17 сентября 2018 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.,
при секретаре ШуманевеА.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Технология и Катализаторы» Бобкова А.А. на постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области от 02.04.2018г. №63/5-37-18-ПВ/232/7/9 о привлечении директора ООО «Технология и Катализаторы» Бобкова А.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.27.1 КоАПРФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области №63/5-37-18-ПВ/232/7/9 от 02.04.2018года директор ООО «Технология и Катализаторы» БобковА.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7000 рублей.
Директор ООО «Технология и Катализаторы» БобковА.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, как незаконное и необоснованное.
В судебном заседании представитель заявителя директора ООО «Технология и Катализаторы» БобковаА.А. – ЛеонтьеваТ.С., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала и показала, что вышеуказанным постановлением от 02.04.2018 года директор ООО «Технология и Катализаторы» БобковА.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ. Данное постановление считает необоснованным, полагая, что спецоценка условий труда рабочего места специалиста №17 была проведена в установленные законом сроки и факт проведения ООО «Средневолжский центр аттестации» спецоценки с нарушением требований законодательства не свидетельствует о непроведении спецоценки работодателем и не может являться основанием для привлечения должностного лица к ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАПРФ. Кроме того, проведение спецоценки условий труда с нарушением установленного порядке ее проведения влечет привлечение организации, проводившей оценку, к административной ответственности по ст.14.54 КоАПРФ, а поскольку спецоценка проведена была, но установлены нарушения законодательства по ее проведению, то ответственность должно нести ООО «Средневолжский центр аттестации», проводившее спеоценку условий труда для ООО «ТиК» по договору, а не заявитель. Также заявитель считает, что постановление вынесено неуполномоченным лицом, поскольку указанное лицо ранее составляло протокол об административном правонарушении, что препятствует объективной оценке правильности составления протокола и собранных документов. При таких обстоятельствах, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Государственной инспекции труда в Самарской области – ПетуховаС.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против доводов жалобы, считает их необоснованными. Просила в удовлетворении жалобы директора ООО «Технология и Катализаторы» БобковаА.А. отказать, постановление оставить без изменения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя директора ООО «Технология и Катализаторы» БобковаА.А., представителя Государственной инспекции труда в Самарской области, суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно п.1 ст.353 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2012 года №875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с пунктами 7 и 8 данного Положения федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.16 ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В ходе внеплановой документарной проверки начальником отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ПетуховойС.Г., наряду с иным, было установлено, что не проведена специальная оценка условий труда при выполнении работ по инспектированию реакторов, загрузки, выгрузки и рассева катализаторов, сульфидирования катализаторов каталитических процессов, то есть специальная оценка условий труда проведена с нарушением требований норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
01.05.2017г. в Обществе произошел тяжелый несчастный случай с ФИО1 на территории Нефтеперерабатывающего завода АО «ТАНЕКО». Несмотря на истечение установленного законом шестимесячного срока, внеплановая специальная оценка условий на рабочем месте, в связи с указанным выше несчастным случаем на производстве, причиной которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, не проведена.
Был составлен акт проверки от 26.03.2018г. №63/5?37?18?ПВ/232/7/2.
На основании вышеуказанного в отношении директора ООО «Технология и Катализаторы» БобковаА.А. 26.03.2018г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ и он был привлечен постановлением №63/5-37-18-ПВ/232/7/9 от 02.04.2018г. к административной ответственности.
В силу ст.1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в том числе работодатель обязан проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вступил в силу с 01 января 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Положения статей 4, 8, 9 Федерального закона N 426-ФЗ обязывают работодателя провести ряд мероприятий в рамках подготовки и проведения специальной оценки условий труда, а подпункт 1 пункта 1, пункт 2 статьи 17 данного Закона предусматривает проведение внеплановой специальной оценки условий труда в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места.
Согласно п.6 ч.1 ст.17 Федерального закона № 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в том числе в случае: произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
В соответствии ч.2 ст.17 Федерального закона № 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи.
Поскольку 01.05.2017г. в Обществе произошел тяжелый несчастный случай с ФИО1 на территории Нефтеперерабатывающего завода АО «ТАНЕКО», то положения п. 6 ст.27 Федерального закона № 426-ФЗ о поэтапном проведении оценки условий труда неприменимы; закон обязывает работодателя при таких обстоятельствах проводить внеплановую специальную оценку условий труда, что осуществлено им не было.
Факт совершения должностным лицом - директором ООО «Технология и Катализаторы» БобковымА.А. указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением об административном правонарушении от 02.04.2018г., протоколом об административном правонарушении от 26.03.2018г., актом проверки от 26.03.2018 года.
Совершенное директором ООО «Технология и Катализаторы» БобковымА.А. правонарушение верно квалифицировано по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами трудового законодательства и КоАП РФ, и директор ООО «Технология и Катализаторы» БобковА.А. правомерно привлечен к административной ответственности за не проведение специальной оценки условий труда.
Довод жалобы об отсутствии вины директора ООО «Технология и Катализаторы» БобковаА.А. в совершении административного правонарушения, опровергается собранными судом по делу доказательствами.
Обстоятельств, исключающих ответственность директора ООО «Технология и Катализаторы» БобковаА.А., судом не установлено.
Заявителем жалобы не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения. В материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Проведение внеплановой специальной оценки условий труда относится к прямой обязанности работодателя (ч1, ч.4 ст.8 Федерального закона № 426-ФЗ), то есть в данном случае директора ООО «Технология и Катализаторы» БобковаА.А.
Наказание директору ООО «Технология и Катализаторы» БобковуА.А. назначено в пределах санкции ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области №63/5-37-18-ПВ/232/7/9 от 02.04.2018года о привлечении директора ООО «Технология и Катализаторы» БобковаА.А. к административной ответственности является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 ч. 1 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области №63/5-37-18-ПВ/232/7/9 от 02.04.2018года о привлечении директора ООО «Технология и Катализаторы» Бобкова А.А. к административной ответственности по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, – оставить без изменения, жалобу директора ООО «Технология и Катализаторы» Бобкова А.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Кузина Н.Н.