Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3476/2021 от 19.11.2021

№ 2-3476/2021

64RS0047-01-2021-002421-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2021 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего
судьи Замотринской П.А.,

при секретаре Иванове М.С.,

при участии представителя ответчика ГУ ОПФ по Саратовской области – Рословой В.В., действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Привалова М.В. к ГУ ОПФ по Саратовской области, УПФР в Петровском районе Саратовской области, о перерасчете пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Привалов М.В. обратился в суд с исковыми требованиями, в обоснование которых указал, что <дата> ГУ ОПФ по Саратовской области истцу назначена пенсия по старости досрочно в возрасте 55 лет по списку №2 (Локомотивные бригады, в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее №400-ФЗ). При расчете страховой части пенсии до 2002 года и страховой части пенсии с 2002 года по 2014 год ГУ ОПФ по Саратовской области произвело с многочисленными нарушениями применив нормы действовавшего с 1 января 2015 года №400-ФЗ в части исчисления стажа до 1991 года, до 2002 года - для расчета стажевого коэффициента, период дожития и методику расчета расчетной пенсии до 2015 года, незаконно применяя в расчете страховой части пенсии с 2002 года по 2014 года включительно, размер периода дожития по ныне действующему законодательству, при этом смешивая все четыре закона, действовавшие в период трудовой деятельности истца с 1978 года по настоящее время, выбирая из них самые наихудшие показатели, с целью максимально занизить пенсию истца, приблизить к минимальной. Согласно приложенным к материалам дела однотипным ответам ГУ ОПФ по Саратовской области от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> - для расчета страховой части пенсии по старости истца до 2002 года и с 2002 года по 2014 года включительно применены показатели: а) общий трудовой стаж до 1991 года - 9 лет 9 месяцев 22 дня; б) общий трудовой стаж до 2002 года - 20 лет 01 месяц 22 дня; в) специальный стаж до 2002 года - 14 лет 11 месяцев 5 дней; г) стажевой коэффициент с учетом общего трудового стажа, как отношение общего трудового стажа (20 лет 01 месяц 22 дня) к требуемому (25лет) – 0,80577778; д) период дожития при исчислении страховой части пенсии по состоянию на <дата> в размере - 252 дня. При оценке пенсионных прав до 2002 года, и расчете страховой части пенсии по состоянию на <дата> ГУ ОПФ по Саратовской области отказал истцу: во включении в общий трудовой и специальный стаж периодов иной деятельности, проходивших до 1991 года в календарном исчислении для расчета стажевого коэффициента до 2002 года: а) периодов профессиональной подготовки до 1991 года: обучение в училище в <данные изъяты> при Приволжской железной дороги по направлению от организации на помощника машиниста тепловоза с <дата> по <дата> - 1 год б месяцев 6 дней («а», «з» п.109, ст.9 п. «б»пост. СМ СССР от 03 августа 1972 г. № 590; ст.ст.89, 91 п. «б» Закона 340-1; ст. 27 п. 5, ст. 29 п. 2, ст. 30 п.п. 10, 12. обз.4, № 173 - ФЗ; ст.30 п.1 подп. 5, п. 3 п. 4, ст. 13 п. 8 № 400-ФЗ); курсы - командировки подготовки и переподготовки квалификации в Дортехшколе на машиниста тепловоза в период деятельности в организации «<данные изъяты> с <дата> по <дата> - 7 месяцев 10 дней. - курсы подготовки и переподготовки квалификации в Дортехшколе на машиниста электровоза в период деятельности в организации «<данные изъяты> с <дата> по <дата> - 2 месяцев 25 дней., («а», «з» п.109, ст.9 п. «б» пост. СМ СССР от 03 августа 1972г. № 590; ст.ст.89, 91 п. «б» Закона 340-1; ст.27 п.5, ст.29 п.2,ст.30 п.п. 10, 12. абз.4, N2173 - ФЗ; ст. 30 п.1 подп.5, п. 3 п.4, ст. 13 п. 8 № 400-ФЗ). Согласно приложенным к исковому заявлению трудовой книжки, заверенной работодателем и таблицы исчисления общего трудового стажа за периоды до 1991 года, до 2002 года, период трудовой деятельности истца начался с 1978 года по действующему на тот период Постановлению Совета Министров СССР от 13 августа 1972 года за № 590, согласно подпункта «з», «к» п. 109, периоды профессиональной подготовки в училище, служба в Армии по призыву и командировки - курсы в период работы по льготному - специальному стажу включались в календарном исчислении, как в общий трудовой стаж, так и в специальный стаж, так как за ними следовала или им предшествовала работа по специальности с вредными и тяжелыми условиями труда по списку N 2(Локомотивные бригады). Перечисленные неучтенные ГУ ОПФ по Саратовской области периоды имели место до 1991 года и подлежали государственному социальному страхованию, а обучение и профессиональная переподготовка проводилась по направлению от Приволжской железной дороги и оплачивалась с учетом средней заработной платы, так как государство всячески привлекало работников с вредными и тяжелыми условиями труда, чтобы после обучения работник направлялся именно по назначению, где за ним сохранилось рабочее место, а что бы не было дискриминации при назначении пенсии в отношении к работниками с обычными условиями труда, вышеуказанные иные периоды истца, без которых истец не мог работать, включались в стаж для работников - льготников в календарном исчислении наравне с работой с вредными условиями труда. С введением нового законодательства после 1991 года Федерального закона № 340 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях» (далее № 340-ФЗ), методика расчета и исчисление общего стажа и льготного (с 1991 года специального) стажа не изменилось, так согласно ст.18, ст.89, ст.91 № 340-Ф3 периоды обучение в профессиональном училище, профессиональной подготовки и переподготовки, служба в Армии по призыву включались в общий трудовой стаж и льготный (специальный) стаж в календарном исчислении для расчета стажевого коэффициента. б) службу в рядах Советской Армии по призыву в период с <дата> по <дата> - 2 года 17 дней как 1:2 (учтена в общем трудовом стаже как 1:1), (в специальном стаже не учтена), («а», «к» п. 109 СМСССР от 03 августа 1972г. № 590; ст.ст.89, 90 № 340-Ф3; ст. 27 п.5, ст. 29 п. 2, ст. 30 п.п. 10, 12. абз. 4, № 173 - ФЗ; ст. 30 п.1 подп.5, п. 3 п.4, ст.13 п.8 № 400-ФЗ). 2. В применении п. 9 ст. 30 Федерального закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года (далее № 173-Ф3), в связи с тем, что у истца нет полного общего страхового стажа (25 лет) до 2002 года, истец считает не законно, так как согласно ст. 30 п. 9 № 173-Ф3: «Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28. настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного)». Согласно данным, трудовой книжки и таблицы исчисления стажа до 2002 года, истец имеет полный специальный стаж (21 год 5 месяцев 3 дня, при норме 12 лет 6 месяцев) и неполный общий трудовой стаж (24 года 7 месяцев 2 дня, при норме 25 лет). ГУ ОПФ по Саратовской области применяют п.9 ст. 30 Федерального закона №173-Ф3 только с учетом соединительной частицы «и», требуя о необходимости и полного общего трудового стажа и полного специального стажа, а разделительную частицу «или» исключают. Согласно абз.8 п.1 ст. 30 №173 ФЗ, в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей, застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, который на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев трудового стажа, то есть рассчитывается коэффициент уменьшения общего трудового стажа и при подсчете стажевого коэффициента нужно отталкиваться не от необходимого полного трудового стажа (25лет), а от необходимого полного специального стажа (12 лет 6 месяцев). 3. Для расчета страховой части пенсии по старости по состоянию на <дата> ГУ ОПФ по Саратовской области незаконно применяет период дожития при расчете страховой части пенсии в размере - 252 дня, вместо - 228 дня, так согласно ст.15 п. 9 п. 10 № 400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) х Квсп, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день с которого назначается страховая пенсия по старости. ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до <дата>, и определяется согласно п 10 ст.15 № 400-ФЗ по нормам закона №173-Ф3; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды имевшие место с <дата> по состоянию на день с которого назначается страховая пенсия по старости, согласно ст.15 п.10 №400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до <дата> определяется по формуле; ИПКс = П/СПКк + сумма НП1/К/КН, где ИПКс - индивидуальные пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до <дата>; П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной по состоянию на <дата> год по нормам закона N 2173-03. Согласно ст.14 №173 -ФЗ, размер страховой части трудовой пенсии по старости (без фиксированной части), определяется по формуле: Сч = ПК/Т, где, Сч - страховая часть трудовой пенсии по старости до 2015 года. Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Истец считает, что страховая часть трудовой пенсии по старости и индивидуальный коэффициент до 2015 года должны быть рассчитаны на основании п. 3 ст. 30 с применением п. 9 ст. 30, п. 2 ст. 32 № 173-Ф3 (п. 9, п. 10 ст. 15 № 400-ФЗ), с учетом показателей рассчитанных по трудовой книжке в таблице исчисления стажа до 2002 года, на период действовавшего на то время законодательства следующим образом: общий трудовой стаж до 2002 года - 24 года 7 месяцев 2 дня; общий трудовой стаж до 1991 года - 14 лет 3 месяца 0 дней; специальный стаж до 2002 года - 21 год 5 месяцев 3 дня; специальный стаж до 1991 года - 14 лет 3 месяца 0 дней; период дожития по состоянию на <дата> - 228 дней; Коэффициент по заработной плате - 1,2.Стажевой коэффициент, рассчитанный по специальному стажу, (с учетом применения коэффициента снижения общего трудового стажа к норме до 2002 года равен 24 года 7 месяцев 2 дня/25 лет или 295 месяцев/300 месяцев - 0.98333333) составляет 21 год 5 месяцев 3 дня/12 лет 6 месяцев * 0,98333333 или 7713 дней/4500 дней * 0,98333333 = 1,68543333. Расчет размера стразовой части трудовой пенсии: ПК до <дата> = ((0,55 * 1,2 * 1671,00 ) - 450 * 1,68543333 * 228 = 250880 рублей 26 коп., где 0.55 - стажевой коэффициент; 1,2 - коэффициент по заработной плате; 1671 - средняя заработная плата по стране; 1.68543333 - стажевой коэффициент истца, рассчитанный по специальному стажу с учетом коэффициента снижения общего трудового стажа по состоянию на <дата>; 228 - количество месяцев ожидаемого периода выплаты досрочной трудовой пенсии по состоянию на <дата> год. ПК до 2002 года с учетом валоризации и индексации составил <дата>; 250880 рублей 26 коп. * 5,6148166 = 1408646 рублей 65 коп. 250880 рублей 26 коп. * 24% * 5,6148166 = 338075 рублей 20 коп.; Сумма расчетного пенсионного капитала, из которой определен размер страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на <дата>, составила: ПК=1408646 рублей 65 коп. + 338075 рублей 20 коп. + 254319 рублей 91 коп. = 2001041 рублей 69 коп.. Страховая часть трудовой пенсии по старости ( без учета фиксированного базового размера) составила на <дата> (2001041 рубля 69 коп./228) - 8776 рублей 50 коп. Величина ИПКс по состоянию на <дата>, рассчитанная по нормам № 173-Ф3 составляет 8776 рублей 50 коп./64реблей 10 коп = 136,919. Величина ИПКн после 2015 года, рассчитанная по нормам № 400-ФЗ на дату назначения пенсии по старости составляет -3,762. Величина ИПК истца составила - 140,681(136,919 + 3,762). По данным ПФРФ ИПК за период деятельности по состоянию на <дата> составила - 74,341 Из вышеизложенного, истец видит, насколько занижается страховая часть пенсии, ИПК до 2015 года и, следовательно, пенсия по старости при смешивании всех четырех законов Пенсионного законодательства, производя расчеты, применяя показатели из разных законов, а не по нормам одного законодательства, действовавшего на период работы. При выходе истца на пенсию по старости досрочно, в 2016 году ГУ ОПФ по Саратовской области пересчитал уже сформированные пенсионные права по состоянию на 31 декабря 2014 года по № 173 -ФЗ: страховую часть пенсии и ИПК, применяя новое законодательство действующее с 2015 года, которое не противоречит и ранним законам, а направляет к ним В результате подтасовок ИПКс до 2015 года занижена на 66,34. Истец считает, что ПФ РФ незаконно и необоснованно занизил страховую часть пенсии по старости до 2002 года и с 2002 по 2014 года, грубо нарушив Российские пенсионные законодательство. На его правомерное ожидание включения спорного периода в трудовой, специальный стаж и получения мной надлежащего размера пенсии распространяются гарантии уважения имущества, предусмотренные статьей 1 Протокола к Конвенции О защите прав человека и основных свобод. В свою очередь, государственный ответчик, нарушая права истца на включение спорных период в трудовой, специальный стаж и получение им надлежащего размера пенсии допустил вмешательство в конвенционное право на уважение имущества. Указанное вмешательство является чрезмерным, поскольку оно: не является абсолютно необходимым в демократическом обществе, не преследует законной цели, не основано на национальном законе (противоречит Конституции РФ), нарушило баланс между государственными интересами по обеспечению населения России пенсиями и его конвенционным правом на уважение имущества. При таких обстоятельствах ответчик нарушил в отношении него статью 1 Протокола к Конвенции О защите прав человека и основных свобод. Нарушением его конвенционного права на уважение имущества, нарушением статьи 1 Протокола к Конвенции О защите прав человека и основных свобод ответчик причинил ему моральный вред, обусловленный; переживаниями, эмоциональным стрессом, потерей благоприятных условий жизни, потери радости в жизни, дискомфортом, потерей сна. На основании изложенного истец просит включить в общий трудовой стаж и специальный стаж в календарном исчислении и рассчитать стажевые коэффициенты по п. 3 с применением п. 9 ст. 30 № 173-ФЗ с учетом, неучтенных иных периодов деятельности до 1991 года: обучение в училище в <данные изъяты> по направлению от организации на помощника машиниста тепловоза с <дата> по <дата> - 1 год 6 месяцев б дней; курсы - командировки подготовки и переподготовки квалификации в Дортехшколе на машиниста тепловоза в период деятельности в организации «Локомотивное депо» станции Аткарск с <дата> по 21 декабрь 1983 года - 7 месяцев 10 дней., курсы подготовки и переподготовки квалификации в Дортехшколе на машиниста электровоза в период деятельности в организации «<данные изъяты> с <дата> по <дата> - 2 месяцев 25 дней, службу в рядах Советской Армии по призыву по ст. 10 п. 3 Федеральному закону от <дата> в двойном размере с <дата> по <дата>г - 2 года 17 дней * 2 = 4 года 1 месяц 4 дня; произвести расчет пенсионного капитала до 2002 года по ст.30 п. 3 с применением п. 9 ст. 30 № 173-Ф3 с учетом расчета стажевого коэффициента по специальному стажу; рассчитать страховую часть пенсии с 2002 по 2014 годы по № 173 - ФЗ, с применением ожидаемого периода выплаты 228 месяцев; произвести перерасчет страховой части пенсии, и взыскать с ГУ ОПФ по Саратовской области в пользу истца недополученную сумму пенсии по старости с <дата> по настоящее время с применением специального стажа при оценки пенсионных прав, с учетом включения в специальный стаж иной общественно полезной деятельности неучтенных ГУ ОПФ по Саратовской области и применения периода дожития 228 месяцев, предусмотренных по п. 1 подпунктом 5 ст.27 Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2002 года № 173-Ф3; взыскать с ГУ ОПФ по Саратовской области в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 1.000.000 рублей 00 копеек; расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

Истец Привалов М.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ГУ ОПФ по Саратовской области Рослова В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям изложенным в письменных возражениях, согласно которым Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по Саратовской области с исковым заявлением Привалова М.В. не согласно, считает его необоснованным по следующим основаниям. Частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судом правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил. В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 28 апреля 2021 № 121п «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Саратовской области» и согласно Листу записи ЕГРЮЛ с <дата> Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) присоединено к Отделению ПФР по Саратовской области. После реорганизации в форме присоединения, реорганизованному юридическому лицу присвоено наименование «Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области». С <дата> пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ). Работникам железнодорожного транспорта досрочная страховая пенсия по старости назначается по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и имеют страховой стаж не менее 25 лет. До <дата> работники, занятые на железнодорожном транспорте, были предусмотрены в Списке производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 № 1173 (далее - Список № 2 от 1956 года). Этот Список применяется для учета периодов выполнения работ с тяжелыми условиями труда, имевших место до <дата> при досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ. В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 16 июля 2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление № 665). При определении права на досрочную пенсию по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяется Список работников локомотивных бригад, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 № 272 (далее - Список № 272). На основании пункта 3 Постановления № 665 исчисление периодов указанной работы осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516 (далее Правила №516). Суммирование работ в качестве рабочих локомотивных бригад (п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ) и работ в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны) Правилами № 516 не предусмотрено. Согласно пункту 3 Постановления № 665 при исчислении периодов работы по Списку № 2 от 1956 года, имевших место до 01 января 1992, по выбору застрахованного лица применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 (далее - Положение № 590). Согласно положениям части 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно пункту 109 Положения № 590 период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Списку № 2 от 1956 года, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. Периоды обучения в училищах, школах и на курсах, перечисленных в подпункте «з» пункта 109 Положения № 590, приравниваются к работе, которая следовала за окончанием данного периода. В соответствии со статьей 35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность требуемого для назначения пенсии страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, определяется на день установления этой страховой пенсии. Подсчет количества ИПК производится в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 400-ФЗ за периоды до <дата> и за периоды с <дата>. В свою очередь размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется из расчетного пенсионного капитала, который включает в себя сумму страховых взносов, начисленных работодателем за застрахованное лицо в ПФР после <дата>, и пенсионных прав, приобретенных до <дата>. Под пенсионными правами, приобретенными гражданами до <дата>, понимаются стаж и среднемесячный заработок до указанной даты, с учетом которых исчисляется расчетный пенсионный капитал в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ). Стажевый коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 25 лет для мужчин, но не более, чем на 0,20. Отношение среднемесячного заработка пенсионера за установленный период к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период учитывается не свыше 1,2. При этом в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30, подлежит валоризации (повышению). Отмечает, что для оценки пенсионных прав исходя из общего трудового стажа пунктом 3 статьи 30 Федерального закона №173-Ф3 определен исчерпывающий перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, в числе которых период учебы не предусмотрен. В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до <дата>, определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета ее фиксированного базового размера), исчисленного по состоянию на <дата> по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При этом статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ определен порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <дата> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно данному порядку оценка пенсионных прав может быть осуществлена по пунктам 3, 4 и 9 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с положениями пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный осуществляется с применением общего трудового стажа, при этом в каждом пункте оговорен перечень периодов, которые включаются в общий трудовой стаж в целях определения расчетного размера пенсии. Периоды подготовки к профессиональной деятельности в случае осуществления оценки пенсионных прав с применением пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ в общий трудовой стаж не включаются. Периоды подготовки к профессиональной деятельности наравне с работой в общий трудовой стаж включаются в случае осуществления оценки пенсионных прав с применением пункта 4 статьи 30 Федерального закона М173-ФЗ. Принятие вышеназванной нормы было обусловлено принятием Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 29 января 2004 № 2-П о сохранении гражданами ранее приобретенных прав на момент отмены действующего правового регулирования. Однако, при включении по ранее действующему законодательству периодов иной деятельности, подлежащих включению в соответствующий период времени, то и исчисление пенсии должно производиться с применением того законодательства, что действовало в этот период, что и нашло закрепление в пункте 4 статьи 30 Закона №173-Ф3, закрепившей расчет размера пенсии в таком же порядке, как по Закону № 340-1 и включение в общий трудовой стаж периода обучения также, как это предусматривалось статьей 91 названного закона. Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2021 № 975-О, часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» устанавливает порядок реализации права застрахованных лиц, осуществлявших отдельные виды профессиональной деятельности или занятых на отдельных видах работ, на досрочное пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В таком же порядке в целях определения права на страховую пенсию может исчисляться страховой стаж (часть 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»), а при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <дата> к отношениям, возникшим до указанной даты, применяется законодательство, действовавшее на момент приобретения пенсионных прав (абзац четвертый пункта 12 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Таким образом, механизм реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение включает элементы, направленные на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, посредством чего достигается разумная стабильность правового регулирования. Привалову М.В., <дата> года рождения, досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ назначена с <дата>. Стаж на соответствующих видах работ по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ составляет 14 лет 11 месяцев 5 дней. Продолжительность стажа на соответствующих видах работ по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ с учетом включения периода обучения в ТУ с <дата> по <дата>; периода службы в СА с <дата> по <дата>; периодов обучения в Саратовской технической школе машинистов локомотивов Приволжской железной дороги с <дата> по <дата> (свидетельство МТ-197) и с <дата> по <дата> составляет 19 лет 4 месяца 7 дней. Расчетный размер страховой пенсии исчислен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ (как наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения) с учетом общего трудового стажа по состоянию на <дата> 20 лет 01 месяц 22 дня (стажевый коэффициент 0,55, отношение неполного общего стажа к требуемому стажу составляет 0,80577778); суммы валоризации, исходя из продолжительности общего трудового стажа до <дата> – 9 лет 9 месяцев 22 дня - 19 % (1 % за каждый полный год стажа до <дата> + 10 %). Общий трудовой стаж на <дата> с учетом включения периодов обучения и периода службы в армии по призыву в двойном размере составляет 24 года 6 месяцев 24 дня. Однако размер досрочной страховой пенсии заявителя, исчисленный по пункту 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ с включением в общий трудовой стаж периодов обучения, службы в армии по призыву в двойном размере значительно ниже размера пенсии, исчисленного по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с положениями пункта 9 статьи 30 Федерального закона М 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 названного закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Следовательно, данная норма применима только к той категории граждан, у кого имеется совокупность всех условий выработки стажа, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-Ф3 для мужчин полным считается стаж работы не менее 12 лет 6 месяцев стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в качестве рабочих локомотивных бригад и 25 лет страхового стажа. При этом, в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на <дата> у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ). Указание о наличии и (или) стажа на соответствующих видах работ обусловлено тем, что эта норма является общей и в части 1 статьи 27 Федерального закона №173-Ф3 предусмотрены и такие работы, при которых достаточно только выработки стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную пенсию - например, женщинам, проработавшим не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Таким образом, перечисленные условия, обусловливающие право на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 173-Ф3 являются одновременно совокупностью условий для конвертации пенсионных прав с учетом пункта 9 статьи 30 названного Федерального закона, соблюдение которых требуется по состоянию на <дата>. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 23 июля 2020 года №1840-О положения статьи 30 Федерального закона № 173-Ф3, устанавливая один из порядков исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, приобретенных по состоянию на <дата> (пункт 3), предоставляют гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда и имели на указанную дату полный общий трудовой стаж, а также полный стаж на соответствующих видах работ, право выбора вида стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера пенсионного обеспечения (пункты 9 и 10). Размер досрочной страховой пенсии заявителя не может быть исчислен по пункту 9 статьи 30 Закона № 173-ФЗ с учетом стажа на соответствующих видах работ, так как отсутствует одно из условий - наличие на <дата> требуемой для назначения досрочной пенсии продолжительности страхового стажа 25 лет. Согласно положениям статьи 14 Закона № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости при ее назначении определяется с учетом количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 данного Закона и составляющего 19 лет (228 месяцев). При этом применяются положения статьи 32 данного Закона, определяющей порядок введения в действие установленной величины ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии (на переходный период). Для лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 Закона № 173-ФЗ, пунктом 2 статьи 32 данного Закона после окончания переходного периода (т.е. с <дата>) предусмотрен особый порядок определения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии. Начиная с <дата>, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, установленный в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 173-ФЗ, ежегодно (с 1 января соответствующего года) дополнительно увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 Закона № 173-ФЗ (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет). Вместе с тем, с <дата> установление и выплата пенсий осуществляются в соответствии с Законом № 400-ФЗ. Согласно положениям статьи 15 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии при ее назначении исчисляется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), который складывается из ИПК за периоды, имевшие место до <дата> Закона № 400-ФЗ величина ИПК до <дата> определяется из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по нормам Закона № 173-ФЗ по состоянию на <дата>. В этой связи, максимально возможное количество лет увеличения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости при назначении досрочной страховой пенсии по старости указанным лицам начиная с <дата> составит 2 года (228 (ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, установленный в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 173-Ф3)+ 12 (увеличение с <дата>) + 12 (увеличение с <дата>). При этом количество лет, недостающих до 60 лет для мужчин, определяется на день назначения страховой пенсии по старости. При назначении пенсии Привалову М.В. применена величина ожидаемого периода выплаты равная 252. Взыскание морального вреда регулируется Гражданским Кодексом РФ, а именно ст. 151 ГК РФ, в соответствии с которой взыскание морального вреда производится если: гражданину причинен вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащее гражданину другие нематериальные блага; а также в иных случаях предусмотренных законом. Учитывая, что в данном случае речь идет о взыскании морального вреда, связанного с применением норм пенсионного законодательства, которое в свою очередь является материальным правом, то первое условие взыскание морального вреда исключается. Применительно ко второму условию реализации ст. 151 ГК РФ, необходимо отметить, что основным законом, определяющим возможность и правомерность взыскания морального вреда в данном случае является Федеральный закон №400-ФЗ, в части исчисления размера пенсии до <дата> Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые в свою очередь не содержат материальных норм, прямо указывающих на обязанность органов ПФР выплачивать суммы по возмещению морального вреда. Кроме того, отношения между гражданами и территориальным органом ПФР по вопросам пенсионного обеспечения представляют собой имущественные отношения, основанные на административном и властном подчинении одной стороны другой, поскольку обязанность органов Пенсионного фонда выполнять функцию обеспечения граждан пенсией, возложенную государством порождает за собой имущественное право гражданина на пенсию, а в соответствии с ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство, предусматривающее возмещение морального вреда не применяется. Данный вывод подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», средства бюджета Пенсионного Фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов, изъятию не подлежат, имеют строго целевое назначение направленное на: выплату пенсии; доставку пенсии; выплату пособия на погребение; иные цели, предусмотренные законодательством об обязательном пенсионном страховании. Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет. Кроме того, все расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов, исходя из положений ст. 32 Бюджетного кодекса РФ, подлежат обязательному отражению в соответствующих бюджетах внебюджетных фондов. Вышеуказанным законом не предусмотрены расходы на компенсацию убытков. В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Учитывая, что истец просит взыскать моральный вред, возникший как считает истец в результате расчета пенсии, то отношения между истцом и ответчиком регулируются Федеральным законом № 400-ФЗ, Федеральным законом № 173-Ф3. Данными Федеральными законами, равно как и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере пенсионного обеспечения, не предусмотрено возмещение морального вреда. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (ст. 1100 ГК РФ). Например, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. В соответствии со статьей 401 ГК РФ вина выражается в форме умысла или неосторожности. Под умыслом понимается такое противоправное поведение, при котором причинитель не только предвидит, но и желает либо сознательно допускает наступление вредного результата. Неосторожность выражается в отсутствии требуемой при определенных обстоятельствах внимательности, предусмотрительности, заботливости и т.п. Истцом доказательства вины ОПФР по Саратовской области не предоставлены. Таким образом, из ст. 1099, 1100 ГК РФ усматривается, что моральный вред подлежит возмещению только в случаях прямо предусмотренных законом, а пенсионным законодательством возмещение морального вреда не предусмотрено. В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований, если иное не предусмотрено законом. В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Истцом не представлены доказательства причинения нравственных и физических страданий. Более того, в пункте 31 постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 декабря 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется. На основании изложенного просит отказать Привалову М.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме; исключить УПФР в Петровском районе Саратовской области из числа ответчиков по настоящему делу.

Изучив доводы искового заявления, возражений на исковое заявление, выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что истец Привалов М.В., <дата> года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости как работник железнодорожного транспорта с <дата>.

Досрочная страховая пенсия по старости назначена ему по п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», в соответствии с которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (ранее 65 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Истец в своем исковом заявлении просит включить в общий трудовой стаж и в специальный стаж в календарном исчислении и рассчитать стажевые коэффициенты по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды до 1991 года:

- обучение в училище в <данные изъяты> по направлению от организации на помощника машиниста тепловоза с <дата> по <дата> – 1 год 6 месяцев 6 дней.,

- курсы – командировки подготовки и переподготовки квалификации в Дортехшколе на машиниста тепловоза в период деятельности в организации «<данные изъяты> с <дата> по <дата> – 7 месяцев 10 дней,

- курсы – командировки подготовки и переподготовки квалификации в Дортехшколе на машиниста электровоза в период деятельности в организации «<данные изъяты> с <дата> по <дата> – 2 месяца 25 дней,

- службу в рядах Советской армии в двойном с размере с <дата> по <дата> – 2 года 17 дней * 2 = 4 года 1 месяц 4 дня.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Расчет страховой части трудовой пенсии истца произведен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с <дата> по <дата> для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, в которую включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.

Таким образом, в общий трудовой стаж истцу засчитан период службы в рядах Советской Армии.

На <дата> его общий трудовой стаж составлял 20 лет 1 месяц 22 дня.

Размер пенсии, рассчитанный по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составил 10 080 рублей 24 копейки – фиксированная выплата к страховой пенсии.

Включение периодов обучения и службы в армии в двойном размере возможно при назначении истцу пенсии с применением п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности;

из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности;

из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, в которую включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;

периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;

периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;

гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;

гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с <дата> по <дата>), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:

периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж за полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов;

периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;

периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

периодов содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

периодов проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;

периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, при стаже на соответствующих видах работ в летном и летно-испытательном составе у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет уменьшается на 2 процента за каждый год (в том числе неполный), недостающий до полного стажа на соответствующих видах работ, указанного в подпункте 13 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.

Расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, летчикам-испытателям I класса из числа лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, повышается на 10 процентов. При этом расчетный размер трудовой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка застрахованного лица.

Расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, лицам, указанным в статье 27.1 настоящего Федерального закона, в том числе летчикам-испытателям I класса из их числа, ограничению, установленному абзацем сороковым настоящего пункта, не подлежит.

Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

В этом случае размер пенсии Привалова М.В. составил бы 7 673 рубля 12 копеек, что значительно ниже назначенного ему размера пенсии по п. 4 указанной выше статьи.

Истец просит применить к расчету его пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пункт 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В соответствии с подпунктом 5 пункт 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (60 лет для мужчин) в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Таким образом, данная норма может быть применима только к той категории граждан, у которых имеется совокупность всех условий по стажу – не менее 12 лет 6 месяцев работы специального стажа и не менее 25 лет общего стажа на <дата>.

У истца отсутствует необходима продолжительность общего стажа, что исключает применение к данным правоотношениям по назначению пенсии п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Довод истца об отсутствии необходимости иметь требуемую продолжительность и страхового стажа, и общего трудового стажа для применения п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основан на неверном толковании норм материального права.

Аналогично при рассмотрении доводов и расчетов истца при определении величины ожидаемого периода выплаты 252 месяца, как заявлены исковые требования, истец просит применить п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако, применение указанного пункта к данным правоотношениям недопустимо, по основаниям, указанным выше.

Пенсионным фондом верно на основании ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости при ее назначении определяется с учетом количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 данного Закона и составляющего 19 лет (228 месяцев).

При этом применялись положения статьи 32 данного Закона, определяющей порядок введения в действие установленной величины ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии (на переходный период).

Для лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пунктом 2 статьи 32 данного Закона после окончания переходного периода (то есть с <дата>) предусмотрен особый порядок определения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии.

Начиная с <дата>, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, установленный в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 173-ФЗ, ежегодно (с 1 января соответствующего года) дополнительно увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 Закона № 173-ФЗ (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет).

Вместе с тем, с <дата> установление и выплата пенсий осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с положениями ст. 15 которого размер страховой пенсии при ее назначении исчисляется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), который складывается из ИПК за периоды, имевшие место до <дата> Закона № 400-ФЗ величина ИПК до <дата> определяется из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по нормам Закона № 173-ФЗ по состоянию на <дата>. В этой связи, максимально возможное количество лет увеличения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости при назначении досрочной страховой пенсии по старости указанным лицам начиная с <дата> составит 2 года (228 (ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, установленный в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 173-Ф3)+ 12 (увеличение с <дата>) + 12 (увеличение с <дата>). При этом количество лет, недостающих до 60 лет для мужчин, определяется на день назначения страховой пенсии по старости.

При назначении пенсии Привалову М.В. пенсионным фондом правильно применена величина ожидаемого периода выплаты, равная 252 месяцам.

При таких обстоятельствах оснований для перерасчета страховой пенсии по старости, назначенной Привалову М.В., а также взыскании недополученной пенсии у суда не имеется.

Также отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда, поскольку нарушений личных неимущественных прав истца ответчиком судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Привалова М.В. к ГУ ОПФ по Саратовской области, УПФР в Петровском районе Саратовской области, о перерасчете пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись П.А. Замотринская

2-3476/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Привалов Михаил Васильевич
Ответчики
УПФР в Петровском районе Саратовской области
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области
Другие
Рослова Василина Валерьевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Замотринская Полина Алексеевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
19.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2021Судебное заседание
02.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.03.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.03.2022Судебное заседание
18.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее