Дело № 2-33/2019 Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 февраля 2019 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Чайка О.Н.
при секретаре Данилец В.В.
с участием представителя истца Чикусовой Е.С.
представителей ответчика Богдановой Е.Н.
Зозуля О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молчановой Марии Валерьевны к Государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Кировский психоневрологический интернат» о взыскании заработной платы в части невыплаченной премии, компенсации за задержку выплаты заработной платы, денежной компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец Молчанова М.В. обратился в суд с иском к ответчику Государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Кировский психоневрологический интернат» (далее – ГОАУСОН «Кировский психоневрологический интернат») о взыскании заработной платы в части невыплаченной премии, компенсации за задержку выплаты заработной платы, денежной компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что она является работником ГОАУСОН «Кировский психоневрологический интернат» по трудовому договору от 01 марта 2008 года в должности .... В соответствии с условиями трудового договора и локальным нормативным актом, принятым в учреждении, предусмотрены стимулирующие выплаты в виде премий. Ссылается на пункты 2.6, 2.9 Положения о премировании, которыми предусмотрено, что премия за основные результаты работы за месяц начисляется за фактически отработанное время и выплачивается работникам, не имевшим в течение отчетного периода дисциплинарного взыскания и при условии выполнения показателей премирования, ежемесячно в размере 100% от должностного оклада. Лишение или снижение размера премии оформляется приказом директора с обязательным указанием причин и доводится до сведения работника. Вместе с тем, работодателем на протяжении длительного периода времени ей (истцу) выплачивается премия в заниженном размере, при этом с приказами о лишении либо снижении размера премии её не знакомили. С учётом уточнённых исковых требований просит суд взыскать с ответчика заработную плату в части невыплаченной премии за период с апреля 2015 года по октябрь 2018 года в сумме 172 551 рубль 70 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 67 412 рублей 45 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Истец Молчанова М.В. в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в её отсутствие с участием представителя, настаивала на удовлетворении уточнённых исковых требований.
Представитель истца Чикусова Е.С. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержал в полном объёме, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала о том, что изменения, внесённые 19 ноября 2015 года в Положение о премировании работников ГОАУСОН «Кировский психоневрологический интернат», с которыми истица ознакомлена не была, существенно изменяют условия оплаты труда, поэтому применяться должно Положение о премировании без учёта данных изменений.
Представители ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержал письменные возражения, представленные в материалы дела, из которых следует, что премиальные выплаты работникам учреждения осуществляются в пределах выделенных субсидий на текущий финансовый год на выполнение государственного задания учреждения в части расходов на оплату труда работников, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 1.4 Положения о премировании). Указывает о том, что из пункта 1.6 Положения об оплате труда следует, что руководитель учреждения в пределах имеющихся средств на оплату труда работников учреждения самостоятельно определяет размеры премий, выплачиваемых работникам учреждения. Полагают, что выплата премий не являлась обязательной составляющей заработной платы и могла быть осуществлена при наличии одновременно следующих условий: достижения учреждением определённых результатов деятельности и отсутствия критериев, наличие которых влечёт возможность не назначения премии в полном объёме. Таким образом, депремирование не носит произвольный характер, а обусловлено объективными обстоятельствами. Указывают о том, что выплата премий является мерой стимулирующего характера, направленной на формирование у работников стремления к более качественному выполнению должностных обязанностей, улучшению результатов труда. Данная выплата нормами трудового законодательства не отнесена к числу обязательных выплат, а является правом работодателя. Просят суд в иске отказать в полном объёме, поскольку премии работникам учреждения, в том числе истцу, выплачиваются исходя из размера фонда оплаты труда.
Суд, в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, опросив свидетеля, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление системы премирования является прерогативой работодателя.
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом, системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Как установлено судом, приказом №... от ... истец Молчанова М.В. принята на работу в ГОАУСОН «Кировский психоневрологический интернат» на должность ... (том 1 л.д. 166).
Приказом №... от ... Молчанова М.В. переведена на должность ... с установлением оклада в размере ... рублей (том 1 л.д. 168).
Как следует из содержания заключенного между сторонами трудового договора №... от ... и дополнительных соглашений к нему (том 1 л.д. 192-248а), работнику (истцу) установлен должностной оклад в размере ... рубля, а также повышающий коэффициент к должностному окладу за специфику работы в учреждении социального обслуживания населения в размере 25% - ... (пункты 4.2, 4.3.1 дополнительного соглашения от ... – том 1 л.д. 229).
Из расчётных листков истца за период с апреля 2015 года по октябрь 2018 года следует, что начисление истцу ежемесячной премии производилось в различных размерах, составляющих менее 100 % от должностного оклада (том 2 л.д. 123-160).
Пунктом 4.4 трудового договора №... от ... предусмотрено право работника на получение по результатам своей работы различных надбавок, доплат, премий, других вознаграждений в соответствии с коллективным договором и приказом Директора интерната.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от ... предусмотрено, что в качестве поощрения работнику устанавливается такая выплата стимулирующего характера, как премия в соответствии с Положением о премировании Учреждения (п.п. 4.7.3 п. 4.7) (том 1 л.д. 209-210).
В соответствии с пунктом 1.6 Положения об оплате труда работников ГОАУСОН «Кировский психоневрологический интернат», утверждённого приказом от 27.03.2017 № 252 (далее – Положение об оплате труда), руководитель учреждения в пределах имеющихся средств на оплату труда работников учреждения самостоятельно определяет размеры должностных окладов, а также размеры повышающих коэффициентов, доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.
Согласно пункту 2.1 Положения об оплате труда фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год раздельно, исходя из доведенного объёма субсидий на финансовое обеспечение выполнения им государственного задания, субсидий на иные цели в части выплат социального характера, направленных на оплату труда и средств от иной приносящей доход деятельности.
Фонд оплаты труда работников учреждения включает в себя базовую, специальную, стимулирующую части и выплаты компенсационного характера. На стимулирующие выплаты руководителю учреждения направляется до 5% от фонда оплаты труда работников учреждения. Неиспользованные средства стимулирующей части фонда оплаты труда руководителя учреждения могут быть перераспределены и направлены на выплаты стимулирующего характера работника учреждения. Базовая, специальная части фонда оплаты труда и выплаты компенсационного характера составляют не более 70% от фонда оплаты труда, а стимулирующая часть – не менее 30% (п. 2.2 Положения об оплате труда).
Из пункта 3.1.1 Положения об оплате труда следует, что заработная плата работников учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Положением об оплате труда к выплатам стимулирующего характера отнесены, в том числе, премии. Премирование работников учреждения осуществляется на основе Положения о премировании учреждения. Размер премий устанавливается в процентном отношении к должностному окладу в соответствии с пунктом 3.2.5 либо в абсолютной величине и максимальными размерами не ограничиваются. При премировании за основные результаты работы (за месяц, квартал, год) учитываются: инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; достижение высоких результатов в работе в соответствующий период; участие в инновационной деятельности и другие результаты (п.п. 3.4.1.3 п. 3.4.1).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения о премировании работников ГОАУСОН «Кировский психоневрологический интернат», утверждённого приказом от 11.03.2015 № 148 (далее – Положение о премировании), с учётом изменений, установленных приказом № 448 от 19.11.2015, премиальные выплаты работникам учреждения осуществляются в пределах выделенных субсидий на текущий финансовый год на выполнение государственного задания учреждения в части расходов на оплату труда работников, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о премировании с учётом изменений, установленных приказом № 448 от 19.11.2015, выплата премии, устанавливаемая настоящим положением, производится в пределах утвержденного фонда оплаты труда на текущий финансовый год.
Премирование работников учреждения производится по решению руководителя с учетом представлений руководителей структурных подразделений (п. 1.6 Положения о премировании в ред. приказа № 448 от 19.11.2015).
Согласно пункту 2.8 Положения о премировании, премирование работников производится с четом выполнения условий премирования по итогам работы за месяц. Условиями премирования являются: работа в течение учетного периода и оперативное выполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностными инструкциями; выполнение установленных качественных и количественных показателей, входящих в систему оценки деятельности учреждения; соблюдение трудовой дисциплины.
Руководитель имеет право: не назначать или снижать размер премии за нарушения в работе согласно приложению № 1 к настоящему Положению (п.2.10 Положения о премировании в ред. приказа № 448 от 19.11.2015).
Не назначение или снижение размера премии оформляется приказом руководителя с указанием причин. Приказ доводится до работника для ознакомления специалистам по кадрам (п. 2.11 Положения о премировании в ред. приказа № 448 от 19.11.2018).
Премия выплачивается в день выплаты заработной платы (окончательный расчет), в срок, установленный Коллективным договором (п.2.12 Положения о премировании в ред. приказа № 448 от 19.11.2015).
Из системного анализа положений указанных локальных нормативных актов, регулирующих вопросы оплаты труда работников ГОАУСОН «Кировский психоневрологический интернат», следует, что премии по итогам работы за месяц не являются обязательными, гарантированными и безусловными, составляют переменную часть оплаты труда, её размер не является фиксированным, зависит от размера фонда оплаты труда, результатов достижения показателей и усмотрения работодателя, носит стимулирующий характер.
Из пояснений представителей сторон следует, что Молчанова М.В. в спорный период времени к дисциплинарной ответственности не привлекалась, приказов о не назначении или снижении размера премии работодателем в отношении Молчановой М.В. не издавалось.
В судебном заседании представителем ответчика Богдановой Е.Н. даны пояснения о том, что размер премии, подлежащей выплате Молчановой М.В., исчислялся исходя из установленного размера фонда оплаты труда на конкретный период и с учётом показателей работы за каждый месяц по усмотрению руководителя учреждения.
Таким образом, из совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу о том, что решение о выплате истцу премий за спорный период принято работодателем исходя из установленного размера фонда оплаты труда в соответствии с локальными нормативными актами, действующими в учреждении.
Ссылки представителя истца на отсутствие фактов дисциплинарных взысканий, судом отклоняется как несостоятельные, поскольку суд не наделен полномочиями по оценке профессионализма, эффективности и результативности деятельности конкретного сотрудника и выполнению им необходимых для работодателя задач, а применение к работнику мер дисциплинарного воздействия либо мер поощрительного характера является правом, а не обязанностью работодателя.
По мнению суда, действия работодателя по установлению конкретному работнику определенного размера премии, в том числе в пониженном размере, по сравнению с другими работниками, не нарушают права истца на гарантированное вознаграждение за труд в рамках статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Довод представителя истца о том, что применению подлежит Положение о премировании без учёта изменений, внесённых приказом № 448 от 19.11.2015, поскольку истец не была с ним ознакомлена, является не состоятельным, поскольку исходя из заключённого между сторонами трудового договора, а также Положения о премировании (в ред. приказа № 6 от 11.03.2015) не следует, что премия является частью заработной платы и подлежит обязательной выплате в размере 100 % от оклада.
При отказе в требованиях истца о взыскании заработной платы в части невыплаченной премии, суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, а также денежной компенсации морального вреда, как вытекающих из основного требования.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Молчановой Марии Валерьевны к Государственному областному автономному учреждению социального обслуживания населения «Кировский психоневрологический интернат» о взыскании заработной платы в части невыплаченной премии, компенсации за задержку выплаты заработной платы, денежной компенсации морального вреда – отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.Н. Чайка