Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3865/2020 ~ М-3604/2020 от 19.08.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2020 года г.Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи         Родивиловой Е.О.,

при секретаре судебного заседания            Мовсисян Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3865/20 по административному исковому заявлению МИФНС России № 16 по Самарской области к Сургаеву ФИО6 о взыскании задолженности по налогу на имущество,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 16 по Самарской области обратилось в суд с административным иском, в котором просит взыскать с Сургаева Е.А. с учетом уточнений задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 47210 руб., пени в размере 287,32 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Китова Н.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенных в письменных возражениях и дополнениях к ним, указала, что в обязанности налогового органа входит направление налогоплательщикам соответствующих уведомлений об уплате налога в установленные сроки. В данном случае налоговым органом не представлено доказательств надлежащего уведомления Сургаева Е.А. об обязанности уплатить налог на имущество, следовательно, административным истцом не соблюден порядок взыскания недоимок по налогам, что ведет к отказу в удовлетворении административных исковых требований. Сургаеву Е.А. были выданы пароль и логин в личный кабинет налогоплательщика, однако, доступ в личный кабинет налогоплательщика им активирован не был.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.3 ст. 75 НК РФ).

К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату. В соответствии с подпунктом 1 п. 3 данной статьи, обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

Пунктом 1 ст. 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ч.1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Из материалов дела следует, что Сургаев Е.А. в 2018г. являлся собственником помещения, расположенного по адресу: адрес.

МИФНС России № 16 по Самарской области Сургаеву Е.А. был начислен налог на вышеуказанное нежилое помещение за 2018г. в размере 67210 руб., составлено налоговое уведомление № 44019292 от 15.08.2019г. со сроком оплаты до 02.12.2019г., в котором наряду с другими объектами налогообложения значился вышеуказанный объект недвижимости.

Однако, налог на имущество физических лиц Сургаевым Е.А. в установленные сроки уплачен не был, в связи с чем МИФНС были начислены пени.

Административному ответчику направлялось требование № 95776 по состоянию на 23.12.2019г., в котором рассчитана общая сумма задолженности по налогу на имущество за 2018г. в размере 67210 руб. и пени – 287,32 руб., предоставлен срок для погашения задолженности до 21.01.2020г.

Вместе с тем, задолженность по налогу в полном объеме ответчиком погашена не была, в связи с чем МИФНС России № 16 по Самарской области обратилось к мировому судье судебного участка № 7 Октябрьского судебного района г.Самары с заявлением о выдаче судебного приказа. 03.04.2020г. мировым судьей был вынесен судебный приказ № 2а-656/20 о взыскании с Сургаева Е.А., в том числе, задолженности по налогу на имущество за 2018 г. в размере 67210 руб., пени в размере 287,32 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 7 Октябрьского судебного района г.Самары от 27.04.2020г. судебный приказ № 2а-656/20 отменен по заявлению Сургаева Е.А.

В связи с отменой указанного судебного приказа МИФНС России № 16 по Самарской области 19.08.2020г. обратилась в суд с настоящим административным иском.

Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Понятие налога, сбора и страховых взносов дано в статье 8 НК РФ.

Согласно статье 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Порядок обращения в суд с заявлением о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, предусмотрен статьями 104, 105 НК РФ.

Для возникновения у соответствующего органа права на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть соблюдены следующие условия:

1) наличие у физического лица задолженности по обязательным платежам;

2) требование контрольного органа об уплате взыскиваемой суммы не исполнено в добровольном порядке либо пропущен указанный в таком требовании срок;

3) федеральный закон не предусматривает иного порядка взыскания обязательных платежей и санкций;

4) на момент обращения в суд с административным исковым заявлением не истек срок давности взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ, пунктом 2 статьи 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Сроки подачи заявления о вынесении судебного приказа и направления настоящего административного иска в суд МИФНС России № 16 по Самарской области соблюдены.

Из материалов дела следует, что 12.08.2020 г. Сургаевым Е.А. была осуществлена частичная оплата задолженности по налогу на имущество в размере 20000 рублей, в связи с чем, МИФНС уточнили свои требования и просили взыскать с административного ответчика задолженность по налогу в оставшемся размере – 47210 руб., пени в размере 287,32 руб.

Поскольку Сургаевым Е.А. обязательства, указанные в требовании, не были выполнены в полном объеме, доказательств, подтверждающих погашение ответчиком задолженности по налогу на имущество в материалах дела не имеется, требования административного истца заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Согласно расчета налогового органа, недоимка Сургаева Е.А. по налогу на имущество за 2018 г. составляет 47210 руб., пени в размере 287,32 руб., в связи с чем, с учетом имеющихся в деле доказательств, административные исковые требования МИФНС России № 16 по Самарской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Довод представителя административного ответчика о необходимости отказа в иске ввиду нарушения процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить образовавшуюся задолженность, а именно о не направлении налоговым органом Сургаеву Е.А. налогового уведомления (Сургаеву Е.А. были выданы пароль и логин в личный кабинет налогоплательщика, однако, доступ в личный кабинет налогоплательщика им активирован не был), суд не может принять во внимание.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога также может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее - Порядок ведения личного кабинета), пунктом 16 которого определено, что формирование личного кабинета налогоплательщика осуществляется ФНС России в течение трех рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 18 данного Порядка физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Из содержания приказа Федеральной налоговой службы России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" следует, что налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.

Как следует из ответа ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары на судебный запрос Сургаеву Е.А. выдана регистрационная карта на подключение к интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика» (первичная регистрация) 03.08.2018г. 21.11.2018г. выдана регистрационная карта на подключение к интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика» (новый пароль). Получение услуги осуществлялось лично Сургаевым Е.А. в налоговом органе.

Таким образом, у налогового органа имелись доказательства получения налогоплательщиком Сургаевым Е.А. доступа к личному кабинету в установленном порядке.

В соответствии с п. 23 приказа датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.

Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

В подтверждение факта отправки налогового уведомления административным истцом предоставлены скриншоты с личного кабинета налогоплательщика, из которых усматривается, что 24.09.2019г. Сургаеву Е.А. отправлено налоговое уведомление № 44019292 от 15.08.2019г., 30.12.2019г. - требование № 95776.

Согласно п.20 Приказа ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ в случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе. После получения от физического лица уведомления, указанного выше, документы (информация), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, направляются налоговыми органами физическому лицу на бумажном носителе по истечении 3 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. В случае неполучения от физического лица уведомления, указанного выше, по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика.

Сведений о том, что Сургаев Е.А. обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.

Таким образом, административный ответчик, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имел возможность ознакомиться с направленным в его адрес налоговым уведомлением, а также требованием об уплате налогов и пени. Заявлений о том, что Сургаев Е.А. решил не использоваться личный кабинет, в МИФНС от административного ответчика не поступала.

Ввиду изложенного, налоговым органом процедура взыскания с Сургаева Е.А. налога на имущество и пени соблюдена, налоговое уведомление и требование об уплате налога направлены в адрес административного ответчика с соблюдением положений статей 11.2, 52, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем доводы административного ответчика не могут быть признаны обоснованными.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска до 20 000 рублей уплачивается государственная пошлина 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 и пунктом 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ с Сургаева Е.А. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1624,92 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 219, 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление МИФНС России № 16 по Самарской области удовлетворить.

Взыскать с Сургаева ФИО7, адрес года рождения, проживающего по адресу: адрес в пользу МИФНС России № 16 по Самарской области задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2018г. в размере 47210, пени в размере 287,32, а всего 47497 (сорок семь тысяч четыреста девяносто семь) рублей 32 копейки.

Взыскать с Сургаева ФИО9, адрес года рождения, проживающего по адресу: адрес в доход бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере 1624 (одна тысяча шестьсот двадцать четыре) рубля 92 копейки.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 05.11.2020 г.

Судья: (подпись) Е.О.Родивилова

Копия верна:

Судья

Секретарь

2а-3865/2020 ~ М-3604/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная Инспекция ФНС России № 16 по Самарской области
Ответчики
Сургаев Е.А.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Родивилова Е. О.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
19.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
20.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2020Подготовка дела (собеседование)
14.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
09.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2020Дело оформлено
26.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее