Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1955/2013 ~ М-2301/2013 от 30.07.2013

Дело № 2-1955/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 14 августа 2013 года

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего по делу судьи Коробейникова А.А.,

при секретаре Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Родионова Е—А-- к администрации города Ставрополя и комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании права на первоочередное предоставление земельного участка и обязании администрации города Ставрополя предоставить земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Родионов Е.А. обратился в суд с иском о признании права на первоочередное предоставление земельного участка и возложении на администрацию города Ставрополя обязанности по предоставлению земельного участка указав, что он является инвалидом --- группы, что подтверждается бессрочной справкой ВТЭК от -- г. Одной из мер социальной защиты инвалидов, из числа установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», является право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ч. 14 ст.17 Закона). В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил (п.1 Правил). В силу п. 17 указанных Правил «Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления». Постановлением администрации города Ставрополя от 05.06.2013 г. № 1745 в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Законом Ставропольского края от 10.11.2009 г. № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» истец Родионов Е.А. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включен в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что подтверждается Извещением о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма от 10.06.2013 г. и № 01/14-5-1055. В общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий Истец Родионов Е.А. значится за № 6344.Учитывая, что право на обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства для инвалидов имеет первоочередной порядок, как то указано в ч. 14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901, истец Родионов Е.А. обратился в Комитет градостроительства администрации города Ставрополя (орган, курирующий вопросы распределения земельных участков на территории г. Ставрополя) с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного на территории города Ставрополя в первоочередном порядке. По результатам рассмотрения заявления истца, Комитет градостроительства в ответе от 03.07.2013 г. за № 2269-09/7-17/3 2731 сообщил, что согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах (торгах). Комитет градостроительства полагает невозможным предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов, в связи с чем, истцу рекомендовано было обратиться в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с целью участия в аукционе (торгах). Дополнительно истцу было сообщено, что Положение о порядке первоочередного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на территории города Ставрополя только находится в стадии разработки. Истец полагает, что доводы, изложенные в ответе Комитета градостроительства администрации города Ставрополя по заявлению истца о первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не основаны на нормах права. Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для жилищного строительства регулируются нормами ст. ст. 28, 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ. Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату. В силу ч. 1, 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных Кодексом. Таким образом, действующим законодательством установлена возмездность получения инвалидом земельного участка для жилищного строительства в собственность или в аренду. Однако проведение аукциона предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, равные возможности и условия для всех участников аукциона. При таких обстоятельствах реализация принципа первоочередности предоставления земельного участка инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, невозможна. В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 17.09.2008 г., торги при предоставлении земельного участка инвалиду для индивидуального жилищного строительства не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается. Данное право, указанное в ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по своей сути, является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона).Тогда единственное отличие в приобретении инвалидом прав на земельный участок для индивидуального жилищного строительства является то обстоятельство, что торги по его продаже или продаже права аренды не проводятся, когда как возмездность приобретения права на земельный участок сохраняется. Таким образом, реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов. Исходя из положений ст. ст. 11, 29 Земельного Кодекса РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.В связи с чем, истец просит признать за ним право на первоочередное предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории города Ставрополя в границах, подлежащих уточнению и обязать администрацию города Ставрополя предоставить Родионову Е.А. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в долгосрочную аренду в пределах города Ставрополя, в границах, подлежащих уточнению, соответствующей площадью, подлежащей уточнению.

Истец Родионов Е.А. будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя по доверенности Меграбян К.Г.

В судебном заседании представитель Родионова Е.А. - Меграбян К.Г., действующая на основании доверенности от 04.02.2013 года, исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске и просила их удовлетворить.

В судебное заседании представитель ответчика администрация города Ставрополя Лянгузова С.Н., действующая на основании доверенности от 29.01.2013г. 01/1-16-10, исковые требования не признала и просила суд в их удовлетворении отказать.

В суд не явился представитель ответчика - комитета градостроительства администрации города Ставрополя, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд в соответствии со 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, так как в интересах муниципального образования в судебном заседании присутствует представитель администрации города Ставрополя.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Родионов Е.А. является инвалидом --- группы. Инвалидность установлена бессрочно, подтверждением чему служит выписка из акта освидетельствования во ВТЭК к справке Сер. --, выданной -- г.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий в жилищной сфере относится и положение ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.

Пунктом 1 указанных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Правилами установлены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок постановки и на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида (пункты 2-3 Правил).

Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При этом в соответствии с частью 1 данной статьи жилые помещения предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Таким образом, право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, подлежащее реализации по месту жительства инвалида.

Материалами дела установлено, что истец Родионов Е.А. на основании постановления администрации города Ставрополя от 05.06.2013 г. № 1745 принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включен в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Воспользовавшись указанным правом Родионов Е.А. 18.06.2013 г. обратился в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении ему как инвалиду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного на территории города Ставрополя в первоочередном порядке.

В своем ответе комитет градостроительства администрации города Ставрополя от 03.07.2013 г. за № 2269-09/7-17/3 2731 сообщил истцу, что согласно ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах (торгах), в связи с чем, истцу было рекомендовано обратиться в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с целью участия в аукционе (торгах).

Указанный довод комитета градостроительства администрации города Ставрополя суд считает необоснованным по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1), запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт 2), принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 3), и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона (пункт 4).

Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на внеочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 2 указанной нормы продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи или аренды торги не проводятся, поскольку иное противоречило бы смыслу указанного закона.

При этом приобретение права на земельный участок производится на возмездной основе.

Учитывая то обстоятельство, что положения названного закона не подкреплены законодательным установлением порядка предоставления земельных участков, на права заявителя не влияет и не может служить основанием к отказу в предоставлении земельного участка в рамках указанного Закона.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований согласиться с доводом комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 03.07.2013 г. поскольку его содержание не соответствует требованиям действующего Закона.

Поскольку в условиях, при которых в соответствии с положениями указанных выше норм Земельного кодекса РФ суду, органом местного самоуправления не представлено каких – либо доказательств отсутствия возможности для предоставления в первоочередном порядке Родионову Е.А. земельного участка в рамках Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предназначенного для индивидуального жилищного строительства, исковые требования Родионова Е.А. о признании права на первоочередное предоставление земельного участка и обязании администрации города Ставрополя предоставить земельный участок, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Родионова Е—А--к администрации города Ставрополя и комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании права на первоочередное предоставление земельного участка и обязании администрации города Ставрополя предоставить земельный участок - удовлетворить.

Признать за Родионовым Е---А. раво на первоочередное предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории города Ставрополя в границах, подлежащих уточнению.

Обязать администрацию города Ставрополя предоставить Родионову Е –А--земельный участок для индивидуального жилищного строительства в долгосрочную аренду в пределах города Ставрополя, в границах, подлежащих уточнению, соответствующей площадью, подлежащей уточнению.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение вынесено в совещательной комнате.

Судья А.А. Коробейников

решение суда не вступило в законную силу.

2-1955/2013 ~ М-2301/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Родионов Евгений Анатольевич
Ответчики
Администрация г. Ставрополя
Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Коробейников Александр Александрович
Дело на сайте суда
oktyabrsky--stv.sudrf.ru
30.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2013Передача материалов судье
30.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2013Судебное заседание
14.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее