РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2016 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,
при секретаре судебного заседания Шагуровой К.Е.,
с участием истца Аркадьевой Т.В. и её представителя Паршуковой Е.Ш.,
представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району – Тарасовой З.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-606/2016 по иску Аркадьевой Т. В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства Свердловской области» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Аркадьева Т.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району (далее Управление социальной политики), Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства Свердловской области», в котором просила обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области построить (приобрести) жилое помещение за счет средств областного бюджета Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения; возложить на Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Н.Тагилу и Пригородному району обязанность включить Аркадьеву Т.В. в список граждан, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» заключить с Аркадьевой Т.В. договор найма специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что родилась в г<...> ДД.ММ.ГГГГ. Её мать – И.Н.Г., была осуждена к 6 годам лишения свободы, отца юридически нет. На основании постановления Администрации Тагилстроевского района г. Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ была устроена в детский дом, так как осталась без попечения матери. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ И.Н.Г. была лишена родительских прав в отношении Аркадьевой Т.В. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где проживала ее мать, за ней не закреплялось. С ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по указанному адресу и по настоящее время. Постановлением Главы города Нижний Тагил от 19.09.2005 над истцом была назначена опека, опекуном назначена С.О.А., место жительства истца было установлено по месту пребывания опекуна по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в НТПЛ <...> В <...> опека была прекращена, однако истец продолжала проживать с опекуном. В период с ДД.ММ.ГГГГ по <...> истец обучалась в ГОУ «<...> снимала квартиру. После окончания учебного заведения жилое помещение ей не было предоставлено. Истец устно и письменно обращалась в Управление социальной политики Тагилстроевского района г.Н.Тагила, однако получала отказы в постановке на учет. Достижение истцом 23-летнего возраста не является основанием для лишения права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. В настоящее время истец вышла замуж, находится в декретном отпуске по уходу за ребенком, проживает в г.Н.Тагиле, своего жилья не имеет, материальное положение не позволяет самостоятельно арендовать или приобрести жилье, вынуждена проживать на съемной квартире. До настоящего времени, истец имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на территории г.Н.Тагила не имеет.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Свердловской области.
В судебном заседании истец и представитель истца исковые требования, основания и предмет иска, а также доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали, просили их удовлетворить. Дополнительно указали, что истец до достижения возраста 23 лет обращалась в Администрацию города Нижний Тагил с заявлением, чтобы реализовать право на жилье, но ей было отказано. Жилого помещения, закрепленного за истцом, не имеется.
Представитель ответчика – Управления социальной политики в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что гарантируемое детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должно быть реализовано до достижения ими 23-летнего возраста. Исходя из представленных документов, Аркадьева Т.В. на учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Администрации города Нижний Тагил до ДД.ММ.ГГГГ не состояла и не обращалась за постановкой на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Аркадьева Т.В. могла самостоятельно встать на учет на улучшение жилищных условий в Администрацию города Нижний Тагил. На органы опеки и попечительства не возложены функции по оказанию содействия в улучшении жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из этого, считает, что права у Аркадьевой Т.В. на обеспечение жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области не имеется.
Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что истцом возраст <...> года достигнут ДД.ММ.ГГГГ. При этом из представленного искового заявления и документов не следует, что истец до достижения возраста 23 лет обращалась для постановки на соответствующий учет и истцу отказывали в постановке на учет. Истцом не представлено доказательств обращения с просьбой именно о постановке на учет, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также факта наличия такого обращения до ДД.ММ.ГГГГ и отказа органа местного самоуправления в постановке на соответствующий учет. Иные обстоятельства, объективно препятствующие истцу встать на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, также отсутствуют. С момента достижения совершеннолетия истец, будучи полностью дееспособным лицом, имела возможность до достижения возраста 23 лет предпринять меры к постановке на соответствующий учет, а в случае отказа в постановке на учет, защитить свое право в судебном порядке. По этой причине утверждение, что истец после достижения совершеннолетия не знал о своем праве на предоставлении жилья, а также о необходимости постановки на учет не может являться уважительной причиной, в силу которой истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, в адрес суда направил отзыв на исковое заявление, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. По существу заявленных требований указал, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные ФЗ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения социальной поддержки. Истцом не названо объективных и исключительных причин, препятствовавших ему обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика Управления социальной политики, огласив позицию не явившихся представителей ответчиков ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» и Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч.8 ст.92 ЖК РФ).
Основания и порядок предоставления указанным выше лицам жилого помещения специализированного жилищного фонда предусмотрено главой 9 ЖК РФ.
В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-летний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в п.1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В судебном заседании установлено, что Аркадьева Т.В. относится к лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается следующими письменными доказательствами:
- свидетельством и записью акта о рождении Ивановой (Аркадьевой) Т.В., ДД.ММ.ГГГГ, где в графе мать указана И.Н.Г., отец – И.В.Г., сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
- решением Тагилстроевского районного суда г. Н.Тагила Свердловской области от 17.11.2004 о лишении родительских прав И.Н.Г. в отношении несовершеннолетней Ивановой (Аркадьевой) Т.В., с передачей ребенка на воспитание МОУ <...>;
- выпиской из постановления Главы Администрации Тагилстроевского района № 303 от 16.11.1995, которой несовершеннолетняя Ивановой (Аркадьевой) Т.В. определена в детский дом на полное государственное обеспечение, в связи с тем, что мать девочки – И.Н.Г. находится под следствием, отца у ребенка юридически нет;
- постановлением Главы города Нижний Тагил № 1037 от 19.09.2005, которым опекуном Ивановой (Аркадьевой) Т.В. назначена С.О.А., опекаемая выведена из списочного состава МО учреждения «Детский дом – школа №» для воспитания, содержания и образования в семью попечителя.
Как установлено судом, до помещения в детский дом Аркадьева (Иванова) Т.В. проживала вместе с матерью в доме по проезду <адрес>, которое за Аркадьевой (Ивановой) Т.В. не закреплялось. В Постановлении Главы города Нижний Тагил № 1037 от 19.09.2005 указано «реализовать право на жилую площадь Ивановой Т.В., не имеющей закрепленной жилой площади, по достижении совершеннолетия».
В собственности жилых помещений Аркадьева Т.В. не имеет, что подтверждается уведомлениями Росреестра по Свердловской области об отсутствии запрашиваемой информации и справкой филиала «Нижнетагильское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости».
Письмом Управления социальной политики по Тагилстроевскому району г Н.Тагила от ДД.ММ.ГГГГ Аркадьевой Т.В. отказано в постановке на учет для предоставления жилья в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку решение о принятии на учет в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области принимается в отношении тех лиц, из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые на момент обращения с заявлениями о направлении межведомственных запросов не достигли возраста 23 лет; возраст Аркадьевой Т.В. на дату обращения превышал 23 года.
В то же время, как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Распоряжением Управления опеки, попечительства, усыновления и защиты прав несовершеннолетних от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок пребывания несовершеннолетней Ивановой (Аркадьевой) Т.В. в муниципальном образовательном учреждении <...>» до конца <...> учебного года в связи с непригодностью дома по проезду <адрес> для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ директор МОУ <...> обращался в Управление по жилищной политике администрации г.Н.Тагила с заявлением, в котором просил обеспечить Аркадьеву (Иванову) Т.В. жильем социального использования. В заявлении указано, что Иванова Т.В. зарегистрирована в частном доме по проезду <адрес>, который принадлежит матери И.Н.Г., находится в аварийном состоянии, на кухне и в одной комнате обвалилась крыша, пол местами сгнил и провалился, печь разрушена, износ дома на ДД.ММ.ГГГГ установлен <...>%, жилищно-бытовых условий для проживания несовершеннолетней нет
В ответ на это обращение Администрация г.Н.Тагила сообщила, что по выпуску из МОУ <...>» Ивановой Т.В. будет предоставлено место в одном из муниципальных общежитий, рекомендовали ей улучшать жилищные условия в порядке очередности в рамках областной программы «Дети-сироты».
В <...> года директор ГОУ СПО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж» обращался в Администрацию г.Н.Тагила по вопросу признания непригодным для проживания дома по проезду <адрес> закрепленного за несовершеннолетней Ивановой Т.В. В <...> сама Аркадьева (Иванова) Т.В. обращалась в Администрацию г.Н.Тагила по вопросу признания непригодным для проживания дома по проезду Кулибина,6 в г.Н.Тагиле. В ответах на эти обращения заявителям разъяснялся порядок признания дома непригодным для проживания.
Допрошенная в судебном заседании свидетель С.О.А. указала, что она забрала истца из детского дома, была назначена ее опекуном, истец проживала по месту жительства опекуна. Жилья истец не имеет. Дом по <адрес>, в котором истец проживала с матерью, для проживания не пригоден, находится в аварийном состоянии, в доме давно никто не проживает. По вопросу предоставления жилья она вместе с истцом обращалась в Администрацию города Нижний Тагил в <...>, прием вела С.Н.И. – специалист по жилью, на приеме было предложено представить документы, подтверждающие непригодность дома по <адрес> для проживания, только после этого должен был решиться вопрос о постановке Аркадьевой Т.В. на учет для предоставления жилья как лица, оставшегося без попечения родителей. После этого истец предпринимала попытки признать дом по <адрес> не пригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ ГЗОУ <...> проведено обследование дома по <адрес>, в ходе которого установлено, что в доме никто не проживает, дом находится в запущенном состоянии, <...>. Наблюдается частичное разрушение фундамента – <...> <...> <...>. Внутри жилого помещения наблюдается значительное <...>, на стенах жилого помещения наблюдается значительное <...>, в помещении кухни - <...> и значительные <...>
По заключению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ, состояние жилого дома по <адрес> не соответствует СанПиН 2.1.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».
Как следует из установленных судом обстоятельств, органы и лица, на которые была возложена обязанность по защите жилищных прав Аркадьевой Т.В., ненадлежащим образом выполняли возложенные на них обязанности, не обращались в уполномоченный орган с заявлением о постановке истца на учет для получения жилья по категории детей, оставшихся без попечения родителей. Истицей и опекунами по рекомендации Администрации города Нижний Тагил предпринимались попытки признать непригодным для проживания жилой дом по проезду Кулибина,6, где проживала истец до помещения в детский дом, однако, этот вопрос не мог повлиять на жилищные права истца, поскольку жилой дом по <адрес> за истцом не закреплялся, принадлежит на праве собственности ее матери, лишенной в отношении истца родительских прав.
На этом основании причины, по которым истец до достижения возраста 23 лет не обратилась с заявлением о постановке на учет для получения жилья по категории детей, оставшихся без попечения родителей, суд находит уважительными.
В связи с этим, жилищные права, приобретенные Аркадьевой Т.В. по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат реализации на условиях однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, заключаемому на пятилетний срок.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года за № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области:
1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:
по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства";
по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:
по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;
3) Министерство социальной политики Свердловской области:
по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;
по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.
Согласно положениям Постановления Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 года «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставлении жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям–сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области; получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», который размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений. Жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет учет жилых помещений, приобретенных детям-сиротам, включенных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, в Реестре государственного имущества Свердловской области. Учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области, которое ежегодно, в срок до 05 июля года, предшествующего планируемому, предоставляет в Фонд предварительный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Уточненный список детей-сирот направляется Министерством социальной политики Свердловской области в Фонд.
Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Фонд в течение 7 рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Форма договора найма специализированных жилых помещений устанавливается законодательством Российской Федерации.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», который в течение <...> рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение <...> рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
Поскольку судом установлено, что Аркадьева Т.В. имеет право на получение жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказ в постановке ее на учет для обеспечения жильем специализированного жилищного фонда является необоснованным и нарушает ее жилищные права. В связи с этим, требования Аркадьевой Т.В. являются законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Аркадьевой Т. В. удовлетворить:
Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району обязанность включить Аркадьеву Т. В., ДД.ММ.ГГГГ году рождения, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность однократно построить (приобрести) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, равной <...> квадратным метрам общей площади жилого помещения на одного человека, для Аркадьевой Т. В..
Возложить на Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства Свердловской области» обязанность заключить с Аркадьевой Т. В. договор найма специализированного жилого помещения, распределенного Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, сроком на <...> лет.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 28 марта 2016 года
Председательствующий