Дело № 2 - 620/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ
Ленинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Сулохиной Н.Н.,
при секретаре Алёшиной Е.А.,
с участием ответчика Сухоруковой Н.В., действующей в своих интересах и интересах Сухоруковой Г.В., Сухоруковой Е.В. и Сухорукова В.И. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года
28 июня 2016 года в городе Ленинске, Волгоградской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> к Сухоруковой Н. В., Сухоруковой Г. В., Сухоруковой Е. В. и Сухорукову В. И. о понуждении предоставления доступа в квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция государственного надзора <адрес> (далее Инспекция) обратилась в суд с иском к ответчикам Сухоруковым Н.В., Г.В., Е.В. и В.И. о понуждении предоставления доступа в квартиру, указывая, что ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежит трехкомнатная <адрес> многоквартирного жилого <адрес>, села Заплавное, <адрес>.
Согласно поступившей в Инспекцию от ФИО1 информации ответчики произвели переустройство и (или) перепланировку принадлежащего им жилого помещения без необходимого для этого согласования.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора <адрес>, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П (далее - Положение), Инспекция государственного жилищного надзора <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора. Согласно п. 2.6 Положения инспекция организует и осуществляет на территории <адрес> проверки и обследования жилищного фонда независимо от его формы собственности.
Приказами Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № назначена внеплановая выездная проверка соблюдения собственниками вышеуказанной квартиры правил пользования жилыми помещениями на ДД.ММ.ГГГГ. О дате и времени проведения проверки ответчики были уведомлены надлежащим образом. Однако должностному лицу инспекции не удалось провести обследование жилого помещения, принадлежащего ответчикам, в связи тем, что ответчиками не был предоставлен доступ в указанную квартиру. В связи с изложенным, просит суд обязать Сухорукову Н.В., Сухорукову Г.В., Сухорукову Е.В. и Сухорукова В.И., обеспечить доступ в <адрес> многоквартирного <адрес>, собственниками которой они являются на основании права общей (долевой) собственности, для проведения инспекционной проверки на предмет выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации в части соблюдения правил пользования жилыми помещениями, а также обязать ответчиков представить должностному лицу Инспекции правоустанавливающие документы на указанную квартиру (технический паспорт по состоянию на дату последней технической инвентаризации; разрешение(постановления, распоряжения или решения) органов местного самоуправления на проведение работ по переустройству и перепланировке жилых помещений, расположенных в квартире многоквартирного <адрес> в селе 3aплавное <адрес>, с приложением копии материалов (заявления собственника жилых помещений указанной квартиры, проекта и т.п.), послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления решения о выдаче такого разрешения; актов приемочной комиссии, подтверждающих завершение работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, расположенных в квартире многоквартирного <адрес> <адрес> для проведения инспекционной проверки на предмет выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации.
В судебное заседание представитель Инспекции государственного надзора <адрес> не явился, в письменном заявлении, направленном в адрес суда представитель ФИО2, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования поддержал, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик Сухорукова Н.В., действуя в своих интересах, а также представляя по доверенности интересы Сухоруковых Г.В., Е.В. и В.И. в судебном заседании исковые требования не признала, суду показала, что ответчики и лично она не намерены предоставлять жилищному инспектору доступ в принадлежащее им жилое помещение, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении ими ущерба как жилому помещению, которое занимают они, так и их соседями.
Ответчики Сухорукова Г.В., Сухорукова Е.В. и Сухоруков В.И. в судебное заседание не явились, о дне, времени слушания дела извещены надлежащим образом, их интересы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представляет Сухорукова Н.В.
Суд, выслушав Сухорукову Н.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации, ограничение прав может быть допустимо, только если оно служит определенным целям, указанным в данной статье: защите основ конституционного строя; нравственности; здоровья; прав и законных интересов других лиц; обеспечению обороны страны и безопасности государства.
Частью 2 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нём на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учётом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Постановления Правительства Волгоградской области от 25.08.2014 N 478-п "Об утверждении Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области" инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее именуется - Инспекция) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области.
Судом установлено, что собственниками по ? доли каждый в квартире, расположенной по адресу: <адрес> являются Сухоруковы Н.В., Г.В., Е.В. и В.И. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.84), а также копиями свидетельств о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Руководителю Инспекции государственного жилищного надзора <адрес>, следует, что собственники <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом <адрес> <адрес>, произвели самовольное переустройство (перепланировку) жилого помещения без соответствующего согласования с органами местного самоуправления и надлежаще оформленных проектно-разрешительных документов, в связи с чем имеются основания опасаться за целостность несущих конструкций дома, которые могли быть повреждены в результате данного самовольного переустройства или перепланировки, в связи с чем, просит Инспекцию проверить законность проведенного переустройства жилого помещения, а также соответствие переустройства проекту и действующим строительным нормам и правилам.
Приказами заместителя руководителя Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая выездная проверка соблюдения Сухоруковой Н.В., Сухоруковой Г.В., Сухоруковой Е.В. и Сухоруковым В.И. правил пользования жилыми помещениями на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-9), о чём последним направлены уведомления (л.д.10-17).
Однако, ДД.ММ.ГГГГ провести проверку не представилось возможным, в связи с отказом ответчиков предоставить доступ инспектору в жилое помещение, о чём составлены акты и протоколы об административных правонарушениях.
Согласно приказам и.о.заместителя руководителя Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая выездная проверка соблюдения Сухоруковой Н.В., Сухоруковой Г.В., Сухоруковой Е.В. и Сухоруковым В.И. правил пользования жилыми помещениями на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-48), о чём последним направлены уведомления (л.д.49-56).
Однако, ДД.ММ.ГГГГ провести проверку вновь не представилось возможным, в связи с отказом ответчиков предоставить доступ в жилое помещение, о чём составлены акты (л.д.59-62) и протоколы об административных правонарушениях (л.д.63-74).
Из объяснений ответчика Сухоруковой Н.В. в ходе судебного заседания следует, что предоставить инспектору доступ в принадлежащее им жилое помещение для осуществления жилищного контроля, они отказываются в связи с отсутствием оснований для проведения такого контроля.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение должно использоваться для проживания с учётом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пункты 7, 9 и 9.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяют органы местного самоуправления полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществлению муниципального жилищного контроля; определению порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.
Поскольку полномочия по соблюдению требований жилищного законодательства возложены на истца, который фактически предоставляет общественные интересы, а именно интересы граждан, проживающих в домах, в которых самовольно произведенные перепланировки могут повлечь за собой нарушения прав и законных интересов граждан, либо создать угрозу их жизни и здоровью, тем самым истец обеспечивает контроль за сохранностью жилого фонда, так как производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на дальнейшую его эксплуатацию и указанное возможно осуществить только посредством осмотра квартиры, истец может оценить состояние жилого помещения и исполнить возложенные на него функции.
Истец – Инспекция по сути просит суд дать разрешение на проникновение в жилище без согласия собственников Сухоруковых Н.В., Г.В., Е.В. и В.И. с целью реализации своих полномочий, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, для выполнения возложенных на неё обязанностей в целях пресечения нарушения прав и законных интересов проживающих в жилом доме граждан, указывая на наличие данных о самовольном переустройстве, и перепланировке жилого помещения в жилом доме.
Ссылка ответчика на недостойное поведение инспектора жилищного надзора при проведении выше указанной проверки, а также предположение о возможности вноса в принадлежащее им на праве общей долевой собственности, предметов, запрещенных к гражданскому обороту, таких как наркотики и оружие, своего документального подтверждении не нашла, а потому не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
С учётом приведённых обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению.
Возражения ответчиков о неприкосновенности их жилища основаны на неверном понимании положений Конституции РФ и норм Жилищного кодекса РФ в данной части, поскольку в силу статьи 55 Конституции РФ, части 2 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничение права ответчиков на неприкосновенность жилища в данном случае должно быть допущено для целей защиты здоровья граждан, прав и законных интересов других лиц - жителей указанного многоквартирного жилого дома.
Доводы ответчика о том, что истцом не представлено суду доказательств, свидетельствующих о причинении ими ущерба соседям, а также о том, что занимаемое им жилое помещение не отнесено к многоквартирному дому, об отсутствии у истца прямых доказательств осуществления ими перепланировки или переустройства в принадлежащем им жилом помещении, и об отсутствии у жилищного инспектора полномочий по фиксации факта перепланировки, либо переустройства, не имеют значения для разрешения настоящего спора, поскольку не относятся к предмету спора и обстоятельствам, подлежащим доказыванию по нему.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> к Сухоруковой Н. В., Сухоруковой Г. В., Сухоруковой Е. В. и Сухорукову В. И. о понуждении предоставления доступа в квартиру, удовлетворить.
Обязать Сухорукову Н. В., Сухорукову Г. В., Сухорукову Е. В. и Сухорукова В. И. обеспечить доступ в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, собственниками которой они являются на основании права общей (долевой) собственности, для проведения инспекционной проверки на предмет выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации в части соблюдения правил пользования жилыми помещениями.
Обязать Сухорукову Наталью Витальевну, Сухорукову Галину Владимировну, Сухорукову Елену Владимировну и Сухорукова Владимира Ильича представить должностному лицу Инспекции правоустанавливающие документы на указанную квартиру (технический паспорт по состоянию на дату последней технической инвентаризации; разрешение(постановления, распоряжения или решения) органов местного самоуправления на проведение работ по переустройству и перепланировке жилых помещений, расположенных в квартире многоквартирного <адрес>, с приложением копии материалов (заявления собственника жилых помещений указанной квартиры, проекта и т.п.), послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления решения о выдаче такого разрешения; актов приемочной комиссии, подтверждающих завершение работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений, расположенных в квартире многоквартирного <адрес> <адрес> для проведения инспекционной проверки на предмет выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья