Дело № 2- 819/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2012 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе
председательствующего судьи Пророковой М.Б.,
при секретаре Федотовой О.В.,
с участием помощника Кинешемского городского прокурора Снигирева А.В., представителя ответчика УМВД России по Ивановской области Замковой Т.Е., действующей на основании доверенности № от 10.01.2012 г., представителя ответчика МО МВД России «Кинешемский» Минько Т.В., действующей на основании доверенности от 13.06.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора Ивановской области к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области и Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кинешемский» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Кинешемский городской прокурор Ивановской области обратился с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области и Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кинешемский» об обязании совершить определенные действия. Исковые требования были мотивированы следующим.
В результате проверки соблюдения исполнения законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в изоляторах временного содержания (далее по тексту - ИВС), проведенной Кинешемской городской прокуратурой установлено, что в штате медицинской части ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» имеется фельдшер, в должностные обязанности которого входит, в том числе, проведение ежедневного осмотра подозреваемых и обвиняемых, выявление больных путем проведения медицинских осмотров, оказание медицинской помощи, в том числе неотложной.
В силу требований Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 22.01.2008 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Согласно приказу № л/с от 27.12.2011 г. МО МВД РФ «Кинешемский» разрешено совместительство ФИО1 фельдшеру специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке МО МВД «Кинешемский» 0,5 ставки фельдшера (за счет ставки фельдшера) медицинской части ИВС с 01.12.2011 г. В соответствии с должностной инструкцией фельдшера ИВС последний обязан, в том числе: проводить медицинские осмотры всех лиц доставляемых в ИВС, активно выявлять инфекционные, венерические, кожные, психические, паразитарные и другие опасные заболевания, давать предложения дежурному наряду о необходимости отдельного содержания задержанного; оказывать медицинскую помощь лицам, содержащимся в ИВС, в том числе неотложную; организовывать консультацию больных, нуждающихся в квалифицированной и специализированной медицинской помощи; и т.п.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п. 4 Положения «О лицензировании медицинской деятельности»,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007
г. № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по
оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, и т.п. медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. В нарушении требований вышеуказанных норм лицензия на оказание медицинской доврачебной медицинской помощи в ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» отсутствует.
Кроме того, в ходе проверки установлено: что в нарушении п. 11 Приказа МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» санпропускник и камера для дезинфекции вещей в ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» отсутствует. Лица, поступающие в ИВС проходят санобработку и дезинфекцию вещей в санпропускнике специального приемника МО МВД РФ «Кинешемский». Выявленные в ходе проверки нарушения угрожают здоровью лиц содержащихся под стражей в ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений), а также лиц, которым назначен административный арест. Необходимость обращения прокурора в суд за защитой прав неопределенного круга лиц обусловлена тем, что лица, находящиеся в ИВС и спецприемнике МО МВД РФ «Кинешемский», фактически не имеют реальной возможности самостоятельно обращаться в суд за защитой нарушенного права. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 131 ГПК, ст.27 ФЗ от 17.01.1992 г. N° 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просил: обязать МВД РФ как главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач), выделить бюджетные ассигнования на устранение нарушений порядка содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, которым назначен
административный арест, а именно: ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» оборудовать санпропускником с камерой для дезинфекции вещей, получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности; обязать УМВД по Ивановской области как получателя и распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета направить бюджетные ассигнования на устранение вышеуказанных нарушений; обязать МО МВД РФ «Кинешемский» организовать мероприятия, направленные на устранение вышеуказанных нарушений.
Пользуясь правом, предоставленным истцу ст. 39 ГПК РФ, прокурор в ходе рассмотрения дела исковые требования изменил. В уточненном исковом заявлении прокурор указал, что пунктом 11 Инструкции о порядке, медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ № 1115, предусмотрено, что все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). При этом п. 47 Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые не реже одного раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Набор помещений и площадей ИВС определен инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (СП 12-95), введенной в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года N 1-95, которой в том числе предусмотрено наличие в ИВС санитарных пропускников. В частности, п. 17.25 указанной инструкции определяет, что санитарные пропускники должны размещаться на первом этаже в обособленном отсеке, иметь сообщение с комнатой обыска и удобный проход из блока камерных помещений.
Согласно ответу начальника ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» от 22.03.2012 г. на запрос прокуратуры города санпропускник и камера для дезинфекции вещей в ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» отсутствует. Во втором квартале 2012 года запланировано оборудование в ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» санпропускника, направлена заявка в УМВД РФ по Ивановской области на дезинфекционную камеру.
Таким образом, проверкой, проведенной прокуратурой города, установлено, что в нарушение Приказа МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» санпропускник и камера для дезинфекции вещей в ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» отсутствует, а лица, поступающие в ИВС, проходят санобработку и дезинфекцию вещей в санпропускнике специального приемника МО МВД РФ «Кинешемский». В силу п. 1.3 Положения «Об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кинешемский» по организации содержания и охраны подозреваемых и обвиняемых», утвержденного Приказом МО МВД РФ «Кинешемский» от 26.08.2011 года №, ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» является структурным подразделением МО МВД РФ «Кинешемский», входящим в состав полиции по охране общественного порядка. С учетом действующего нормативного правового регулирования, распределяющего обязанности по содержанию ИВС и спецприемников между несколькими соподчиненными органами внутренних дел, в совокупности образующих систему МВД России, а так же установленной ст. 54 ФЗ «О полиции» обязанности федерального финансирования мероприятий по поддержанию материально-технического обеспечения органов внутренних дел, устранение допущенных нарушений, выявленных прокуратурой города в ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» должно осуществляться УВД по Ивановской области. На основании изложенного прокурор просил обязать УВД по Ивановской области в порядке, установленном МВД РФ за счет сметы содержания МО МВД «Кинешемский» организовать при ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» санпропускник с камерой для дезинфекции вещей, а также обязать МО МВД РФ «Кинешемский» получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности.
В судебном заседании помощник прокурора Снигирев А.В. исковые требования поддержал частично, пояснив, что требование об обязании организации санпропускника прокурором не поддерживается, поскольку на настоящий момент санпропускник в ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» оборудован. Что касается камеры для дезинфекции вещей, то помощник прокурора настаивал на удовлетворении требования об обязании УМВД России по Ивановской области организовать в ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» указанную камеру, поскольку в п. 11 «Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ № 1115, содержится императивная норма о том, что все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, из чего следует, что камера дезинфекции вещей должна иметься в ИВС.
Представитель УМВД России по Ивановской области исковые требования не признала на том основании, что действующее законодательство не содержит требований об обязательном наличии камеры для дезинфекции вещей именно в помещении ИВС. Поскольку дезинфекция может проводиться и проводится в подобной камере, имеющейся в помещении другого структурного подразделения МО МВД РФ «Кинешемский» - спецприемнике, нарушения прав лиц, доставленных для содержания в ИВС в данном случае не имеется. Поэтому у прокурора отсутствовали основания для обращения в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц. Что касается требования об обязании МО МВД РФ «Кинешемский» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, то представитель УМВД России по Ивановской области также полагала его не подлежащим удовлетворению, поскольку МО МВД РФ «Кинешемский» является органом внутренних дел и к основным направлениям его деятельности, целям и задачам медицинская деятельность не относится. Получить разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности для данного территориального органа МВД России не представляется возможным по объективным причинам, поскольку полномочия по осуществлению первичной медико-санитарной помощи не включены в соответствующе положение, на основании которого указанный территориальный орган осуществляет свою деятельность.
Представитель МО МВД РФ «Кинешемский» также не признала исковые требования Кинешемского городского прокурора в полном объеме, по аналогичным основаниям. В подтверждение своих доводов относительно выполнения обязанности по дезинфекции вещей, лиц, поступающих для содержания в ИВС, представитель данного ответчика представила суду справку начальника МО МВД РФ «Кинешемский» от 06.07.2012 г.
Представитель ответчика МВД РФ в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, несмотря на то, что надлежащим образом был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица - Управления Росздравнадзора по Ивановской области - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия, в письменном отзыве на исковое заявление от 13.06.2012 г. подтвердил правовую обоснованность доводов прокурора относительно необходимости получения лицензии на медицинскую деятельность.
С согласия лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей ответчика МВД РФ и третьего лица.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон по делу, изучив и оценив письменные доказательства по делу, приходит к выводу о частичной обоснованности исковых требований Кинешемского городского прокурора.
При рассмотрении дела установлено, что в ходе проведения Кинешемской городской прокуратурой проверки соблюдения действующего законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в ИВС, было установлено, что в ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» отсутствуют санпропускник и камера для дезинфекции вещей лиц, поступающих для содержания в ИВС. В ходе рассмотрения дела санпропускник в ИВС был оборудован, что подтверждается актом проверки от 18.07.2012 г. Факт отсутствия в помещении ИВС камеры для дезинфекции вещей сторонами по делу не оспаривался. Пунктом 11 совместного Приказа МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» установлено, что все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей. Из содержания указанного нормативного акта не следует, что дезинфекция вещей должна проводиться исключительно в камере, расположенной в самом ИВС. Не содержится такого требования и в иных нормативных правовых актах. Как следует из письма начальника МО МВД РФ «Кинешемский» от 06.07.2012 г., дезинфекция вещей лиц, доставляемых в ИВС, производится в дезинфекционной камере спецприемника МО МВД РФ «Кинешемский», расположенного в 50 метрах от ИВС в соседнем здании. Доказательств того, что такая дезинфекция не проводится, прокурором в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено. Поэтому суд считает, что утверждение прокурора о том, что п. 11 вышеназванного Приказа императивно устанавливает обязательное наличие камеры для дезинфекции вещей в самом ИВС основано на неверном толковании действующего законодательства. Кроме того, суд соглашается с мнением представителя УМВД России по Ивановской области, что в данном случае не имеется нарушения прав неопределенного круга лиц, а именно - лиц, доставляемых для содержания в ИВС, на охрану их жизни и здоровья, поскольку требование соответствующей Инструкции об обязательной дезинфекции вещей таких лиц ответчиком МО МВД РФ «Кинешемский» выполняются. Поэтому в части обязания УМВД России по Ивановской области организовать при ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» камеру для дезинфекции вещей исковые требования удовлетворению не подлежат.
Что касается требования об обязании МО МВД РФ «Кинешемский» получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности, в данной части требования прокурора суд считает обоснованными. Сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что фельдшер ИВС МО МВД РФ «Кинешемский» оказывает медицинскую помощь лицам, содержащимся в ИВС, проводит медицинские осмотры, выявляет различные заболевания, назначает необходимое лечение, выполняет рекомендации и назначения врачей -специалистов, то есть занимается доврачебной медицинской деятельностью. Указанное подтверждается также содержанием должностной инструкции фельдшера ИВС (л.д. 16-17).
Согласно ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе, мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению населения. Кроме того, п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе при оказании первичной медико-санитарной, при проведении медицинских осмотров, и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что лицензия на осуществление медицинской деятельности в виде оказания доврачебной медицинской помощи у МО МВД РФ «Кинешемский» отсутствует, что не соответствует требованию п. 46) ч.1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом суд не соглашается с доводами представителей ответчиков относительно объективной невозможности получения лицензии МО МВД РФ «Кинешемский» по причине отсутствия у него соответствующих полномочий. Как следует из содержания п.п. 38) п. 11 раздела II Положения о Межмуниципальном отделе МВД РФ «Кинешемский» (л.д. 74-80), реализуя задачи и полномочия органов внутренних дел, МО МВД РФ осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами МВД России, а также правовыми актами УМВД России по Ивановской области. То есть перечень полномочий МО МВД РФ «Кинешемский» не является жестко ограниченными или исчерпывающим, что подтверждается и ответом на обращение начальника УМВД России по Ивановской области, данным первым заместителем начальника Департамента договорно-правовой работы МВД РФ от 30.01.2012 г. (л.д. 86). Поэтому суд считает возражения представителей ответчиков в этой части несостоятельными и не усматривает оснований для освобождения МО МВД РФ «Кинешемский» от обязанности получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с требованиями федерального законодательства. В связи с чем исковые требования Кинешемского городского прокурора Ивановской области в этой части подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кинешемского городского прокурора Ивановской области к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области и Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кинешемский» об обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кинешемский» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пророкова М.Б.