Копия
2а-6337/2022
63RS0045-01-2022-007189-82
Решение
Именем Российской Федерации
22 ноября 2022г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,
при секретаре Соболевой Е.Ю.
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-6337/2022 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Белиновой ФИО4 о взыскании недоимки по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России №23 по Самарской области обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику Белиновой ФИО5
В обоснование своих требований указал, что Белинова ФИО6 состоит на налоговом учете, является плательщиком транспортного налога в связи с наличием объектов налогообложения.
Также Белинова ФИО7. в 2020г. являлась плательщиком единого налога на вмененный доход.
Истцом направлено ответчику налоговое уведомление о необходимости уплаты налогов за период 2019-2020гг.
В связи с наличием недоимки по налогу налогоплательщику направлено требование об уплате. До настоящего времени сумма задолженности, указанная в требовании, не погашена.
В связи с этим, административный истец просит суд взыскать с Белиновой ФИО8 недоимку по обязательным платежам на общую сумму 10 903,42руб., в том числе по единому налогу на вмененный доход ОКТМО 36701335 за 3 квартал 2020г. остаток в размере 613,41руб., за 4 квартал 2020г. в размере 10 219руб., по транспортному налогу ОКТМО 36701335 за 2019г. пени в сумме 71,01руб. за период с 02.12.2020г. по 21.01.2021г.
Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Административный ответчик Белинова ФИО9 в судебное заседание не явилась, извещена судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно пп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст.75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п.4 ст.85 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае, указанном в абз.2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст.23 НК РФ, исчисление суммы налога производится, начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ).
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1,2 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физически лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В судебном заседании установлено, что Белинова ФИО10 состояла на налоговом учете и в 2019г. являлась плательщиком транспортного налога в связи с наличием объектов налогообложения.
Также Белинова ФИО12. в 2020г. являлась плательщиком единого налога на вмененный доход.
У налогоплательщика возникла обязанность уплаты в рассматриваемом налоговом периоде транспортного налога за период 2019г. и единого налога на вмененный доход за период 3 м 4 квартал 2020г. в общей сумме 10 903,42руб.
Истец в соответствии с действующим законодательством направлял налогоплательщику Белиновой ФИО11 налоговое уведомление о необходимости уплаты транспортного налога за 2019г., содержащего расчет налога и срок его оплаты.
В связи с несвоевременной оплатой транспортного налога Белиновой ФИО13. начислены пени. Требование не исполнено.
Белиновой ФИО14 направлялось требование № 2759 от 22.01.2021г. (со сроком исполнения 25.02.2021г.) об уплате транспортного налога за 2019г., пеней.
Также в связи с несвоевременной оплатой налога на вмененный доход Белиновой ФИО16. направлялось требование № 16558 от 30.04.2021г. со сроком исполнения до 01.06.2021г.) об уплате налога, пеней. Требование не исполнено.
В связи с наличием недоимки истец обратился с заявлением к мировой судье о выдаче судебного приказа в отношении Белиновой ФИО17 о взыскании спорной недоимки.
11.03.2022г. мировым судьей судебного участка №44 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-400/2022 о взыскании с Белиновой ФИО18. обязательных платежей.
11.04.2022г. мировым судьей судебного участка №44 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области вынесено определение об отмене вышеуказанного судебного приказа, в связи с поступившими возражениями Белиновой ФИО19 относительно исполнения судебного приказа.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя из вышеназванных положений, шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по налогу и пени истек 01.12.2021г.
К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился в марте 2022г., т.е. пропустив установленный законом срок.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленным настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не заявлено.
Факт наличия уважительных причин пропуска срока на обращение с заявленными административными исковыми требованиями налоговым органом суду не доказан.
Таким образом, на дату обращения с настоящим иском в суд истец утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогам и сборам.
Налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с Белиновой ФИО20 недоимки по обязательным платежам за пределами пресекательного срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования МИФНС России №23 по Самарской области не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований МИФНС России №23 по Самарской области о взыскании с Белиновой ФИО21 недоимку по обязательным платежам на общую сумму 10 903,42руб., в том числе по единому налогу на вмененный доход ОКТМО 36701335 за 3 квартал 2020г. остаток в размере 613,41руб., за 4 квартал 2020г. в размере 10 219руб., по транспортному налогу ОКТМО 36701335 за 2019г. пени в сумме 71,01руб. за период с 02.12.2020г. по 21.01.2021г. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 ноября 2022 года.
Председательствующий: Е.В. Щелкунова
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Подлинный документ подшит в материалах административного дела № 2а-6337/2022
(УИД 63RS0045-01-2022-007189-82) Промышленного районного суда г. Самары