Дело № 12-84/2018
Р Е Ш Е Н И Е
05 июня 2018 года г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Баландиной Р.А. жалобу ООО «СВЕЗА Уральский» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 28 марта 2018 года № 59-18/291/7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 28.03.2018 № 59-18/291/7 ООО «СВЕЗА Уральский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тридцати тысяч рублей.
Из постановления следует, что в результате внеплановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства, проведенной в ООО «СВЕЗА Уральский» (Нытвенский район, пос. Уральский, ул. Московская,1), выявлены следующие нарушения. Так, в нарушение ст.212, п. 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 № 297
"Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики" водитель автотранспортного средства ФИО не обеспечен жилетом сигнальным, относящимся ко второму классу в зависимости от степени риска причиненного вреда здоровью, отнесенного техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».
Не согласившись с данным постановлением, юридическое лицо
обратилось в суд с жалобой о его отмене и прекращении производства по делу в связи с допущенными нарушениями норм процессуального и материального права.
В судебном заседании защитник юридического лица Гудина М.В.. действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.
Заслушав защитника, рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ст. 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания. Исходя из содержания данной нормы, при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, в том числе вопрос о наличии события административного правонарушения, то есть имело ли место противоправное деяние, а также совершено ли оно тем лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты –
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Вынося обжалуемое постановление, должностное лицо Государственной инспекции труда в Пермском крае исходило из наличия в действиях ООО «СВЕЗА Уральский» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, поскольку обществом водитель автотранспортного средства ФИО не обеспечен жилетом сигнальным, относящимся ко второму классу в зависимости от степени риска причиненного вреда здоровью.
Вместе тем, должностным лицом при рассмотрении дела не учтено следующее.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым па работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии со ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года N 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Межотраслевые правила).
Согласно п. 4 Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты классифицируются по видам экономической деятельности.
Пунктом 14 Межотраслевых правил предусмотрено, что при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
Таким образом, из анализа указанных выше норм права следует, что в качестве основного принципа обеспечения работников средствами индивидуальной защиты определена отраслевая принадлежность работодателя
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «СВЕЗА Уральский» является производство фанеры, деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов, древесных плит из древесины и других одревесневших материалов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 года N 297 (не зарегистрирован в Минюсте России) утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики (далее -Типовые нормы всех отраслей экономики). Указанные типовые нормы подразделяются на определенные виды отраслей экономики.
Пункт 2 Типовых норм всех отраслей экономики, предусматривающий выдачу водителю автомобиля сигнальной спецодежды - жилет сигнальный второго класса защиты один раз в год, относится к отрасли экономики автомобильного транспорта и шоссейных дорог (раздел 1), тогда как деятельность ООО «СВЕЗА Уральский» не относится к отрасли экономики «автомобильный транспорт и шоссейные дороги».
Разделом 11 Типовых норм всех отраслей экономики предусмотрена выдача сигнальной спецодежды - жилета сигнального второго класса один раз в год водителям автомобиля, работающим в деревообрабатывающем производстве. Однако выдача жилета сигнального водителям, работающим в указанной отрасли экономики, предусмотрена при условии выполнения ими определенного вида работ.
Из материалов дела следует, что ФИО осуществляет свою трудовую деятельность в качестве водителя на легковом автомобиле, при этом доказательства того, что его работа связана с лесозаготовительной либо деревообрабатывающей деятельностью, в материалах дела отсутствуют.
Приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 года N 357н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - Типовые нормы). Указанные Типовые нормы предусматривают выдачу средств индивидуальной защиты работникам определенных профессий, занимающим должности в определенных сферах: автомобильного транспорта и шоссейных дорог (согласно приложению N 1); воздушного транспорта (согласно приложению N 2); морского транспорта (согласно приложению N 3); речного транспорта (согласно приложению N 4); железнодорожного транспорта организаций (железнодорожного внутризаводского) (согласно приложению N 5).
Пункт 2 Типовых норм (Приложение N 1) предусматривает выдачу водителям автомобиля: перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами, зимой дополнительно при управлении грузовым и специальным автомобилем, автомобильным краном, тягачом; зимой дополнительно при управлении автобусом на междугородных маршрутах в районах, отнесенных к I, II, III и IV поясам; зимой дополнительно при работе в геологоразведочных партиях и отрядах. Также предусмотрена выдача водителям всех видов автомобилей дополнительно жилета сигнального 2 класса защиты.
Указанный пункт предусматривает выдачу средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений об осуществлении водителем ФИО деятельности, связанной с указанными видами работ.
Согласно Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятых на работах с вредными (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденным Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н выдача водителю легкового автомобиля сигнального билета не предусмотрена (пункт 11).
Таким образом, положения действующего законодательства не возлагают на работодателя обязанность по обеспечению работника ООО «СВЕЗА Уральский» ФИО жилетом сигнальным.
При изложенных обстоятельствах постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 28.03.2018 № 59-18/291/7 о привлечении ООО «СВЕЗА Уральский» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ не может быть признано законным и обоснованным. Указанное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л :
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 28 марта 2018 года № 59-18/291/7 отменить.
Прекратить в отношении ООО «СВЕЗА Уральский» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (отсутствие состава административного правонарушения).
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Спиридонов