РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2018 года Отрадненский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего Гребешковой Н.Е.
при секретаре Гончаровой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-182/2018 по иску Тихонова ФИО14 к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о возложении обязанности по предоставлению однокомнатной квартиры, соответствующей установленным санитарным и техническим нормам и правилам во внеочередном порядке
УСТАНОВИЛ:
Тихонов В.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о возложении обязанности по предоставлению однокомнатной квартиры, соответствующей установленным санитарным и техническим нормам и правилам во внеочередном порядке.
В обоснование своих требований истец указал следующее.
Истец ранее проживал в жилом помещении (квартире) по адресу: <адрес>. В указанной квартире также проживали: ФИО2 - мать истца, ФИО3 - сводный брат истца (по матери), <данные изъяты>) Галина Николаевна - сводная сестра истца (по матери). При этом, квартира была приватизирована и находилась в собственности ФИО3 и ФИО9
На основании заключения городской межведомственной комиссии многоквартирный № по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был признан непригодным для проживания и подлежал сносу.
В период с ДД.ММ.ГГГГ указанный дом, в котором находилось жилое помещение истца, был снесён, что подтверждается актом сдачи-приёмки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4 имеет оба основания, предусмотренные ч. 2 ст. 57 ЖК РФ на внеочередное получение жилья по соцнайму: с ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение было признано непригодными для проживания и фактически снесено ДД.ММ.ГГГГ; истец является инвалидом с детства (II группа инвалидности бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ), имеет хроническое заболевание, при котором невозможно совместное с ним проживание в одной квартире.
ДД.ММ.ГГГГ истец совместно с матерью ФИО2H. был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. При сносе указанного дома, другие жилые помещения были предоставлены собственникам ФИО3 и ФИО9 ФИО2H. было предоставлено общежитие.
Однако ФИО4, вопреки закону, жилое помещение по договору соцнайма не было предоставлено, и в настоящее время истец вынужден проживать у знакомых.
ФИО4 обращался в Администрацию г.о. Отрадного с просьбой дать письменный ответ о причинах отказа во внеочередном предоставлении жилья.
Отказ во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору соцнайма по существу изложен в письме за № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому позиция Администрации <адрес> основана на следующем: ФИО4 не являлся ни собственником снесённого жилья, ни проживавшим по договору соцнайма. а, следовательно, у него не возникло право на внеочередное получение жилья в связи с признанием жилья непригодным для проживания и сносом; ФИО4 не проживал в квартире (снесённой) с лицами, не являющимися членами его семьи, а, следовательно, у него не возникло право на внеочередное получение жилья в связи с хроническим заболеванием.
Истец полагает данную позицию ответчика не соответствующей закону.
Пункт 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, и не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость: от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в нем и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Истец считает, что не имеет значения то на каком праве ФИО4 проживал в снесённой квартире; ФИО4 жильё должно быть предоставлено вне очереди после ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента признания квартиры и дома не пригодными для жилья; факт предоставления жилья другим гражданам, ранее совместно проживавшим в снесённом жилье, не имеет никакого значения.
Из Постановления Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что гражданин ФИО4 проживал в жилом помещении (в последствии снесённом) которое принадлежало на праве собственности другим гражданам, не являющимися лицами, перечисленными в ч.1 ст.31 ЖК РФ.
Таким образом, ФИО4 проживал в квартире занятой несколькими семьями, то есть семьями сводных брата и сестры, которые не являются членами семьи истца с точки зрения жилищного законодательства (в смысле ч.1 ст.31 ЖК РФ).
Кроме того, истец имеет право на дополнительную жилую площадь в силу своего заболевания {органическое поражение головного мозга с изменением личности и аффективной неустойчивостью) код заболевания F07 по МКБ-10. Приказом Минздрава России №н от ДД.ММ.ГГГГ утверждён перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Болезнь ФИО4 предусмотрена указанным перечнем и подтверждена заключением врачебной комиссии Самарской психиатрической больницы от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4 просит возложить на Администрацию г.о. <адрес> обязанность предоставить ему вне очереди однокомнатную квартиру, соответствующую установленным санитарным и техническим нормам и правилам площадью не менее <данные изъяты>.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика понесённые судебные расходы на оплату юридических услуг и услуг представителя.
В судебном заседании представитель истца ФИО13 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения, дополнив их следующим. Истец вселился в жилое помещение, признанное впоследствии непригодным для проживания и подлежащим сносу, когда еще не было такого понятия как договор социального найма. Следовательно, представитель истца полагает, что все кто не являлся собственником и проживал в квартире, жили по договору социального найма независимо от категории жилого помещения. Истец не может в силу своего заболевания проживать в общежитии, как предлагает ему ответчик.
Представитель Администрации г.о. <адрес> ФИО7 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление и дополнении к ним.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей истца, представителя ответчика, считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, статье 12 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, при этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного или оспариваемого права и характеру нарушения, а также гарантировать восстановление нарушенных прав.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Материалами дела подтверждается, что ФИО4 является инвалидом второй группы бессрочно.
В материалах дела имеется письмо ГБУЗ СО «Самарская психиатрическая больница» № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО4 согласно заключению врачебной комиссии ГБУЗ «Самарская психиатрическая больница» от ДД.ММ.ГГГГ страдает органическим расстройством личности с частыми декомпенсациями в форме поведенческих нарушений (код диагноза по МКБ – 10F07.0)
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» имеет право на дополнительную жилую площадь. В тоже время под действие приказа Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» не подпадает.
Таким образом, обстоятельств того, что ФИО4 относятся к гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, судом не установлено.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о постановке ФИО4 на учет как инвалида, с соответствующим заявлением он в Администрацию г.о. Отрадный не обращался.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Исходя из анализа вышеприведенных положений закона, при признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственнику жилого помещения в таком доме орган, принявший решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, должен предоставить другое жилое помещение, если гражданин нуждается в жилом помещении, либо выплатить выкупную стоимость при отсутствии у него нуждаемости в обеспечении жильем.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти
Таким образом, статьей 32 ЖК РФ определен порядок предоставления собственникам жилых помещений, находящихся в доме, подлежащем сносу, другого жилого помещения.
Как следует из текста Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16).
В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в равной мере.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Из материалов дела усматривается, что на основании заключения городской межведомственной комиссии многоквартирный № по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был признан непригодным для проживания по причине его аварийного состояния.
Материалами дела подтверждается, что Постановлением Администрации г.о. Отрадный № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с признанием жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, в г.о. <адрес> непригодным для проживания по причине аварийного состояния земельный участок площадью 259 кв.м с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: многоквартирные дома не выше 3 этажей с участком и без участка, находящийся под аварийным жилым домом расположенный по адресу: <адрес> был изъят для муниципальных нужд.
В материалах дела имеется договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО8 и ФИО3 купили в долевую собственность в равных долях каждому, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО8 и ФИО3 на доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Постановлением Администрации г.о. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с признанием жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, в г.о. <адрес> непригодным для проживания по причине аварийного состояния, для муниципальных нужд было изъято жилое помещение – двухкомнатная <адрес> жилом <адрес> общей площадью <данные изъяты>.м., принадлежащее на праве общей долевой собственности ФИО3 и <данные изъяты>.
В материалах дела имеется соглашение о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между Комитетом по управлению имуществом г.о. <адрес>, с одной стороны, и ФИО3 и ФИО9, с другой стороны. Из данного соглашения следует, что Комитет по управлению имуществом г.о. <адрес> взамен изымаемого жилого помещения ( квартиры по адресу: <адрес>) передает в общую долевую собственность ФИО3 и ФИО9 двухкомнатную <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 45,1кв.м., расположенную на 3 этаже трехэтажного жилого <адрес> года постройки.
Таким образом, аварийное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежало на праве общей долевой собственности ФИО3 и ФИО9, которым в соответствии со ст. 32 ЖК РФ предоставлено новое жилое помещение на праве общей долевой собственности по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч.2 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Судом установлено, что ФИО4 был зарегистрирован в квартире, собственниками которой являлись ФИО9 и ФИО3, и проживал там по договору найма, т.е. фактически как квартирант. Соответственно независимо от длительности регистрации и их проживания право на жилплощадь в <адрес> в <адрес> он не приобрел.
Возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена
Истец проживал в помещении, принадлежащем ФИО3 и ФИО9 на условиях найма, не обладал ни правом собственности, ни правом владения и пользования жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем не приобрел внеочередного права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Также не имеют права на внеочередное обеспечение жилым помещением в связи с признанием многоквартирного дома, в котором данная квартира расположена, аварийным и лица, вселенные в квартиру в качестве членов семьи собственника, что нашло свое разъяснение в «Обзоре судебной практики ВС РФ № (2017)». (утв. Президиумом ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ)
Таким правом на получение возмещения за жилое помещение в соответствии с требованиями ст. 32 ЖК РФ обладает только собственник жилого помещения.
Доводы представителя истца о том, что ФИО4 проживал в квартире по адресу: <адрес>, кв., принадлежащей на праве общей долевой собственности ФИО3 и ФИО9, фактически по договору социального найма, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на нормах права.
Из материалов учетного дела в отношении ФИО2 (мать истца), усматривается, что она состоит в списке отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалид 2 группы с детства, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности. В качестве члена семьи ФИО2 ею в заявлении указан сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время, на основании заявления ФИО2, ей как находящейся в трудной жизненной ситуации, на основании договора найма специализированного жилого помещения предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. 8. В данном жилом помещении ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания.
Из материалов учетного дела ФИО10 усматривается, что на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 в составе семьи из 2 человек (заявитель и супруг ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения), постановлением Администрации г.о. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В связи с трудной жизненной ситуацией, ФИО10 предлагалась комната в муниципальном общежитии, от которой она отказалась.
Из писем Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на обращения ФИО4, усматривается, что ответчик готов рассмотреть вариант предоставления истцу жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования. Из заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец отказался от предоставления временного жилья, указывает на то, что проживает в подъезде и прописан на пустой земле.
Из материалов дела усматривается, что местом жительства в исковом заявлении, в обращениях, в заявлении ФИО4 указывает адрес: <адрес>60. Из выписки из ЕГРН следует, что данное жилое помещение – квартира, принадлежит на праве собственности ФИО11 – сыну жены истца ФИО10
Судом установлено, что ФИО4 проживал в жилом помещении не по договору социального найма, а по договору найма с собственниками жилого помещения.
В судебном заседании обстоятельств, которые свидетельствуют о предоставлении внеочередного жилья ФИО4 не установлено.
Таким образом, правовые основания удовлетворения требований ФИО4 к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о возложении обязанности по предоставлению ему однокомнатной квартиры, соответствующей установленным санитарным и техническим нормам и правилам во внеочередном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 184-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к Администрации городского округа <адрес> о возложении обязанности по предоставлению однокомнатной квартиры, соответствующей установленным санитарным и техническим нормам и правилам во внеочередном порядке оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Е. Гребешкова