из анализа указанных выше положений законов следует заявление как необходимый для назначения пособия документ, должен составляться в письменном виде, а сведения изложенные в справке ФИО1 фактически не подтвердила.
Судом так же не могут быть приняты во внимание доводы Большенко о том, что несвоевременное обращение за выплатой ЕДВ было обусловлено плохой консультацией специалиста ответчика, которая, не доведя до нее надлежащим образом всю информацию, фактически ввела в заблуждения, поскольку как следует из обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, Большенко в ходе консультации был передан перечень необходимых для назначения документов, в том числе и для назначении ЕДВ многодетным семьям, к тому же отсутствие части документов не помешало ей подать заявления о назначении других видов пособий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.05.2013 ░. ░░ 31.12.2013 ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 12 ░░░ 2014 ░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░