Дело № 2-198-2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тимашевск 14 февраля 2014 года
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Ломака Л.А.,
с участием старшего помощника прокурора Тимашевского района Юртова Н.С.,
специалиста 2 категории администрации сельского поселения Кубанец Тимашевского района по доверенности № 11 от 12.02.2014 года Жуковой Ю.М.,
при секретаре Кирюшовой Н.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействий администрации сельского поселения Кубанец Тимашевского района,
установил:
Прокурор Тимашевского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействий администрации сельского поселения Кубанец в части непринятия муниципального нормативного правового акта в сфере организации выдачи порубочного билета, обязав администрацию сельского поселения Кубанец устранить в полном объеме нарушения законодательства, а именно: принять в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений на уничтожение (пересадку) зеленых насаждений в населенных пунктах поселения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование своих доводов, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства об охране зеленых насаждений в населенных пунктах органами местного самоуправления на территории муниципального образования Тимашевский район. Установлено, что в нарушение закона муниципальный нормативный правовой акт, а именно административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на уничтожение, повреждение, пересадку зеленых насаждений в населенных пунктах сельского поселения Кубанец, до настоящего времени не принят. Непринятие муниципального правового акта нарушает права неопределенного круга лиц поселения (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц постоянно и временно пребывающих в населенных пунктах, круг которых установить невозможно, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться) на благоприятную окружающую среду, выражающиеся в отсутствии надлежащей охраны зеленых насаждений (то есть отсутствие организации деятельности по созданию, сохранению и оценке состояния зеленых насаждений, направленной на создание благоприятной окружающей среды и нормализацию экологической обстановки), так как не установлены порядок, сроки и основания положительного рассмотрения администрацией поселения обращений граждан и хозяйствующих субъектов по вопросам охраны зеленых насаждений. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, срок принятия нормативных муниципальных правовых актов по которым истек, поэтому прокурор вынужден обратиться в суд с настоящим заявлением и просит его удовлетворить.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тимашевского района Юртов Н.С. поддержал требования и просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации сельского поселения Кубанец по доверенности Жукова Ю.М. пояснила, что они в ближайшее время устранят указанные нарушения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Тимашевского района по поручению прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства об охране зеленых насаждений в населенных пунктах органами местного самоуправления на территории муниципального образования Тимашевский район, которой установлено, что в нарушение закона муниципальный нормативный правовой акт, а именно административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на уничтожение, повреждение, пересадку зеленых насаждений в населенных пунктах сельского поселения Кубанец, до настоящего времени не принят.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
К одному из основных принципов охраны окружающей среды Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно части 1 ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (ч. 2 ст. 61). Частью 3 данной статьи предусмотрено, что государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Часть 2 ст. 76 Конституции РФ определяет, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом ч. 5 данной статьи установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Частью 2 ст. 3 закона Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ «Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае» (далее - Закон № 2695-КЗ) установлено, что повреждение и уничтожение зеленых насаждений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и указанным Законом, запрещается.
В соответствии с частью 4 ст. 3 Закона № 2695-КЗ организация мероприятий по охране зеленых насаждений осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, настоящего Закона, а также с утвержденными органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края правилами благоустройства территории.
Согласно части 1 статьи 4 Закона № 2695-КЗ лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории муниципальных образований Краснодарского края, для которой требуется вырубка (уничтожение) зеленых насаждений, для получения порубочного билета подают в местную администрацию поселения, городского округа, на территории которого необходимо осуществить вырубку, заявление о необходимости выдачи указанного билета.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения поселения, в частности относится организация благоустройства территории поселения (включая озеленение территории).
В разделе 8.6. Работы по озеленению территорий и содержанию зеленых насаждений Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 № 613, также рекомендовано органам местного самоуправления выдавать разрешения подобного рода.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего федерального закона (вступил в силу с 30.07.2010).
Согласно сведений, предоставленных главой сельского поселения (исх. от 20.12.2013 № 141-1519/02-11), административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на уничтожение, повреждение, пересадку зеленых насаждений в населенных пунктах поселения до настоящего времени в нарушение изложенных норм федерального законодательства не принят, меры по его разработке не принимались.
Непринятие муниципального правового акта нарушает права неопределенного круга лиц поселения (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц постоянно и временно пребывающих в населенных пунктах, круг которых установить невозможно, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться) на благоприятную окружающую среду, выражающиеся в отсутствии надлежащей охраны зеленых насаждений (то есть отсутствие организации деятельности по созданию, сохранению и оценке состояния зеленых насаждений, направленной на создание благоприятной окружающей среды и нормализацию экологической обстановки), так как не установлены порядок, сроки и основания положительного рассмотрения администрацией поселения обращений граждан и хозяйствующих субъектов по вопросам охраны зеленых насаждений.
Согласно ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лиц, выступающего от своего имени, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 34 ГПК РФ лицом, участвующим в деле, является, в том числе прокурор.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, в том числе неопределенного круга.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, срок принятия нормативных муниципальных правовых актов по которым истек.
При таких обстоятельствах, суд считает признать бездействие администрации сельского поселения Кубанец в части непринятия муниципального нормативного правового акта в сфере организации выдачи порубочного билета незаконным, обязав администрацию устранить в полном объеме нарушения законодательства, а именно: принять в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент оказания муниципальной услуги по выдаче разрешений на уничтожение (пересадку) зеленых насаждений в населенных пунктах поселения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.07.2010 № 210-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: