Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3296/2011 ~ М-3344/2011 от 08.11.2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ судья Самарского районного суда г. Самара Кривицкая О.Г.. при секретаре Мурыгиной О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пырлык А.В. к Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны о возложении обязанности заключить договор социального найма на занимаемое жилое помещение,

У с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском указав в заявлении, что он, полковник в отставке Пырлык А.В., имея выслугу 33 года и являясь ветераном и <данные изъяты> (проходил службу в Афганистане и Чечне), уволен из Вооружённых сил по состоянию здоровья.

С ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма служебного жилого помещения , заключённого с Самарской квартирно-эксплуатационной частью МО РФ, он проживает в <адрес> в г. Самара, с семьёй в составе 4 человек (с женой и двумя детьми). Квартира была предоставлена в доме-новостройке.

Одновременно, гр. Пырлык А.В. признан нуждающимся в получении жилья по основаниям предусмотренным ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и состоит на очереди в жилгруппе Самарской КЭЧ на получение жилья по договору социального найма на семью из 4 человек.

Занимаемая гр. Пырлыком квартира, не зарегистрирована в регистрационной службе Самарской области как служебная и не отнесена к служебному фонду в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42.

ДД.ММ.ГГГГ году в связи с указанным обстоятельством, гр. Пырлык А.В. обратился в Самарскую КЭЧ, как к органу, на праве оперативного управления которого находится жилой дом, с заявлением о расторжении договора найма служебного жилого помещения и заключении договора социального найма на занимаемую квартиру.

Однако в том же году КЭЧ утратило право заключать договоры социального найма.

В соответствии с изменившимися нормативными документами, органом, уполномоченным заключать, изменять и расторгать договоры социального найма с военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, перед которыми у Минобороны сохраняется обязательство жилищного обеспечения, является Департамент жилищного обеспечения МО РФ, в лице его территориальных органов.

ДД.ММ.ГГГГ году Пырлык А.В, направил письмо с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемую квартиру в Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (620100, <адрес>), а также в Самарский филиал указанного учреждения.

Заявление Пырлыка А.В. осталось без рассмотрения, что в отсутствие конклюдентных действий со стороны адресата означает отказ в заявленных требованиях. Отказ ЦРУ ЖО МО РФ нарушает право истца на проживание в занимаемой квартире по договору социального найма.

В связи с указанными обстоятельствами Пырлык А.В. ДД.ММ.ГГГГ повторно направил вышеназванным лицам заявление о заключении договора соцнайма на занимаемую квартиру и обратился в суд, считая своё право нарушенным на следующем основании.

Из приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении полковника Пырлыка А.В. следует, что он проходил военную службу в должности доцента Самарского военно-медицинского института и его выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 26 лет 11 месяцев, общая выслуга (в льготном исчислении) - 33 года 3 месяцев, жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади.

В соответствии со списком распределения служебных жилых помещений во вновь построенном жилом <адрес>/жд <адрес>, полковнику Пырлыку А.В. на состав семьи 4 человека предоставлена трёхкомнатная служебная <адрес>, общей площадью 82.29 кв. метра, жилой площадью 45,07 кв. м.

Согласно договору найма специализированного жилого помещения (служебного жилого помещения) от ДД.ММ.ГГГГ , Самарская КЭЧ района, действующая от имени собственника жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации на основании доверенности, заключила настоящий договор с Пырлыком А.В. о предоставлении трёхкомнатной служебной квартиры по адресу: <адрес> на состав семьи 4 человек, общей площадью 78.5 кв. метра, жилой 46,0 кв.м, для временного проживания в нём.

Как усматривается из Постановления Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 988, учетная норма площади жилого помещения для граждан ветеранов боевых действий, проживающих в отдельных квартирах, составляет 14 кв. метров.

В соответствии со списком военнослужащих Самарского военно-медицинского института, нуждающихся в жилом помещении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, Пырлык А.В. с составом семьи 4 человека состоит в данном списке под порядковым и с датой постановки с ДД.ММ.ГГГГ года по основаниям предусмотренным ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (после ликвидации Самарского ВМИ, указанные списки очередников ведутся Самарской КЭЧ).

В соответствии с разъяснением Управления по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве обороны РФ органами, осуществляющими управление государственным жилищным фондом, являются квартирно-эксплуатационные части районов, в оперативное управление которых закреплены жилые помещения.

Решение начальника КЭЧ района об отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда направляется по подчиненности квартирного органа соответствующим начальникам управления строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, квартирно-эксплуатационного управления военного округа.

Указанный порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду был изменен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и изданным в его исполнение указанием начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны Российской Федерации, определено Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации, которое уполномочено принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд МО РФ.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации прав на спорную квартиру, как на относящуюся к специализированному жилищному фонду.

В соответствии с сообщением руководителя Департамента расквартирования Министерства обороны Российской Федерации (правопреемника Управления по реализации жилищных программ МО РФ, расформированного с ДД.ММ.ГГГГ) от ДД.ММ.ГГГГ , решение о включении в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начальником Управления по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации не принималось.

Как усматривается из сообщения руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , сведениями об объекте недвижимости - <адрес>, управление не располагает.

Согласно сообщению руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , жилой дом по адресу: <адрес> закреплён на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Самарская квартирно-эксплуатационной частью района» распоряжением федерального Агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ

Сведений об отнесении квартиры, занимаемой истцом, за исключением приказа начальника Самарской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении квартир к специализированному жилому фонду во вновь введённом жилом доме по <адрес> в г. Самара», не имеется, поскольку никаких действий по направлению документов для отнесения этого жилого помещения к числу служебных установленным порядком, в том числе, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , не предпринималось, следовательно, снований для издания вышеуказанного приказа не было.

В частности, согласно пункту 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:

а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений
специализированного жилищного фонда;

б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного
ведения или оперативного управления на жилое помещение;

в) технический паспорт жилого помещения;

г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.
Однако, с заявлением об отнесении спорного жилого помещения к

специализированному жилищному фонду в орган управления никто не обращался. По своей же инициативе КЭЧ, не вправе производить указанные действия (относить вновь построенный объект к специализированному жилищному фонду). Документом, подтверждающего право оперативного управления на жилое помещение на спорный период, Самарская КЭЧ не располагала, равно как и не располагает на настоящий момент.

Следовательно, в отсутствие заявления от заинтересованного лица, а также документа, подтверждающего право оперативного управления на жилое помещение, решение принималось в нарушение установленного порядка.

Кроме того, технический паспорт жилого помещения был составлен ДД.ММ.ГГГГ, а разрешение о вводе дома в эксплуатацию э, содержащее заключение о соответствии жилого дома, в том числе спорного жилого помещения, предъявляемым к нему требованиям, было издано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. значительно позже приказа начальника Самарской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении квартир к специализированному жилому фонду во вновь введённом жилом доме по <адрес> в г. Самара».

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод истцу, что, приказ начальника Самарской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ, был издан в отсутствие документов, установленных Постановлением Правительства.

Кроме того, сам приказ является недействительным, так как содержит не соответствующие действительности сведения, поскольку издан «задним числом» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ не может быть издан во исполнение правого акта от ДД.ММ.ГГГГ г.), а также является актом, изданным не уполномоченным лицом. Приказ издан ДД.ММ.ГГГГ, тогда как распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом -р о закреплении жилого дома по адресу: <адрес> на праве оперативного управления за Самарской КЭЧ был издан ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, на ДД.ММ.ГГГГ не имея права оперативного управления на спорный дом, Самарская КЭЧ не являлась органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны Российской Федерации.

Пырлыку А.В., имеющему более 20 лет выслуги (первый контракт о прохождении военной службы заключил до 1998 года), начальником Самарской КЭЧ района было отказано в исключении квартиры, предоставленной ему в ДД.ММ.ГГГГ года по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и оформления с ним договора социального найма жилого помещения, поскольку должностное лицо таковыми правомочиями не обладает, а также в соответствии с указаниями Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и указаниями Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , запрещающими исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

Ссылаясь на то, что занимаемая истцом квартира изначально, с момента ее предоставления в ДД.ММ.ГГГГ года не относилась к специализированному жилищному фонду (не являлась служебной), поскольку установленный и действующий, в период предоставления этой квартиры, порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду, установленный с января 2006 <адрес> РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Самарской КЭЧ района соблюден не был, а сама КЭЧ не являлась органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны РФ, а Самарской КЭЧ района до ДД.ММ.ГГГГ и Министерством обороны Российской Федерации в последующем (как органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом с ДД.ММ.ГГГГ) легитимных решений об отнесении жилого помещения, занимаемого заявителем к специализированному жилищному фонду, не принималось, истец указывает, что действия Самарской КЭЧ по незаконному «заслужебливанию» спорной квартиры, а также бездействие начальника ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в отношении заключения договора социального найма, нарушили право истца на проживание в занимаемой квартире по договору социального найма.

Полагает, что Пырлык А.В. является нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания, относится к категории уволенных военнослужащих, которые должны обеспечиваться жилыми помещениями по договору социальному найма (заключил контракт о прохождении военной службы до 1998 года, и имеет выслугу более 20 лет), а занимаемое им жилое помещение соответствует норме предоставления жилья, установленной в <адрес> и ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», то требование гр. Пырлыка А.В. о заключении с ними договора социального найма является обоснованным, соответствует требованиям п.З ст.2, п.1 ч.З ст. 19, ст.ст. 49, 60 и 62 ЖК РФ, и подлежит удовлетворению.

Просит обязать Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в установленном порядке заключить договор социального найма жилого помещения с Пырлыком Анатолием Васильевич на занимаемую им с семьёй в составе 4 человек <адрес>.

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности ФИО4 поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.

Ответчик о слушании дела извещен, в судебное заседание представитель не явился.

Представитель Самарской квартирно-эксплуатационной части района о слушании дела извещены, в суд не явились.

Суд полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 93 Жилищного кодекса РФ установлена возможность существования специализированного жилищного фонда, в частности, служебных жилых помещений, которые предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, в том числе, в связи с прохождением службы.

Из материалов дела усматривается, что между Самарской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны РФ и Пырлык А.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма служебного жилого помещения, состоящего из квартиры, общей площадью 78,5 кв.м., жилой 46,0 кв.м., расположенной в <адрес>. ( л.д.11).

Собственником указанного жилого помещения является Министерство обороны РФ, фактически от имени которого начальником Самарской Квартирно-эксплуатационного части района на основании доверенности Самарской КЭЧ района на право предоставления интересов Министерства Обороны был заключен договор.

В соответствии с п.2 договора жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы.

Согласно п.5 договор был заключен на время службы в Самарском гарнизоне.

Указанное жилое помещение находится в государственной собственности, закрепленной за Министерством Обороны РФ, на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , доверенности Самарской КЭЧ района на право представления интересов Министерства обороны РФ.

Решение о присвоении статуса « служебное» жилому помещению, принадлежащему на праве собственности Министерству обороны РФ, указанным должностным лицом было принято в соответствии Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвердившего Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, пунктами 36 и 37 указанной Инструкции.

В соответствии с п.68 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» п.68 Министр обороны осуществляет распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.

Указанное решение не противоречит закону, положениям ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

С истцом был заключен договор найма служебного жилого помещения в период прохождения им военной службы, истец знал о статусе предоставленного ему жилого помещения, был согласен с этим.

Ссылка представителя истца на то, что на момент заключения указанного договора истец уже был нуждающимся в улучшении жилищных условиях и стоял в очереди на получение жилья, не является основанием для удовлетворения его требований о признании незаконным присвоения предоставленному ему жилому помещения статуса служебного.

Собственник жилого помещения был вправе принять такое решение и обеспечить военнослужащего в период прохождения им службы служебным жилым помещением. То обстоятельство, что Пырлык А.В. в настоящее время уволился из рядов Российской Армии, будучи фактически необеспеченным по смыслу ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих!» жилым помещением, также не является основанием для изменения статуса служебного жилого помещения.

Несоблюдение Министерством обороны РФ порядка государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организациями в части регистрации указанного жилого помещения как служебного в органах государственной регистрации, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , не является основанием полагать, что жилое помещение, отнесенное собственником к числу служебных, перестало быть таковым.

Несоблюдение указанного порядка не влечет признание самого решения недействительным.

После увольнения с военной службы истец со своей семьей продолжает проживать в служебном жилом помещении, требований о его выселении Самарской КЭЧ не заявлялось. Истец также продолжает стоять в очереди на получение жилого помещения для постоянного проживания.

Кроме того, в соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела.

Так, решением Самарского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении исковых требований Пырлык А.В. к Департаменту управлению имуществом г.о. Самара о возложении обязанности заключить договор социального найма на ту же квартиру. Решение суда вступило в законную силу. ФГУ «Самарская КЭЧ « и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации были привлечены к участию в дело.

При рассмотрении дела судом установлено, что спорная <адрес> является государственной собственностью и закреплена за Министерством обороны Российской Федерации.

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.14) указанная квартира была закреплена за Самарской КЭЧ района на праве оперативного управления.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.15) <адрес> жилом доме по <адрес> отнесена к специализированному жилому фонду. Указанный приказ издан в соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Указания Начальника службы расквартирования и обустройства от ДД.ММ.ГГГГ .

Компетентными органами решения об исключении жилья из фонда служебного не принималось. Специального нормативного акта, наличие которого позволяло бы суду принять такое решение, не издавалось..

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Пырлык А.В. к ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самара в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Кривицкая О.Г.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.


2-3296/2011 ~ М-3344/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пырлык А.В.
Ответчики
ФГУ "Самарская КЭЧ района"
ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в лице Самарского филиала
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Кривицкая О. Г.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
09.11.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2011Передача материалов судье
29.11.2011Судебное заседание
07.12.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2011Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее