№ 1 – 37/2020
П Р И Г О В О Р
Именем РФ
г. Красновишерск 22 мая 2020 г.
Красновишерский районный суд Пермского края в составе судьи Кокоулина С.Г.,
с участием:
- государственного обвинителя – заместителя прокурора Красновишерского района Пермского края Дьякова А.А.,
- подсудимого Бразевича И.И.,
- защитника Алтухова А.В.,
при секретаре судебного заседания Бибиковой Т.С.
рассмотрев уголовное дело в отношении Бразевича И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, проживающего по <адрес>, имеющего гражданство РФ, имеющего среднее образование, женатого, имеющего временные заработки, не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ,
установил:
подсудимый Бразевич И.И. умышленно причинили тяжкие телесные повреждения, опасные для жизни И.К., что повлекло по неосторожности смерть данного лица.
Преступление было совершено при следующих обстоятельствах.
19 января 2020 года около 17 часов подсудимый Бразевич И.И. находился на кухне бытого помещения на производственной базе, расположенной в <адрес>, где распивал спиртные напитки с И.К.
В ходе распития спиртного И. стал оскорблять Бразевича И.И., на просьбы прекратить, не реагировал.
В ответ на это подсудимый Бразевич И.И. нанес удар зарядным устройством от телефона по телу И..
После этого И. замахнулся на подсудимого Бразевича рукой, подсудимый Бразевич И.И. при помощи взятого в обе руки частью шнура от зарядного устройства, стал отталкивать от себя И., надавливая шнуромна переднюю часть шеи, после чего умышленно нанес И. не менее одного удара кулаком в область лица.
После этого, в вечернее время ДД.ММ.ГГГГ, находясь по вышеуказанному адресу, подсудимый Бразевич И.И., умышленно нанес множественные удары микроволновой печью в жизненно – важный орган И. – голову (в правую глазничную область, левую глазничную область, в височную и скуловые области, в область носа, надбровную область, лобную область, левую теменно – затылочную область, в теменную область, затылочную область, в левую ушную раковину, в правую теменно – затылочную область), а так же нанес множественные удары микроволновой печью и кулаками по телу, шее, рукам, ногам потерпевшего.
В результате своих умышленных действий, подсудимый Бразевич И.И. умышленно причинил И.К. закрытую черепно – мозговую травму, относящуюся к тяжкому вреду здоровью по признаку опасности для жизни в виде: кровоподтеков в правой глазничной области, в левой глазничной области, с подконъюктивальным кровоизлиянием, кровоподтеков в височной и скуловой областях слева, левой теменно – затылочной области, в правой теменной области, в теменной области по центру, в затылочной области по центру, на левой ушной раковине, кровоизлияний в мягких тканях волосистой части головы, кровоизлияния в правую теменно – затылочную область, дисциркуляторных нарушений в веществе головного мозга по типу кровоизлияний, отека и набухания головного мозга, с развитием компрессионно – дислокационного синдрома.
Вышеуказанное умышленное причинение Бразевичем черепно – мозговой травмы И. привело по неосторожности к смерти И. на месте происшествия ДД.ММ.ГГГГ около 05 часов утра.
Кроме этого, Бразевич И.И., при этом, умышленно причинил И. телесные повреждения: пять кровоподтеков на передней поверхности грудной клетке слева, два кровоподтека на передней поверхности грудной клетке справа, кровоподтек в правой надлопаточной области, кровоподтек на боковой поверхности левого плеча, кровоподтек на боковой поверхности правого плеча, кровоподтеки на переднебоковой поверхности левого предплечья, кровоподтек правой кисти, кровоподтек в поясничной области слева, три кровоподтека на боковой поверхности левого бедра, кровоподтек на боковой поверхности правого бедра, кровоподтек в области голеностопного сустава, косо – восходящую спереди – назад, незамкнутую странгуляционную борозду, на коже передней поверхности шеи, не причинившие вреда здоровью и не имеющие отношение к причине смерти И..
В судебном заседании подсудимый Бразевич И.И. по существу предъявленного обвинения виновным себя признал полностью, пояснил следующее.
Он распивал спиртные напитки совместно с И., произошел словесный конфликт, И. стал его оскорблять.
На его просьбы прекратить происходящее, И. продолжал оскорблять его нецензурной бранью, что его (Бразевича) разозлило.
Он ударил И. проводом от зарядного устройства к сотовому телефону, И. замахнулся на него рукой.
Он понял, что тот хочет его ударить, в связи с чем, взяв провод от зарядки двумя руками, он этим проводом стал отталкивать И., провод оказался на шее потерпевшего.
Потом И. опрокинул флягу с водой, в связи с чем, он нанес И. один удар кулаком в лицо, тот начал его оскорблять.
Его это разозлило, в связи с чем, микроволновой печью он нанес сидящему И. удар в область головы, сверху вниз. И. начал пытаться забрать у него эту микроволновую печь, но он (Бразевич И.И.) продолжил наносить множественные удары И. микроволновой печью по голове, а так же микроволновой печью и кулаком удары в область груди.
Увидев кровь на голове И., попытался остановить кровь, приложив тряпку.
В это время зашел А.Г., которому он сказал, что И. его оскорбил, попросил помочь прибраться. После этого, А. ушел, он (Бразевич И.И.) лег спать, И. оставался на кухне.
Около 5 часов утра он проснулся, пришел на кухню, понял, что И. умер, в связи с чем попросил вызвать «Скорую» помощь.
Точное количество нанесенных ударов И. назвать не может, но может точно сказать, что кроме него И. больше никто не бил, количество и локализацию нанесенных ударов, указанных в обвинении, признает в полном объеме.
Вина подсудимого в содеянном подтверждается показаниями свидетелей, материалами уголовного дела.
Из показаний свидетеля А.Г. в судебном заседании, следует, что Бразевич И.И. и И. употребляли спиртное в бытовом помещении. Затем он (А.) ушел спать.
Проснувшись, увидел на кухне беспорядок, у И. на голове была кровь. На полу была опрокинута фляга, там же лежала микроволновая печь, на данных предметах была кровь.
После этого он вынес на улицу микроволновую печь, лавку, флягу, Бразевич И.И. лег спать. Вернувшись через 15 минут, он увидел И., сидящего на кухне, после чего пошел спать. Его разбудил Бразевич И.И. и сообщил, что И. умер. На момент прихода И. в тот вечер в бытовое помещение, каких – либо телесных повреждений у того не было.
Свидетеля А. поясняла, что в бытовом помещении А., Бразевич И.И. и И. стали распивать спиртное, она ушла спать.
Проснувшись, зайдя на кухню, где находился И., увидела там беспорядок, а так же кровь, которая была на полу, на сломанной микроволновой печи, так же лежащей на полу. На голове И. она увидела кровь.
Потом она ушла, когда вернулась, увидела И., тот попросил воды.
Затем она уснула, проснулась от того, что Бразевич И.И. сообщил о смерти И.. Подтверждает, что на момент прихода к ним в бытовое помещение И., никаких телесных повреждений у того не было.
Протоколом осмотра места происшествия установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра бытового помещения в <адрес> обнаружен труп мужчины со следами телесных повреждений в области головы, туловища, конечностей.
Перед входом в бытовое помещение лежит алюминиевая фляга, деформированный корпус микроволновой печи, со следами бурого цвета, данные предметы изъяты (л.д. 5-15 т.1).
Заключением судебно – медицинской экспертизы установлено, что смерть И. наступила в результате закрытой черепно – мозговой травмы в виде:
- кровоподтеков в правой глазничной области, в левой глазничной области, с подконъюктивальным кровоизлиянием, кровоподтеков в височной и скуловых областях слева, ссадины на спинке носа;
- ушибленных ран в надбровной области слева, лобной области слева, левой теменно – затылочной области, в правой теменной области, в теменной области по центру, в затылочной области по центру, на левой ушной раковине, кровоизлияний в мягких тканях волосистой части головы;
- субдуральной гематомы в правой теменно – затылочной области;
- кровоизлияний в правой теменно – затылочной области;
-нарушений в веществе мозга по типу кровоизлияний, отека и набухания головного мозга, с развитием компрессионно – дислокационного синдрома.
Упомянутая выше черепно – мозговая травма является опасной для жизни в момент причинения, т.е. причинен тяжкий вред здоровью.
Черепно – мозговая травма, судя по локализации, и взаимному расположению вне – и внутричерепных повреждений, образовались незадолго до смерти, в результате не менее 13 ударных воздействий по голове пострадавшего, твердыми тупыми предметами, с ограниченной поверхностью соударения, в том числе, не менее 7 ударов было причинено предметами, имеющими выраженные ребра (например предметами мебели, бытовой или орг. техникой).
После причинения закрытой черепно – мозговой травмы пострадавший мог совершать самостоятельные действия, однако, по мере прогрессирования субдуральной гематомы, отека головного мозга, должен был потерять эту способность с переходом в состояние физической беспомощности и далее в смерть.
Кроме этого, при исследовании трупа И. были обнаружены пять кровоподтеков на передней поверхности грудной клетке слева, два кровоподтека на передней поверхности грудной клетке справа, кровоподтек в правой надлопаточной области, кровоподтек на боковой поверхности левого плеча, кровоподтек на боковой поверхности правого плеча, кровоподтеки на переднебоковой поверхности левого предплечья, кровоподтек правой кисти, кровоподтек в поясничной области слева, три кровоподтека на боковой поверхности левого бедра, кровоподтек на боковой поверхности правого бедра, кровоподтек в области голеностопного сустава, косо – восходящая спереди – назад, незамкнутая странгуляционная борозда, на коже передней поверхности шеи, не причинившие вреда здоровью и не имеющие отношение к причине смерти И. (л.д. 18-36 т.1).
Из протокола явки с повинной следует, что Бразевич И.И. добровольно сообщил о том, что он ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ударил И. микроволновой печью в область головы, за то, что тот обозвал нецензурной бранью и уронил флягу с водой (л.д. 44 – 45 т.1).
Сведения, изложенные в явке с повинной, Бразевич И.И. подтвердил при проверке показаний на месте (л.д.92 -101 т.1).
Заключением комиссионной судебно – биологической экспертизы установлено, что на микроволновой печи имеется кровь человека. Кроме этого, на микроволновой печи установлено наличие пота, а на срезах ногтей с рук И. – клеток эпидермиса. При молекулярно – генетическом исследовании этих следов выявлена ДНК, принадлежащая И. с вероятностью более 99,9 %. (л.д. 142 – 149 т.1).
Заключением судебной медико – криминалистической экспертизы установлено, что морфологические признаки повреждений на макропрепаратах кожных покровов с лобной области, с левой теменно – затылочной области от трупа И. позволяют считать их ушибленными ранами с преобладанием признаков рассечения тканей без их выраженного размятия и свидетельствуют о воздействии ударов твердым предметом с прямоугольным (либо слегка закругленным) профилем ребер, плоской (возможно несколько выпуклой) ударной грани и отвесными (либо скошенными) боковыми стенками.
В морфопризнаках повреждений «с левой теменно – затылочной области головы» отобразился след, оставленный участком ребра.
Возможность возникновения изученных подлинных повреждений на макропрепаратах кожи от трупа потерпевшего в результате соударения поверхности травматизации с предполагаемыми контактирующими частями представленных предметов, в том числе микроволновой печи, не исключается.
При контактно – диффузионном исследовании макропрепарпатов представленных кожных покровов с головы трупа И. (с левой теменно – затылочной области, с лобной области) - обнаружены следы валентного железа (л.д. 181 -198 т.1).
Протоколом осмотра микроволновой печи установлено, что на ребрах печи имеются участки вдавливаний, участки выпучиваний и заломов металлической пластины, дверца сломана, на поверхности печи имеются буроватые подсохшие следы, похожие на кровь (л.д. 247 – 260 т.1).
Суд, оценивая доказательства в совокупности, приходит к выводу, что вина подсудимого Бразевича в содеянном установлена и квалифицирует его действия по ч.4 ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
При назначении наказания судом учитывается, что преступление, совершенное Бразевичем И.И. относится к категории особо – тяжких, личность подсудимого – ранее не судим, к административной ответственности не привлекался, в быту и по месту предыдущей работы характеризуется, в целом, положительно.
В качестве смягчающих обстоятельств признается чистосердечное раскаяние в содеянном, признание вины, явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, оказание медицинской помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, противоправность действий И., явившихся поводом для совершения преступления, наличие у Бразевича престарелой матери, которой нужен уход в связи с ее состоянием здоровья (п. «И», «К», «З» ч.1 ст. 61 УК РФ, ч.2 ст. 61 УК РФ).
Оснований для признания в качестве отягчающего обстоятельства совершение Бразевичем И.И. преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя суд не находит, в связи с тем, что поводом для совершения преступления явились неправомерные действия потерпевшего, а не нахождение подсудимого Бразевича в состоянии алкогольного опьянения.
Учитывая данные личности подсудимого, тяжесть содеянного, обстоятельства совершения преступления, суд приходит к выводу, что исправление и перевоспитанное без реальной изоляции от общества подсудимого Бразевича И.И. невозможно, так как он представляет повышенную опасность для общества, при этом, исходя из требований ст. ст. 6, 60, 43 УК РФ, суд не усматривает оснований для применения правил, предусмотренных ст. ст. 73, 64, ч.6 ст. 15 УК РФ.
При назначении так же учитываются правила, предусмотренные ч.1 ст. 62 УК РФ.
Принимая во внимание, что Бразевич И.И. ранее не судим, суд считает возможным не применять в отношении подсудимого дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
От возмещения процессуальных издержек подсудимого Бразевича подлежит освободить в связи с тем, что он отказался от адвоката по назначению, однако отказ не был принят следователем.
Руководствуясь ст. ст. 302 – 304, 307 – 309 УПК РФ, суд
приговорил:
Бразевича И.И. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ, и назначить наказание в виде 8 (восьми) летлишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения в отношении Бразевича оставить прежней, в виде заключения под стражу, срок наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
На основании ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального Закона от 03 июля 2018 года № 186 – ФЗ) время содержания Бразевича под стражей с 20 января 2020 года до дня вступления приговора в законную силу, зачесть в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
От возмещения процессуальных издержек за участие адвоката в ходе предварительного следствия в отношении подсудимого Бразевича И.И. освободить.
Вещественные доказательства: микроволновую печь, флягу алюминиевую, два зарядных устройства, фрагмент электрического провода, утепленную куртку, джемпер, и штаны, принадлежащие И., утепленные зимние штаны из коричневато – черно – серо – белой болоньевой ткани, утепленную зимнюю куртку из коричневато – черно – серо - белой болоньевой ткани, зимние ботинки черного цвета, принадлежащие ранее Бразевичу, как не представляющие ценности уничтожить; утепленные зимние штаны из зеленовато – коричневато – серо – белой синтетической ткани, футболку зеленого цвета, зимние пропиленовые сапоги зеленого цвета, кофту – возвратить А.Г. по принадлежности.
Приговор может быть обжалован в Пермский краевой суд через Красновишерский райсуд в течение 10 (десяти) суток со дня его вынесения, а осужденным, содержащимся под стражей – в тот же срок, со дня вручения копии приговора.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении жалобы в суде апелляционной инстанции.
Судья С.Г. Кокоулин