Дело № 2-4455/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания Февралевой Р.А.,
с участием в судебном заседании представителя истца Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия Бакулиной Е.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика УФССП по Республике Мордовия Сероглазовой А.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия к Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Администрация Инсарского муниципального района обратилась в суд с иском к Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия с вышеуказанными требованиями.
В обоснование иска указала, что 02.10.2014 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Инсарскому и Кадошкинскому районам УФССП России по Республике Мордовия Курдюковой И.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Между тем их вина в неисполнении требований исполнительного документа в срок отсутствовала, так как администрацией района были приняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, однако она не была обеспечена органами государственной власти Республики Мордовия необходимыми финансовыми средствами для предоставления детям-сиротам жилых помещений.
В связи с этим администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Инсарскому и Кадошкинскому районам УФССП России по Республике Мордовия от 02.10.2014 г.
В судебном заседании представитель истца Бакулина Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенных в иске.
Представитель ответчика Сероглазова А.В. возразила относительно удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23 мая 2014 года на основании исполнительного листа от 12.05.2014 года возбуждено исполнительное производство, по которому администрация Инсарского муниципального района РМ обязана предоставить Горину В.С. по месту жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. При этом судебным приставом-исполнителем установлен пятидневный срок для добровольного исполнения районной администрацией исполнительного документа.
02.10.2014 года в рамках вышеуказанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ОСП по Инсарскому и Кадошкинскому районам УФССП России по Республике Мордовия Курдюковой И.В. вынесено постановление о взыскании с Администрации Инсарского муниципального района РМ исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного его исполнения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
В соответствии с частью шестой статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 7 указанной нормы суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с частью третьей настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК Российской Федерации) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом нарушившим обязательство.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права «должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния». При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 №13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Законом Республики Мордовия № 32-З от 23 апреля 2013 «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственное полномочие Республики Мордовия по предоставлению жилых помещений детям - сиротам, лицам из их числа передано органам местного самоуправления - администрациям муниципальных районов республики и городского округа Саранск (пункт 3 статьи 2).
Пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Мордовия № 32-З предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Судом установлено, что Администрация Инсарского муниципального района письмом представила в Правительство Республики Мордовия информацию о недостаточности средств, выделенных на обеспечение жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в 2014 году, а также список неисполненных решений, вступивших в законную силу в 2014 году которыми на администрацию Инсарского муниципального района возложена обязанность предоставить жилые помещения лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Информация о невозможности исполнения решения суда по предоставлению жилого помещения Горину В.С. также предоставлена в ОСП по Инсарскому и Кадошкинскому районам Республики Мордовия.
Таким образом, суд считает установленным, что у Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия отсутствовала объективная возможность для исполнения решения суда об обеспечении Горина В.С. благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда, так как порядок исполнения решения суда был определен в нем (за счет средств бюджета Республики Мордовия), поступившие целевые денежные средства в выделенном объёме были потрачены на приобретение квартир для обеспечения жильем детей сирот, должные меры по истребованию дополнительных финансовых средств для исполнения решений судов ими предпринимались.
Поскольку, предоставление жилого помещения, приобретаемого на средства республиканского бюджета, не зависит исключительно от действий должника – Администрации муниципального района Республики Мордовия, в связи с чем, суд считает, что у Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия реальной возможности исполнить в течение установленного пятидневного срока решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 08.04.2014 не было вследствие объективных обстоятельств.
В связи с этим доводы стороны ответчика, изложенные в возражениях, суд находит несостоятельными.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.
Освободить Администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Инсарскому и Кадошкинскому районам УФССП России по Республике Мордовия Курдюковой И.В. от 02 октября 2014 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий З.В.Крысина
Справка.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 октября 2014 года.
Судья З.В. Крысина