Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-168/2014 ~ М-126/2014 от 20.03.2014

Дело № 2-168/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2014 года                                                                                                    пос. Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Каськовича И.В.,

при секретаре Веселовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарашовой Н.Н. к ОАО «Карельская энергосбытовая компания», о признании незаконным отказа в установлении оплаты электрической энергии с понижающим коэффициентом, обязании применения понижающего коэффициента и взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Шарашова Н.Н. (далее - истец) обратилась в суд с указанным иском к ОАО «Карельская энергосбытовая компания» (далее - ответчик, ОАО «КЭСК») по тем основаниям, что она проживает в многоквартирном доме, который не был оборудован при строительстве электрическими плитами, хотя все работы по их установке были выполнены. В <данные изъяты> году истец на основании постановления Главы Муезерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с требованиями ст.25 ЖК РФ произвела переустройство кухни и установила электрическую плиту, о чем ГУП РК РГЦ «Недвижимость» были внесены соответствующие изменения в технический паспорт квартиры. Истец считает, что проживает в квартире, оборудованной в установленном порядке стационарной электрической плитой для приготовления пищи и электроотопительным водонагревателем. В <данные изъяты> года истец обратилась к ответчику с заявлением о начислении платы за электроэнергию с применением к тарифу понижающего коэффициента 0,7. однако, в этом ей ответчиком было отказано. По мнению истца с указанного времени (с <данные изъяты> года) истец должен был начислять ей платежи с понижающим коэффициентом 0,7. Поскольку этого ответчиком сделано не было, истец считает, что ей причинен материальный ущерб на сумму переплаты в размере <данные изъяты>. На основании изложенного, с учетом уточнения своих исковых требований, истец просит суд: признать отказ в установлении ей оплаты электрической энергии с понижающим коэффициентом 0,7 незаконным; обязать применить понижающий коэффициент 0,7 при начислении платы за электроэнергию; обязать произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года и взыскать с ответчика переплату в размере <данные изъяты>; взыскать понесенные расходы по оплате госпошлины.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что по ее мнению дом при его сдаче в эксплуатацию был построен с электропроводкой электрическими розетками силовыми автоматами в электрощитке, который расположен на лестничной площадке, для установки электрических плит. Кроме того, некоторые квартиры были сданы с уже установленными электроплитами. В <данные изъяты> году она установила электроплиту и обратилась за с заявлениями в администрацию Муезерского городского поселения о разрешении переустройства и в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» о внесении изменений в техпаспорт. Кроме того, она обращалась в управляющую компанию с заявлениями о выдаче техусловий, но, получила отказ. Считает установку электрической плиты в своей квартире законной, так как получила разрешение администрации Муезерского городского поселения на переустройство квартиры с установкой электроплиты. Кабель от электрощитка на лестничной площадке и розетку к электроплите в ее квартире подключал сосед по дому С., который сотрудником ОАО «Прионежская сетевая компания» не являлся.

Представитель ответчика ОАО «КЭСК» - Хохлов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, полагая их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом не соблюден порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств - электроплиты. Поддержал доводы, изложенные в возражениях, согласно которым истцом нарушен предусмотренным действующим законодательством порядок переустройства жилого помещения. Так, в нарушение ч.1 ст.28 ЖК РФ, завершение переустройства жилого помещения не подтверждено актом приемочной комиссии. Истцом нарушены пункты 2, 7, 8(4), 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861. Подключение электрической плиты увеличивает объем потребляемой мощности, требует проведения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, которая в многоквартирных домах осуществляется по заявке управляющей компании в адрес сетевой организации. Данные требования не выполнены, следовательно, истцом самовольно увеличена максимальная мощность энергопринимающих устройств, предусмотренная на многоквартирный дом, а установка электрической плиты в квартире не является законной, то есть квартира оборудована электрической плитой не в установленном порядке, что исключает возможность и основания применения при расчете платы за электроэнергию понижающего коэффициента.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрация Муезерского городского поселения, ОАО «Прионежская сетевая компания», Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, ООО «ОкТа», извещены надлежащим образом в судебное заседание не своих представителей не направили. Заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.

Администрация Муезерского городского поселения в представленном отзыве на исковое заявление не возражает против удовлетворения требований истца.

ОАО «Прионежская сетевая компания» в представленных в суд письменных пояснениях полагает, что истцом нарушен установленный порядок переустройства жилого помещения, а также нарушены правила технологического присоединения энергопринимающих устройств и правила устройства электроустановок. В настоящее время действия истца по установке электроплиты трактуется как самовольные, совершенные без получения необходимых разрешений, в связи с чем, у ответчика отсутствуют основания для применения к нему понижающего коэффициента при расчете платы за электроэнергию.

Северо-Западное Управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору в представленном в суд отзыве, согласно которому в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года №401, в компетенцию Ростехнадзора, в числе прочих входят функции по безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)), следовательно, предмет спора не относится к полномочиям Ростехнадзора.

ООО «ОкТа», в представленном в суд отзыве против удовлетворения исковых требований не возражало, пояснив при этом, что договор управления жилым домом <адрес> не заключен. Согласно письменным пояснениям, ООО «ОкТа» не располагает сведениями о техническом состоянии внутренних электрических сетей и электрооборудования, наличии или отсутствии документов, подтверждающих сдачу дома <адрес> в эксплуатацию оборудованным под использование электроплит, сведениями по отпускной мощности электроэнергии на указанный жилой дом. В выдаче технических условий истцу было отказано, так как энергоснабжающими компаниями было разъяснено что без увеличения максимальной мощности дома выдача технических условий на установку электроплит будет нелегитимной. В адрес ОАО «ПСК» ООО «ОкТа» была направлена заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 670 кВт, вместе с тем, ответ на указанную заявку до настоящего времени не поступил. В телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель (директор) ООО «ОкТа» А.С. пояснил, что ООО «ОкТа» является управляющей организацией в отношении дома <адрес>. В отзыве на иск Шарашовой Н.Н. указано, что договор управления не заключался в связи с тем, что при проведении местной администрацией конкурса по выбору управляющей организации по <адрес> данный дом находился на непосредственном управлении, управляющая организация была выбрана не местной администрацией, а собственниками жилых помещений данного дома позже.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствий оснований для удовлетворения исковых требований.

Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии с требованиями указанного Закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Региональные энергетические комиссии наделяются полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенными на территориях соответствующих субъектов РФ.

Согласно п.71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 декабря 2013 года №360 «Об утверждении понижающего коэффициента к тарифам на электрическую энергию для отдельных групп населения по Республике Карелия» для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также проживающего в сельских населенных пунктах, при расчетах за электрическую энергию с 01 января 2014 года применять понижающий коэффициент 0,7 к тарифам на электрическую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к категории население, по Республике Карелия.

В соответствии с п.34 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 года №614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)», для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.

В судебном заседании установлено, что технический паспорт на многоквартирный жилой дом <адрес>, представленный администрацией Муезерского городского поселения, не содержит сведений об оборудовании стационарными электроплитами. Иных доказательств данному обстоятельству истцом не представлено и судом при рассмотрении дела не установлено.

Доводы истца о наличии в доме предназначенной для подключения электроплит проводки с розетками не состоятельны, поскольку в силу ст.60 ГПК РФ факт оборудования жилых помещений в многоквартирном доме стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками должен быть подтвержден соответствующими письменными доказательствами (техническим паспортом дома, проектной документацией).

Установка истцом, являющимся собственником жилого помещения в многоквартирном доме, электрической плиты в квартире в порядке ст.ст.25-26 ЖК РФ, также не свидетельствует о соблюдении установленного порядка оборудования электроплитами.

Согласно представленному истцом постановлению главы администрации Муезерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , заявление от Шарашовой Н. Н. о частичном переустройстве кухни поступило главе администрации Муезерского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ. Указанным постановлением в этот же день истцу дано разрешение на частичное переустройство кухни в квартире жилого дома <адрес>. При этом истцу было разъяснено о том, что после переустройства кухни в квартире ей необходимо внести изменения в технический паспорт квартиры в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в установленном порядке. Вместе с тем, из технического паспорта на квартиру видно, что изменения в части установки электрической плиты в технический паспорт внесены ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в день вынесения вышеуказанного постановления, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Применительно к данной ситуации, в соответствии со ст.26 ЖК РФ изначально должно быть получено разрешение на проведение переустройства в жилом помещении, после чего проводится само переустройство, а уже после этого вносятся изменения в технический паспорт.

Однако, то обстоятельство, что все вышеуказанные действия истцом были выполнены за один день - ДД.ММ.ГГГГ, с учетом их продолжительности, вызывает сомнение в очередности исполнения истицей всех вышеперечисленных действий, а именно, что электроплита в квартире истицы была установлено после получения главы администрации Муезерского городского поселения.

Кроме того, как обоснованно указанно ответчиком в своих возражениях, переустройство истцом не завершено, так как не выполнены требования ст.28 ЖК РФ, согласно которой завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Данный акт должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Согласно ответа на запрос суда, Управление Росреестра по Республике Карелия сведениями о получении акта приемочной комиссии и о внесении изменений в технический паспорт не располагает.

Правила технологического присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее - Правила) определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям.

Согласно п.2 и п.2(1) действие данных Правил распространяется, в том числе на случаи присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается. Правила распространяются на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации не допускается без использования внутридомовой системы электроснабжения, входящей в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 8(4) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) по решению общего собрания собственников жилых помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в пункте 16(1) настоящих Правил.

По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (п.19 Правил).

Таким образом, для оборудования жилого помещения в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления необходимо получение разрешения соответствующего органа на переустройство, получение технических условий от сетевой организации или согласование сетевой организацией технических условий, выданных владельцем объектов электросетевого хозяйства (управляющей компанией относительно внутридомовых электрических сетей), подача заявки управляющей компании в сетевую организацию на оформление акта о технологическом присоединении с увеличением мощности, оформление управляющей компанией и сетевой организацией акта о технологическом присоединении, содержащего величину максимальной мощности, достаточную для использования стационарной электроплиты, акта разграничения границ балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, внесение изменений в технический паспорт жилого помещения (указание о наличии стационарной электроплиты).

Указанные условия истцом не выполнены, доказательств соблюдения порядка оборудования жилого дома либо жилого помещения стационарными электрическими плитами не имеется, а доводы истца и имеющиеся в деле письменные материалы, лишь подтверждают данный вывод суда.

Как следует из представленных сторонами документов, 11 октября 2013 года ООО «ОкТа» обратилось в ОАО «ПСК» с запросом о письменных разъяснениях по проведению необходимых мероприятий и о порядке оформления документов по увеличению максимальной мощности дома. На что 01 ноября 2013 года сетевой организацией был дан письменный ответ с разъяснениями. 24 декабря 2013 года ООО «ОкТа» обратилось с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 670 кВт. Рассмотрев указанную заявку сетевой организацией был дан ответ о несоответствии ее действующему законодательству и необходимости ее пересоставления с приложением необходимых документов. Более обслуживающая компания в сетевую организацию по вопросам увеличения максимальной мощности не обращалась. При таких обстоятельствах, доводы истицы о том, что ОАО «ПСК» по обращениям обслуживающей организации бездействует - являются несостоятельными.

При изложенных обстоятельствах, требования истца о признании незаконным отказа ответчика в применении понижающего коэффициента 0,7 при расчете платы за электроэнергию не обоснованы и удовлетворению не подлежат, поскольку многоквартирный жилой дом и находящееся в нем жилое помещение истца в установленном порядке стационарными электрическими плитами для пищеприготовления и электроводонагревательными установками не оборудованы, что исключает основания для применения при расчете платы за электроэнергию понижающего коэффициента 0,7. Действиями ответчика в данном случае законодательство не нарушено, права и законные интересы истца не ущемлены.

Поскольку правовых оснований для применения при расчете истцу платы за электроэнергию понижающего коэффициента 0,7 судом не установлено, исковые требования в части обязания ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию также удовлетворению не подлежат.

В связи с тем, что поданный истцом иск связан с порядком оказания услуг по энергоснабжению, он относится к категории исков о защите прав потребителей, при подаче которых истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.4 ч.2 ст.333.20 НК РФ. Истцом при подаче иска излишне уплачена государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб., которая подлежит возврату истцу на основании ст.333.40 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд

решил :

В удовлетворении искового заявления Шарашовой Н.Н. к ОАО «Карельская энергосбытовая компания», о признании незаконным отказа в установлении оплаты электрической энергии с понижающим коэффициентом, обязании применения понижающего коэффициента и взыскании ущерба - отказать.

Возвратить Шарашовой Н.Н. уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 09 июня 2014 года.

Судья                                                                                                                           И.В. Каськович

2-168/2014 ~ М-126/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шарашова Надежда Николаевна
Ответчики
ОАО "Карельская энергосбытовая компания"
ОАО "Карельская энергосбытовая компания" Муезерский участок
Другие
Северо-Западное Управление по техническому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору
ООО ОкТа
Северо-западное управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору в РК
ОАО "Прионежская сетевая компания"
Администрация Муезерского городского поселения
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Каськович Игорь Викторович
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
20.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2014Передача материалов судье
24.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.04.2014Предварительное судебное заседание
22.05.2014Судебное заседание
06.06.2014Судебное заседание
09.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2014Дело оформлено
27.09.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее